Республика Адыгея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:00, реферат

Краткое описание

АДЫГЕЙЦЫ – народ, проживающий в России, коренное население Республики Адыгея (2108115 человек – по переписи 2002 года). Адыгейцы живут также в некоторых районах Краснодарского края. Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. Говорят адыгейцы на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Распространен русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие – мусульмане-сунниты. Как этнос адыгейцы сформировались в XIII—XIV веках. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно и очень драматично. Россия фактически завоевала Адыгею. Но на это ушло несколько десятилетий. Новая и гораздо более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи с образованием Адыгейской автономной области.

Вложенные файлы: 1 файл

Адыгея(14).docx

— 15.22 Кб (Скачать файл)

АДЫГЕЙЦЫ – народ, проживающий  в России, коренное население Республики Адыгея (2108115 человек – по переписи 2002 года). Адыгейцы живут также в  некоторых районах Краснодарского края (более пятнадцати тысяч). Часть  живет в Турции и странах Ближнего Востока. Говорят адыгейцы на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Распространен русский язык. Письменность на кириллической графической  основе. Верующие – мусульмане-сунниты.

Как этнос адыгейцы сформировались в XIII—XIV веках. Социальное развитие адыгейцев  протекало неравномерно и очень  драматично. Россия фактически завоевала  Адыгею. Но на это ушло несколько  десятилетий. Новая и гораздо  более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи  с образованием Адыгейской автономной области (в составе Краснодарского края). В 1991 году эта область была переименована в Республику Адыгею.

Адыгейцев можно узнать по традиционной одежде. Она общая для  всего Северного Кавказа. У мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном и, конечно, платок.

Народная мудрость адыгейцев  гласит, что самая красивая одежда – это скромность.

В далеком прошлом адыгейцы были язычниками. Почитали деревья, рощи, леса. Особое внимание уделяли адыгейцы богу Тха. Он занимал главное место во всех языческих религиях. Этот бог создал вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого. Адыгейцы приписывали ему, как верховному богу, следующие атрибуты: милостивый, милосердный, всепрощающий, дающий здоровье и судящий. Эти атрибуты носят оттенок единобожия. Следует отметить, что адыгейцы параллельно верили в существование и других, более мелких богов. То есть богов второй степени, например таких, как бог молнии Шибле, которого бог Тха поставил для воспитания людей. Вот уж, действительно, с помощью молнии, то есть бога молнии, можно воспитать в человеке много положительных черт характера.

Адыгейцы также верили в рай, ад, существование души, ангелов, сатану, джинов и в жизнь после  смерти.

В народной поэзии есть старинные героические песни о борьбе против местных феодалов, так же в фольклоре адыгейцев военно-исторические песни, охотничьи, трудовые, свадебные, колыбельные, шуточные, песни-плачи.

Исторические, героические  и шуточные песни исполняются  у адыгейцев мужчинами. Женщины  же поют другие песни: лирические, колыбельные, целебные и песни-плачи. В пословицах и поговорках тема музыки, пения, благозвучия  тоже встречается: На чьей арбе сидишь, того песни и пой.

Чья речь сладка, тот и  змею из норы выманит. Для адыгейских песен характерно двухголосие. Оно слагается из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоятельный мелодический рисунок. Есть у адыгейцев и свои музыкальные инструменты. Например, камыль – духовой инструмент вроде продольной флейты. Шичепшин – это смычковый инструмент, а пхачич – ударный. С середины XIX века в музыкальный быт адыгейцев вошла гармонь. И тоже стала очень популярным инструментом. С адыгейской народной музыкой были знакомы многие знаменитые русские композиторы: Глинка, Алябьев, Балакирев и Танеев.

Традиционными занятиями адыгейского народа - это пашенное земледелие (просо, ячмень, кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное (от слова «бурка) и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционные поселения состояли у адыгейцев из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище наземное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.

Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие  Адыгеец и человечность (культурный человек) воспринимается ими как  одно и тоже. Если кто ведет себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения, его спрашивают: «Вы абыгеба?», что означает «Ты разве не адыгеец?»

Все принципы морали, поведения  в обществе, самовоспитания заключены  в устном собрании законов («Кхабзе»). Этот свод законов считается святым. И того, кто его нарушает, наказывает совет старейшин.

Известно также, что у  адыгов есть клятва именем матеpи (самая сильная клятва) или именем пpедка. Наpушение такой клятвы считалось позоpом всего pода. Человек не имеет основания для довеpия, если он пpеступил чеpез клятву матеpи.


Информация о работе Республика Адыгея