Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:23, реферат
Слове́ния (словен. Slovenija), официальное название — Респу́блика Слове́ния — государство в Центральной Европе. Территория государства составляет 20 253 км², население, по итогам переписи 2009 года, — 2 005 692 человек. Занимает сто сорок четвёртое место в мире по численности населения и сто пятидесятое по территории.
Известным мировым брэндом Словении является бытовая техника компании «Gorenje». Эта фирма начинала с выпуска сельскохозяйственного оборудования. Она входит в десятку крупнейших производителей бытовой техники в Европе с производством 1,8 млн. единиц бытовой техники ежемесячно. Примерно 95% всей техники произведённой на заводах Gorenje идет на экспорт.
В течение 2000-2005 гг. стремительней всего развивались химическая (в частности фармацевтическая) промышленность, металлургия и производство машин и оборудования. В химической промышленности всемирноизвестными компаниями Словении являются Lek и Krka. Эти компании уже получили мировое признание и их продукция очень конкурентноспособна на мировом рынке.
Крупная нефтяная компания Petrol является полностью государственной, и в соответствии со специальным решением правительства, не может быть приватизирована. В энергетике Словении существует одна атомная электростанция — АЭС «Кршко».
7
Сельское хозяйство:
Доля сельского хозяйства в экономике страны очень мала, что является характерной особенностью стран, находящихся на постиндустриальном этапе развития. В аграрном секторе работает 2,5% всех занятых страны. Это означает, что сельскохозяйственное производство в Словении высокопродуктивное, так как лишь 2,5% населения производят 2,1% ВВП.
В аграрном секторе одинаково хорошо развиты и растениеводство, и животноводство. Сельское хозяйство специализируется на разведении крупного рогатого скота, овец и домашней птицы; также выращивается картофель, хмель, пшеница, сахарная свекла, кукуруза, виноград. Развито виноделие. Производство домашнего скота увеличивает свою долю в производстве сельскохозяйственной продукции, повышаясь с 52,9 % в 1990 г. до 69 % в 2006 г., хотя число молочных фермерств уменьшилось. Количество земель, выделенных под садоводство, упало за последние несколько лет, с 2258 га в 2000г. до 1724га в 2006 г. Значительная часть сельскохозяйственной продукции идет на экспорт.
После провозглашения независимости поставка садоводческих продуктов от остальной части прежней Югославии была уменьшена, обеспечивая новые возможности для словенских производителей. Однако их продукции приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны Нидерландов, Италии, Греции и Македонии. На современном этапе развития, когда Словения стала членом ЕС, ее сельскохозяйственная продукция будет сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны импортных товаров из стран ЕС. Но, при этом, участие в общей сельскохозяйственной политике ЕС должно гарантировать существенные ценовые меры по поддержке и фонды развития сельского хозяйства по крайней мере до 2013 года.
Примерно 93% всех сельскохозяйственных угодий находятся в частной собственности. Среди них преобладают мелкие и средние фермы с низким доходом: в 2005 году 30 % всех сельскохозяйственных угодий были размером 1-3 га, 21,9 % - 3-5 га, 25,6 % - 5-10 га и только 3,6 % были размером больше, чем 20 га. Мелкие хозяева земель обычно объединяются в кооперативы. Возвращение земель, которые были конфискованы коммунистами, проходило медленно в течение многих лет, но к середине 2007 практически завершилось. Вследствие сравнительно больших инвестиций в развитие аграрного сектора, Словения имеет высокоразвитую, безвредную для окружающей среды промышленность сельского хозяйства.
Сфера услуг:
Данный сектор в Словении достаточно развит. Немалую часть занимают банковские услуги. Банковская система относительно хорошо развита.
8
Словения в некоторой мере даже перенасыщена банковскими заведениями:
для 2 миллионов жителей там функционируют около 20 различных банков, наиболее известными из которых являются Nova Ljubljanska Banka, Nova Kreditna Banka Maribor и Banka Slovenije – национальный банк Словении.
В Словении большое количество супермаркетов для розничной торговли. Наибольшим среди них является Mercator. Он сосредоточил у себя в руках больше половины всей розничной торговли в Словении. Практически в каждом городе есть супермаркет этой сети. В ближайшее время Mercator планирует открыть свои филиалы в близлежащих странах – Хорватии, Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине.
Живописные ландшафты привлекают в Словению множество туристов ежегодно. Туризм в этой стране очень хорошо развит. Страна извлекает немалую прибыль ежегодно от посещающих ее туристов с разных уголков мира. Альпийский пейзаж и Средиземноморское окружение, так же как и многочисленные исторические и архитектурные памятники, и интернационально приветствуемые курорты привлекают сюда около 1,5-2 млн. людей в год. Словения специализируется на различных видах туризма. Здесь есть горнолыжные, прибрежные и лечебные курорты. Среди горнолыжных курортов наиболее известными являются такие регионы, как Бохинь, Блед, Церкно, Рогла-Зрече, Кранська Гора и др. К термальным курортам на территории Словении относятся Добрна, Порторож, Рогашка-Слатина, Терме Зрече, Струнян и др. Все бальнеологические курорты Словении знамениты своими spa-процедурами.
Телекоммуникационная инфраструктура достаточно хорошо развита. Существует много пользователей мобильной связи. В общем насчитывается около 140 телефонных аппаратов на 100 человек. Также в 1995 году в Словении была основана телекоммуникационная компания Telekom Slovenije - крупнейший оператор сотовой связи в стране. Среди местных радиостанций наиболее известными являются AM 10 и FM 230.
С развитием новейших технологий все больше людей имеют доступ к сети Интернет. В 2008 году в общем насчитывалось около 1,7 млн. пользователей всемирной паутиной.
Транспортные услуги:
В Словении насчитывается 14 аэропортов, развит железнодорожный транспорт. На железных дорогах производятся грузовые и пассажирские перевозки. В течение года словенские железные дороги перевозят около 18 млн. т грузов и 15 млн. пассажиров. Грузовые перевозки преимущественно международные, в то время как пассажирские в основном ограничиваются внутренним рынком. Основным рынком для грузовых перевозок являются Австрия, Италия, Венгрия, Германия, Чехия, Словакия и Хорватия, для
9
пассажирских перевозок — Хорватия, Италия, Австрия, Германия и Венгрия. В 2003 г. железные дороги Словении приняли стратегический план развития на 2003 – 2010 гг., получивший название New Way. Согласно этому плану железные дороги Словении должны стать технологически развитым и рентабельным оператором в грузовых перевозках, обеспечить предоставление полного пакета услуг в пассажирских перевозках, а также создать современную систему эксплуатации и текущего содержания инфраструктуры как в самой Словении, так и в соседних регионах
Внешние экономические связи:
Словения – страна с экономикой открытого типа. В основном, она поддерживает внешнеэкономические связи со странами-членами ЕС. Ее экономика больше ориентирована на Запад.
Более 90% экспорта Словении составляют промышленные товары. Возглавляют перечень экспортируемых товаров транспортные средства (грузовики и автобусы), за ними следует продукция фармацевтической промышленности, мебель, электроника, текстиль, шины, сельскохозяйственная продукция. Также страна активно экспортирует услуги, особенно туристические.
Партнеры по экспорту Словении – это, в большинстве своем, страны-члены ЕС. Ведущие позиции принадлежат Германии, Италии, Австрии, Хорватии, Франции и России.
Совокупный экспорт в 2008 г. Составил 2773 млн. долл. США.
Кроме экспорта товаров и услуг также имеет место экспорт электроэнергии и нефти. В 2008 году экспорт электроэнергии составил 5,894 млрд. кВт/час, экспорт нефти составил 4,535 млрд. баррелей в день.
Поток прямых инвестиций из страны в первом квартале 2008 г. составил 234 млн. дол. США.
Наряду с традиционно ввозимыми в страну сырьем, продовольствием, полуфабрикатами увеличивается ввоз транспортного оборудования. В число импортируемых товаров входят электрооборудование, металлоизделия, химические товары, текстиль, горюче-смазочные материалы.
Среди партнеров по импорту основная роль принадлежит все так же странам-членам ЕС, в основном. Главными импорт-партнерами Словении являются Германия, Италия, Австрия, Франция и Хорватия.
Совокупный импорт в 2008 году составил 32214 млн. долл. США. Темпы роста импорта увеличились после 2004 года, т.е. после того, как Словения вступила в ЕС
Поступления прямых иностранных инвестиций в национальную экономику страны в первом квартале 2008 г. составили 463 млн. дол. США.
Импорт электроэнергии в 2008 году составил 6,14 млрд. кВт/час, импорт
10
природного газа 1,073 млрд. м3, импорт нефти - 59,110 млрд. баррелей в день.
Словения подразделяется на 12 экономико-географических регионов: Приморье, Нотраньский, Горишский, Горень-ский, Средняя Словения, Доленьский, Засавье, Нижнее Поса-вье, Савиньское, Юго-Восточная Коринфия, Подравлье и Помурье. Эти регионы делятся на 57 микрорегионов и 106 районов. На макроуровне Словения часто подразделяют на две части, каждая из которых тяготеет к словенским Любляне и Марибору, являющимся крупными промышленными и культурными центрами страны.
Следовательно, можно сделать следующие выводы:
11
12
Используемая литература:
1.Чуркина И.В. «Русские и словенцы: Научные связи конца XVIII в. – 1914 г.» М., 1986;
2. «Центральноевропейские страны на рубеже ХХ–ХХI веков. Аспекты общественно-политического развития» Справочник. М., 2003;
3. Экономика
Словении – Словения. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.slovenia.com.ua/
13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»
Заочный факультет
Реферат
Словения