Регональная Политика за Рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:57, лекция

Краткое описание

Среди основных целей и направлений территориального регулирования на Западе — форсирование в одних регионах (центрах) и сдерживание в других экономического роста, стимулирование концентрации или децентрализации промышленности, меры охраны окружающей природной среды, осуществление проектов реконструкции городов, освоения необжитых территорий и т. д. Побудительными мерами создаются условия для инвестирования капитала, создания новых рабочих мест в депрессивных районах, стимулирования капиталовложений в проекты освоения пионерных территорий (особенно в инфраструктуру и проч.).

Вложенные файлы: 1 файл

41.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

41 –  Региональная Политика за Рубежом

Налаженное во всех передовых  и многих развивающихся странах  сильное государственное регулирование  территориального развития существует в различных формах и видах: законодательное  регламентирование, прогнозирование, планирование и программирование экономики, проведение целевой региональной политики. Для этого в центре и на местах функционируют специальные структуры исполнительной власти.

 Среди основных целей  и направлений территориального  регулирования на Западе —  форсирование в одних регионах (центрах) и сдерживание в других экономического роста, стимулирование концентрации или децентрализации промышленности, меры охраны окружающей природной среды, осуществление проектов реконструкции городов, освоения необжитых территорий и т. д. Побудительными мерами создаются условия для инвестирования капитала, создания новых рабочих мест в депрессивных районах, стимулирования капиталовложений в проекты освоения пионерных территорий (особенно в инфраструктуру и проч.). Государство повышает частному капиталу норму прибыли в неосвоенных и слаборазвитых районах прямым субсидированием строительства и производства, значительными льготами по налогам и кредитам, предоставлением крупных и выгодных государственных заказов. В освоении территорий участвуют и государственные корпорации.

 Сильнейший толчок  территориальному регулированию  в США дала «великая депрессия» 1930-х годов. Федеральное правительство  приняло целый ряд законодательно-нормативных  актов по поддержке депрессивных  регионов, охваченных массовой безработицей (Юго-Восток и др.). Осуществление проекта подъема отсталого района особенно результативно проявилось на примере комплексного освоения бассейна реки Теннесси на базе энергетики. В течение трех десятилетий этот район имел наивысшие темпы экономического роста и превратился в высокоразвитый производственно-территориальный комплекс. Во время второй мировой войны огромные государственные капиталовложения были сделаны в экономику тихоокеанских штатов.

 С 60-х годов в США  действует закон о развитии пришедших в упадок районов, активизировалась разработка региональных программ. Главным рабочим органом по управлению ими является Федеральный совет регионального развития. В непосредствен ном управлении участвуют федеральные министерства, ведомства, агентства, местные органы администрации. Основной рычаг регулирования - федеральные субсидии, предоставляемые при условии долевого участия средств регионов. Для привлечения частного капитала федеральными властями широко используются налоговые льготы, особо льготные кредиты, государственные заказы и т. д.

 Однако к концу 70-х  годов влияние федеральной власти  на региональное развитие заметно снизилось, но возросла роль местного регулирования. Местные органы власти имеют реальные рычаги регионального планирования и широко используют их, в частности, для строительства автомобильных дорог, аэропортов, систем водоснабжения и канализации, жилищного строительства и т. д. Таким образом, значение государственного экономического регулирования не уменьшилось, но видоизменилось. Более того, специальные исследования показывают, что США, пропагандируя экономический либерализм для других стран, у себя проводят активную политику целевого макроэкономического регулирования с приоритетами в области занятости и сбалансированного роста, распространяя ее и на регионы.

 Главная цель государственной  поддержки в бедных районах  -наладить товарное производство, преодолеть бездорожье и ликвидировать неграмотность. Эти проблемы решаются путем сочетания плановых и рыночных начал.

 В зарубежной практике  территориального регулирования  много общего. Специальное законодательство, региональное планирование, фонды государственной поддержки «проблемных» регионов, органы государства по территориальному регулированию задействованы в Великобритании, ФРГ, Италии, Испании, Канаде, Индии и многих других странах. Комплексные региональные программы осуществляются в рамках межгосударственных объединений, особенно Европейского Союза. Вся практика регионального развития за рубежом свидетельствует о невозможности его успехов без сильной государственной помощи, так как здесь зачастую требуются очень большие капиталовложения, причем не сулящие частному капиталу высокие прибыли. Так, программа долины реки Теннесси 25 лет находилась на бюджетном кредитовании. Или свежий пример: перестройка хозяйства территорий бывшей ГДР после воссоединения с ФРГ, потребовавшая огромных государственных ассигнований.

Конечно, не следует переоценивать  итоги территориального регулирования  на Западе. Многие насущные проблемы регионов (рассредоточение мегаполисов, экологическое  оздоровление урбанизированных регионов, ликвидация хронической депрессивности территорий и др.) не удалось полностью решить. Но при отсутствии государственного регулирования они, несомненно, обострились бы до критического состояния.


Информация о работе Регональная Политика за Рубежом