Состояние российской металлургической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:15, реферат

Краткое описание

Металлургия – второй по значимости (после нефти и газа) сектор российской экономики. Отрасль производит продукции на 70 млрд. долларов; больше половины ее экспортируется, рентабельность исключительно высокая. Но успешное развитие металлургии в последние годы вызывает неоднозначные ощущения. Металлургия все больше выглядит хоть и полезным, но всего лишь довеском к сырьевой специализации страны. Отечественные компании не стремятся укреплять на своих предприятиях характерную для развитых экономик мира специализацию на высоких переделах, металлообработка не особо их интересует, некоторые от нее и вовсе уже отказались.

Вложенные файлы: 1 файл

Металлургия в России.doc

— 29.50 Кб (Скачать файл)

Состояние российской металлургической промышленности  
 
Металлургия – второй по значимости (после нефти и газа) сектор российской экономики. Отрасль производит продукции на 70 млрд. долларов; больше половины ее экспортируется, рентабельность исключительно высокая. Но успешное развитие металлургии в последние годы вызывает неоднозначные ощущения. Металлургия все больше выглядит хоть и полезным, но всего лишь довеском к сырьевой специализации страны. Отечественные компании не стремятся укреплять на своих предприятиях характерную для развитых экономик мира специализацию на высоких переделах, металлообработка не особо их интересует, некоторые от нее и вовсе уже отказались. 
 
На сегодняшний день Россия занимает в мире 4-е место по производству стали (67,9 млн. тонн в год), 3-е место по экспорту стальной продукции (27,6 млн. тонн в год – 46% от общего объема производимого металлопроката), входит в первую десятку стран мира по импорту (5,1 млн. тонн в год; доля импорта во внутреннем потреблении стального проката составляет 14%). 
 
Доля черной металлургии в общем объеме промышленного производства составляет около 9,8%. В состав отрасли входит более 1,5 тыс. предприятий и организаций, 70% являются градообразующими. В отрасли занято свыше 660 тыс. человек. 
 
В черной металлургии России сформировалось 9 крупных компаний и вертикально интегрированных корпоративных групп, на долю которых приходится более 80% объемов промышленного производства отрасли (это металлургические компании «ЕвразХолдинг», «Северсталь», «Новолипецкий металлургический комбинат», «Магнитогорский металлургический комбинат», «УК Металлоинвест», «Мечел», а также трубные компании «Трубная металлургическая компания», «Объединенная металлургическая компания», ЗАО «Группа Челябинский трубопрокатный завод»). 
 
Начиная с 1999 года, благодаря действию как внутренних, так и внешних факторов, начался рост металлургического производства. В 2006 г. объемы производства основных видов продукции черной металлургии превысили уровень начала 1990-х годов. 
 
Для развития металлургической промышленности в Российской Федерации существуют благоприятные условия. В результате использования дешевых энергетических, сырьевых и трудовых ресурсов себестоимость производства металлопродукции является одной из самых низких в мире. Учитывая, что металлопродукция реализуется как на внешнем, так и на внутреннем рынке фактически по мировым ценам, российские металлургические компании являются одними из наиболее рентабельных в мире. Так, отношение чистой прибыли к выручке крупнейших российских комбинатов черной металлургии в последние несколько лет составляло 0,15–0,3 что существенно превышает аналогичные показатели ведущих мировых компаний (0,02–0,07). 
 
При таких благоприятных условиях и высоких финансовых показателях темпы развития отрасли в 2000–2008 годах были не на высоком уровне: производство основных видов продукции (прокат черных металлов, железная руда) росло в среднем на 2–3% в год. Это обусловлено высоким уровнем загрузки производственных мощностей в металлургии, а также длительными сроками строительства и высокой капиталоемкостью новых мощностей. Сказывалось и то, что на инвестиции в основной капитал в последние годы направлялось 25–35% от сальдированного финансового результата черной металлургии, большая часть прибыли расходовалась на другие цели, в том числе на приобретение производственных активов в других секторах экономики и за рубежом, на выплату дивидендов. 
 
Наблюдаемый в настоящее время рост цен на металлопродукцию на мировых рынках ведет к увеличению российского экспорта, в первую очередь полуфабрикатов. Так, за первый квартал 2010 г. выросли экспортные поставки заготовок на 9 %, чугуна – на 7,7%, кокса и полукокса – на 6,4%, тогда как поставки продукции повышенной технологической готовности – плоского проката снизились на 4,5% по отношению к аналогичному периоду 2009 года. 
 
^ Крупнейшие металлургические компании мира:

 
 

 

 
Компания

 
Страна

 
Производство стали, млн. т

 
1.

 
ArcelorMittal

 
Люксембург

 
77,5

 
2.

 
Baosteel Group

 
Китай

 
31,3

 
3.

 
POSCO

 
Южная Корея

 
31,1

 
4.

 
Nippon Steel

 
Япония

 
26,5

 
5.

 
JFE

 
Япония

 
25,8

 
6.

 
Jiangsu Shagang

 
Китай

 
20,5

 
7.

 
Tata Steel

 
Индия

 
20,5

 
8.

 
Ansteel

 
Китай

 
20,1

 
9.

 
Северсталь

 
Россия

 
16,7

 
10.

 
Евраз

 
Россия

 
15,3


 
  
 
Экстраполяция нынешнего  процесса консолидации металлургического производства позволяет прогнозировать, что к 2015 г. на первую десятку игроков придется уже до 40% глобального металлургического рынка. Это означает, что первые три-четыре компании будут выплавлять в среднем более 80 млн. тонн стали в год. Сочетание относительно невысокой стоимости металлургических активов с высокими прибылями будут стимулировать процесс дальнейших слияний и поглощений в этом секторе. 
 
На металлургическом рынке сложились три группы компаний, которые будут действовать в среднесрочной перспективе: глобальные игроки, региональные чемпионы и нишевые специалисты. 
 
Глобальные игроки имеют производственные мощности свыше 50 млн. тонн стали в год и обладают глобальной сетью заводов. Они производят всю номенклатуру стальной продукции при ведущей роли готовых изделий. По состоянию на 2010 г. к глобальным игрокам можно отнести только Arcelor Mittal. 
 
Глобальные игроки способны использовать в полной мере преимущества производства продукции в развивающихся странах, включая более низкую заработную плату, более дешевые энергоресурсы и сырье, меньшие потребности в капитале, близость к новым источникам спроса. Например, глобальная компания организует мало затратное производство низких переделов в Бразилии; осуществляет инновационное и технологически емкое производство высоких переделов в Европе, Японии или Корее; обеспечивает доступ своей продукции на рынки быстроразвивающихся стран, таких как Индия или Китай, кооперируясь с местными металлургическими компаниями или отдавая на аутсорсинг специфические функции. 
 
Региональные чемпионы обычно имеют объемы производства в диапазоне от 10 до 50 млн. тонн и концентрируют свою деятельность в одном ключевом регионе, хотя и могут осуществлять некоторые операции (или владеть сбытовыми подразделениями) в других регионах. В свою очередь, они могут быть двух типов. К первому типу относятся, как правило, компании из так называемой металлургической триады (США, Европа, Япония). Такие компании обладают производственными мощностями высокого передела нижнего предела в развивающихся странах. Ко второму типу региональных чемпионов относятся компании из стран с низкими издержками, заинтересованные в получении современных технологий, а также результатов исследований и разработок, проводимых в странах «триады». 
 
Металлургические компании – нишевые специалисты обычно производят в год не более 5 млн. тонн стали. Однако это высокотехнологичные виды продукции, такие как инженерная и машиностроительная сталь, специальные виды формовой стали (тонколистовой металл, оцинкованный лист и др.). Как правило, нишевые специалисты размещаются в развитых странах и предлагают свои продукты, как на региональном, так и на глобальном рынках. Поскольку продукция таких компаний требует специфических высокотехнологичных производственных процессов, они располагают всего одним или двумя-тремя заводами, но множеством центров продажи, часто на глобальном уровне. Ключевыми направлениями стратегии таких компаний являются: стимулирование роста с помощью продуктовых инноваций, часто совместно с потребителями; усиление сервисных операций; концентрация на производстве высококачественных изделий высокой добавленной стоимости. 


Информация о работе Состояние российской металлургической промышленности