Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 11:26, контрольная работа
Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба. Полярная ночь и полярный день в течение многих суток - наиболее приметный признак северной околополюсной области Земли. Здесь нет ни лесов, ни рек, отсутствуют какие-либо географические зоны, кроме одной — ледяной. Весь материк покрыт ледниковым щитом, в котором "заморожено" 24 млн. км2 воды, почти 90% объема пресных вод на поверхности Земли. Впрочем, над ледником, мощность которого достигает 4,3 км, кое-где возносятся горные цепи с острыми гребнями. Есть даже действующий вулкан Эребус. Встречаются участки свободной ото льда суши и озера, где температура воды у дна достигает +25 С.
Введение………………………………………………….. 2
Открытие Антарктиды……………………………………3- 11
Первооткрыватели материка……………………………..12-15
«Континент ученых»…………………..………………….16-19
Заключение…………………………………………………20
Список, используемой литературы……………………….21
А корабли все плыли и плыли среди призрачных ледяных гор. Над мачтами бесшумно носились буревестники, океан с трудом катил тяжелые волны... Льдины сплачивались все теснее и теснее. Снег валил, облепляя паруса мокрыми хлопьями, и, чтобы отряхнуть его, приходилось временами резко поворачивать корабль в сторону.
Весь январь экспедиция боролась со льдами. Никакая опасность не казалась морякам чрезмерной, если открывалась малейшая возможность для того, чтобы проникнуть к югу еще на какую-нибудь долю градуса. Однажды корабли вошли в узкий длинный проход. Слева теснились большие ледяные острова. Солнечные лучи горели бесчисленными огнями, переливаясь на острых гранях. В ледяных пещерах шумели волны.
С другой стороны прохода
тянулось огромное ледяное поле. На
нем в отдалении торчали
Узок был проход во льдах. Если бы внезапно набежал туман, не сдобровать бы кораблям. Но никто в эти минуты не думал об опасности. Офицеры, обрадовавшись солнцу, собрались на палубе, чтобы полюбоваться чарующей картиной.
Экспедиции удалось достигнуть, наконец, очень высоких южных широт. Курс кораблей пересек 69-ю параллель. И вот теперь впереди, в поле зрения трубы, на горизонте маячила сплошная белая полоса. Неужели снова придется отходить в сторону, терять с таким трудом отвоеванные мили?
Небо между тем заволокло
тучами, появился туман. Белая полоса
льдов росла, приближалась. На шлюпах
убавили паруса. Оправдались самые
худшие предположения: корабли уперлись
в сплошные льды, простиравшиеся далеко
с востока на запад.
Массивное ледяное поле, местами ровное,
местами бугристое, не походило на встречавшиеся
до тех пор льды открытого океана.
В нем не было прохода. Это был материк.
28 января 1820 г., когда русские моряки
достигли его берегов,
Справка. Антаркти́да (греч.ἀνταρκτικός- противоположность Арктике)-континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают воды Южного океана (в России этот океан часто рассматривают как южные части Индийского, Тихого и Атлантического океанов). Площадь континента составляет около 14,4 млн. км² (из них 1,6 млн. км² составляют шельфовые ледники).
Антарктида была открыта 16 (28 января) 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпах "Восток" и "Мирный" подошли к ней в точке 69°21′ ю. ш. 2°14′ з. д. (G) (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена).
Первыми вступили на континентальную часть 24 января 1895 года капитан норвежского судна «Антарктик» Кристенсен и преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк.
2.Первооткрыватели материка.
Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен (9 (20 сентября) 1778, о. Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония)- 13 (25 января) 1852, Кронштадт). Воспитывался в морском кадетском корпусе в Кронштадте, участвовал в первом кругосветном плавании русских судов в 1803-1806 на фрегате «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна. В 1819-1821 был начальником экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», последним командовал Михаил Лазарев. Выйдя 4 июня 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг и, обогнув юго-западный берег острова Новая Георгия, открытого Куком, около 56° ю. ш. открыл 3 острова маркиза де Траверсе, осмотрел южные Сандвичевы острова, пошёл к востоку по 59° ю. ш. и два раза отправлялся далее на юг, насколько позволяли льды, достигнув 69° ю. ш. 16 (28 января) 1820 экспедиция открыла Антарктиду; приблизившись к ней в точке 69° 21' 28" ю. ш. и 2° 14' 50" з. д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена), 21 января (2 февраля) участники вторично видели берег, 5 и 6 (17 и 18) февраля экспедиция подошла почти к берегу. Затем в феврале и марте 1820 шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней) по пространству Индийского и Южного океанов (55° шир. и 9° долг.), ещё никем до того не посещённым. Из Австралии экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и в ноябре опять отправилась в южнополярные моря. От острова Маккуори под 54° ю. ш., к югу от Новой Зеландии, экспедиция отправилась прямо к югу, затем к востоку и 3 раза пересекала Полярный круг. 10 января 1821 под 70° ю. ш. и 75° з. д. Беллинсгаузен встретил сплошной лёд и должен был пойти на север, затем открыл между 68° и 69° ю. ш. о. Петра I и берег Александра I, затем пришёл к островам Новой Шотландии, обогнул их и открыл многие вновь. 24 июля (5 августа) 1821 после 751-дневного похода экспедиция вернулась в Кронштадт.
Плавание экспедиции Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Как ранее, мы уже упоминали, знаменитый Кук в 70-х годах XVIII века первый достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, объявил, что далее его невозможно проникнуть на юг. Ему поверили, и 45 лет не было южнополярных экспедиций.
Беллингсгаузен доказал
Товарищи по службе всегда отмечали в Ф. Ф. Беллинсгаузене упорство и настойчивость- едва ли не самые главные качества, нужные для плавания в неведомых водах...
По возвращении из плавания Беллингсгаузен, уже контр-адмиралом, участвовал в Турецкой кампании 1828—1829. Затем командовал дивизией Балтийского флота, в 1839 сделан военным губернатором Кронштадта и на этом посту получил чин адмирала и орден Владимира I ст. В 1870 ему воздвигли памятник в Кронштадте. Именем Беллинсгаузена названо Море Беллинсгаузена в Тихом океане, мыс на Сахалине и остров в архипелаге Туамоту, советская научная полярная станция в Антарктиде, лунный кратер. Усадьба Беллинсгаузена находится в посёлке Лопухинка.
Второй первооткрыватель Антарктиды - уроженец г. Владимира – Михаил Петрович Лазарев, адмирал, кавалер ордена Святого Георгия 4 класса за выслугу лет. 3 (14) ноября 1978 г. - 11(23) апреля 1951г.
Родился в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус. По окончании отправился в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808.В 1808—1813 служил на Балтийском флоте, участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.
С 1813 по 1816, командуя судном «Суворов», совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно, открыл атолл Суворова.
В 1822, назначенный командиром фрегата «Крейсер», отправился в кругосветное путешествие, продолжавшееся три года.
В 1827—1829 участвовал в нескольких морских битвах в звании начальника штаба русской эскадры на Средиземном море. За отличие в сражении был произведён в контр-адмиралы, а линейный корабль «Азов», которым он командовал, впервые в истории русского флота был награжден георгиевским флагом. В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
С 1832 - начальник штаба Черноморского флота. В феврале - июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833.
С 1833 года - главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева. Его управление Черноморским флотом (1832—1845) было ознаменовано множеством улучшений, организацией адмиралтейства в Николаеве и др. Черноморский флот в значительной степени обязан ему теми высокими боевыми качествами, которые он обнаружил во время Крымской войны. Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу, свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…
В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, - ответил умирающий Лазарев, - и теперь не стану просить перед смертью».
3. Континент ученых.
Первая русская антарктическая экспедиция, открыв ледяные берега Антарктиды со стороны Африки и скалистые горы Земли Александра 1 в юго-восточной части Тихоокеанского сектор Южного океана, положила начало открытию остальных частей Антарктического континента. Кроме того, кругосветное плавание русских кораблей вблизи берегов Южнополярного материка среди дрейфующих льдов и айсбергов развеяло легенду о недоступности антарктических вод в высоких широтах.
24 июня 1821 года «Восток»
и «Мирный» вернулись в
Россияне были и одними из первых, кто вступил на землю Антарктиды. Это сделали в 1911 году Дмитрий Горев и Антон Омельченко, участвовавшие в экспедиции Р. Скотта. В то же время прибыл в Антарктиду и А.С. Кучин – штурман и руководитель океанографических работ на экспедиционном норвежском судне «Фрам», на котором Р. Амундсен подошел к краю шельфового ледника Росса, чтобы затем на собаках совершить поход к Южному полюсу.
О первых русских людях, побывавших на Ледяном континенте, напоминают сегодня названия на географической карте: ледник Кучина на Земле Уилкса, бухта Омельченко на Берегу Отса, остров Горева вблизи Берега Правды в море Дейвиса и пик Дмитрия на полуострове Росса.
Советские ученые стали одними из первых на нашей планете, кто стоял у истоков широких океанографических исследований в южнополярных районах. Еще в начале тридцатых годов прошлого столетия они планировали экспедицию в Антарктиду. Тогда предполагалось использовать китобойную флотилию акционерного камчатского общества «Алеут». На судах этой флотилии, а также с помощью самолета, базировавшегося на китобойной базе, намечалось обследовать обширный район, начиная от Земли Эндбери на запале и моря Росса на востоке. Программой науных исследований предусматривались океанографические, гидрографические и гидрологические работы в водах Южного океана, а также гляциологические и аэрометеорологические наблюдения. Кроме того, намечались геологические геоморфологические исследования на материке. Проект этой экспедиции был обсужден в ряде научных учреждений Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Однако экспедиция не состоялась, поскольку власти Южно-Африканского Союза – такое название тогда носила ЮАР, отказались снабдить советскую китобойную флотилию топливом.
Советские исследования начались более 20 лет спустя. Флагманское судной первой советской антарктической экспедиции – дизель-электроход «Обь»- оправилось в рейс из Калининграда 30.11.1955 года. Через полмесяца,14 декабря из этого же порта к берегам Антарктиды отправилось второе экспедиционное судно – дизель-электроход «лена», а через день вслед за «Обью» и «Леной» направилось еще одно экспедиционное судно. Это был небольшой теплоход «Рефрижератор №7», задачей которого была доставка в Антарктиду продовольствия для участников экспедиции.
Экспедиция для того времени была хорошо оснащена. Авиационный отряда имел 4 самолета и 2 вертолета, наземный транспортных отряд- 13 гусеничных тракторов и бульдозеров, 4 гусеничных вездехода ГАЗ-47, 10 грузовых автомобилей со специально оборудованными кузовами и т.д. Кроме того, полярники взяли с собой 50 ездовых колымских собак с нартами. Для созданию первого научного поселка на берегу Ледяного континенте был придан строительный отряд из 90 человек.
Возглавлял первую советскую антарктическую экспедицию сотрудник Арктического и антарктического НИИ, доктор географических наук М.М. Сомов.
5 января 1956 года «Обь»
достигла цели. С борта был
хорошо виден берег Антарктиды
(впоследствии он был назван
Берегом Правды). На юге над
ровной поверхностью припая
Сразу же после швартовки судна для рекогносцировки была выслана небольшая лыжная партия, в которую вошли начальник морской экспедиции профессор В.Г. Корт, гляциологи профессора Авсюк и Шуйский, кинооператор Кочетков А.С.. Возглавил эту партию метеоролог профессор Гусев А.М, заслуженный мастер спорта по альпинизму. Вслед за ним пешком на берег отправились еще двое – географ профессор Марков и геолог профессор Вялов. Эти 7 человек были первыми советскими людьми, ступившими на берег Ледяного континента…
В последующие десятилетия было сделано немало в исследовании Южного материка, площадь которого около 14 миллионов квадратных километров. В советских антарктических экспедициях в общей сложности участвовали не менее 10 000 человек.
И не можем мы забывать о том, что у истоков исследований Антарктиды, которые продолжаются и в настоящее время, были славные сыны нашего Отечества.
Заключение.
Важным отличием от других материков является полное отсутствие государственных границ и постоянного населения в Антарктиде. Материк не принадлежит никакому государству, там никто не живет постоянно. Здесь на научных станциях зимуют лишь несколько сотен полярников — и это на территории больше Европы почти в 1,5 раза, на которой уместилось бы около 650 млн. жителей.