Северный морской путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

Северный морской путь (СМП), судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную транспортную систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике.

Вложенные файлы: 1 файл

сев.морской путь.docx

— 1.71 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство речного и морского транспорта

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Волжская  Государственная Академия Водного  Транспорта 
 
 

                                      Кафедра: Гражданско-правовых дисциплин.

                                                  
 
 
 

Реферат на тему: «Северный морской путь» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                           Выполнила:

                      Студентка 4 курса

                      Губанович А.В.

                      Группа: ДЮ-42

                      Проверил:

                      Крепак С.В 
                     
                     
                     
                     

                                  

                                        Нижний Новгород

                                                     2012год 
 

                                                

                                        Северный морской путь.

Северный  морской путь (СМП), судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную транспортную систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике.

 
Решение конкретных вопросов, связанных  с судоходством по Северному морскому пути, в том числе регулирование  доступа на его трассы иностранных  судов, установление рекомендованных  маршрутов или курсов плавания, определение  и проведение в жизнь мер по обеспечению безопасности мореплавания, имея в виду, в частности, и предотвращение загрязнения морской среды региона, отнесено к компетенции специального государственного органа - Администрации  Северного морского пути (АСМП), созданной  в 1971 г. при Министерстве морского флота  СССР (ныне при Госагентстве морского транспорта Минтранса и связи России).

Правовые  основы режима судоходного использования  данной транспортной коммуникации изложены в принятых по постановлению Совета Министров СССР в 1990 г. Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется, что данный путь - это «расположенная во внутренних морских водах, территориальном  море (территориальных водах) или  исключительной экономической зоне РФ... его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которой ограничены на западе западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе 66-й параллелью и меридианом 168°58'37" западной долготы»

   Федеральный закон «Об исключительной  экономической зоне Российской  Федерации» 1998 г. объявил об установлении  вдоль побережья страны 200-мильной  исключительной экономической зоны  и провозгласил право компетентных  властей устанавливать в районах,  соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г., специальные обязательные  меры для предотвращения загрязнения  с судов. В случае нарушения  судами применимого законодательства  или международных правил указанные  власти уполномочены осуществлять  необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне,  произвести его осмотр либо  даже возбудить разбирательство  и задержать судно-нарушитель.

       Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов. 
 
    Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Поэтому прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. Оно вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Этот международный обычай был подтвержден Конвенцией о режиме морских портов, заключенной в Женеве в 1923 году. Ее участниками являются около 40 прибрежных государств. 
 
Тем не менее в интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации.

Согласно  Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, для захода в морские порты  иностранных ядерных судов требуется  предоставление соответствующему прибрежному  государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет  угрожать ядерной безопасности. Для  захода в морские порты иностранных  военных кораблей необходимо приглашение  прибрежного государства или  получение предварительного разрешения, а в некоторых странах требуется  уведомить прибрежное  государство.

Все суда во время пребывания в иностранных  портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т. д. Обычно государства заключают между  собой договоры о торговле и мореплавании, которые определяют порядок захода и правовой режим пребывания в  портах торговых судов договаривающихся государств. При обслуживании иностранных  судов и оказании им услуг в  портах применяется один из двух принципов: национального режима (предоставление режима, которым пользуются отечественные  суда) либо наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо наиболее благоприятствуемого третьего государства). 
 
Разрешение уголовных дел, касающихся моряков и других лиц, находящихся на борту иностранных судов при пребывании их в портах, и гражданских дел, связанных с самими указанными судами, их экипажами и пассажирами, относится к компетенции судебных учреждений прибрежного государства. Обычно власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции в отношении моряков иностранных торговых судов в тех случаях, когда это не вызывается интересами прибрежного государства, то есть когда правонарушения, совершенные на борту иностранного торгового судна, не носят тяжкого характера, не затрагивают интересов граждан прибрежного государства, не нарушают общественного спокойствия или общественного порядка в нем или его безопасности, не затрагивают интересов лиц, не принадлежащих к составу экипажа данного судна.

Согласно  международному обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных  судах внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и  экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой  несет судно.

Постановлением  Совета Министров СССР от 1 июля 1990 г. Северный морской путь открыт для  судов всех флагов при соблюдении некоторых правил, в частности  касающихся обязательной ледокольно-лоцманской проводки судов ввиду сложной  навигационной обстановки и в  целях обеспечения безопасности мореплавания в некоторых арктических  районах, расположенных в пределах трассы Севморпути.

Правовой  режим внутренних морских вод  устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство  и рыболовство во внутренних морских  водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно  законами и правилами прибрежного  государства. В этих водах иностранцам  обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской  деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные  суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду  стихийного бедствия, а также воды открытых портов. 

    Общим условием доступа на Северный морской путь является соответствие судна специальным технико-эксплуатационным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах: не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды (Правила 4 и 5). Контроль за ходом плавания судна, как и определение самого порядка плавания по коммуникации, возложены на АСМП, представители которой могут осуществлять контрольные осмотры судна, устанавливать тот или иной вид проводки судов (рекомендованными курсами, по указаниям обеспечивающих летательных аппаратов, с лоцманом на борту, ледо-кольно-лоцманскую проводку), а также приостанавливать плавание (когда это диктуется очевидной необходимостью охраны окружающей среды или безопасностью мореплавания) и выводить судно за пределы Северного морского пути, если оно нарушает положения данных Правил (Правила 6, 7, 9 и 10).

   Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.

В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили  около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили  более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).

В 2012 году транзитные перевозки по СМП могут  составить до 2500 тыс. тонн.

Выгоды  использования СМП для транзитных перевозок:

  • экономия на топливе;
  • уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
  • отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу);
  • отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
  • отсутствует риск нападения пиратов.
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

 

1. Судно должно  иметь следующие основные судовые  документы: 
1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 
2) свидетельство о праве собственности на судно; 
3) свидетельство о годности к плаванию; 
4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 
5) мерительное свидетельство; 
6) свидетельство о грузовой марке; 
7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью; 
8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами; 
9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором; 
10) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию); 
11) судовая роль; 
12) судовой журнал; 
13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем); 
14) санитарный журнал; 
15) журнал операций со сточными водами; 
16) журнал операций с мусором; 
17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами; 
18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров; 
19) судовое санитарное свидетельство о праве плавания.

Практическое  занятие № 3

по дисциплине «Морское право» 

тема: «Экипаж судна. Правовое регулирование труда моряков» 

    Общие вопросы  по теме:

  1. Что такое экипаж морского судна?
  2. Состав экипажа судна (командный и рядовой состав).
  3. Перечислите основные требования к членам экипажа морского судна.
  4. Охарактеризуйте особенности правового положения капитана морского судна.
  5. Дайте краткую характеристику Международной организации труда (МОТ). Какую роль играет МОТ (ILO) в регулировании труда моряков. Опишите виды документов МОТ.
  6. Что такое Международная федерация транспортников (МФТ, ITF)? Опишите её роль и возможности в правовом регулировании труда моряков.
  7. Какие ещё органы и организации оказывают влияние на правовое регулирование труда моряков?

Информация о работе Северный морской путь