Социальная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
• характеристика функций и моделей социальной политики;
• выявление основных направлений социальной политики в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования социальной политики 5
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 5
1.2 Функции и модели социальной политики государства 7
Глава 2. Особенности социальной политики в России 17
2.1 Основные направления социальной политики в России 17
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения 22
Заключение 30
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Социальная политика РФ.docx

— 50.81 Кб (Скачать файл)

4)         реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

II.       В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:

- доступность бесплатной  медицинской помощи;

- недостаточная эффективность  финансирования здравоохранения;

- нехватка кадров;

- обеспечение лекарственными  препаратами;

- качество оказываемых  услуг.

Невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования, прежде всего работающего населения. А это значит, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно.

III. Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации :

1. Неопределенность школьного  образования. Она заключается  в отсутствии конкретного «образовательного  вектора». Школьника учат всему  понемногу, без определенной цели. При этом образование, которое  ребенку предлагают современные  российские школы, как правило,  носит сугубо теоретический характер, тогда как на данном этапе  становления личности человеку  требуются как раз практические  навыки.

2. Сомнительная эффективность  единого государственного экзамена. Пройдя первую ступень образовательной  системы (завершив обучение в  школе), молодой россиянин сталкивается  с проблемой сдачи единого  государственного экзамена. Многие  российские школы просто не  готовы к такой форме проведения  экзаменов. Ведь принятие решения  об оценке теперь возлагается  на компьютер, а не на конкретного  человека. Знания оцениваются исключительно  исходя из заполненного бланка  ЕГЭ, а не на основе представления  учителя о потенциале и степени  развития учащегося.

3. Снижение качества высшего  образования. В РФ на 1000 человек  приходится 50 студентов. Из более чем 3000 вузов Совет по образованию и науке при Президенте РФ рекомендует абитуриентам лишь 150.

В связи с этим необходимо создать более эффективные формы  контроля, способные обеспечить права  граждан на получение качественного  образования. Это означает, что в системе непрерывного образования нужно организовать систему управления качеством образования для широкой сети учебных заведений, различных по содержанию, уровню и характеру образовательных услуг, времени существования, формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, позволит решить большинство проблем. С одной стороны, интеграция оставляет правовую и финансово-экономическую самостоятельность учебным заведениям, а с другой – объединяет эти учреждения через общую систему управления качеством образовательного процесса.

IV. На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.

Большое значение для решения  проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что  за этот счет можно существенно сократить  уровень негативных последствий, связанных  с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и  переподготовки кадров. Число занятых  в ряде отраслей российской экономики  действительно избыточно. Так, в  нефтегазовом секторе управленческий аппарат в последние годы был  раздут вследствие сверхвысоких цен  на нефть. В электроэнергетике наблюдался тот же процесс благодаря возможности  устанавливать монопольные тарифы. Не блещут эффективностью и некоторые  другие отрасли.

Эта деятельность сегодня  должна, прежде всего, рассматриваться  как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства  неразрывно связана с формированием  экономики знаний. Одновременно с  этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и  переподготовки кадров должны удовлетворить  потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности  при условии согласованности  спроса и предложения рабочей  силы.

Решение проблем безработицы  неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен  только в том случае, когда научно-техническая  политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

V. Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.

Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные изменения :

Во-первых, размер минимальной  оплаты труда должен устанавливаться  почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты  – это должна быть чистая часовая  тарифная ставка.

Во-вторых, необходимо кардинально  поменять структуру налога с доходов  физических лиц – он должен иметь  различные ставки применительно  к разным видам доходов:

В-третьих, хозяйствующий  субъект должен самостоятельно ежегодно устанавливать минимальный уровень  заработной платы для своих работников, который не может быть меньше, чем  установленный законодательно, причем этот минимальный уровень должен быть освобожден от уплаты налога с  доходов физических лиц.

В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда  для работников.

В-пятых, необходимо закрепить  в Налоговом кодексе требование, что единый социальный налог рассчитывается по всему коллективу работников организации в целом. Это тот редкий случай, когда средняя температура по больнице играет положительную роль.

При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений  и одновременном введении их в  действие, есть надежда на то, что  заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.

Глава 3. Социальная политика Республики Татарстан.

1.1 Проект закона Республики Татарстан «О социальной политике в Республике Татарстан».

 

Проект закона Республики Татарстан  «О социальной политике в Республике Татарстан» разработан Центром экономических  и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров  Республики Татарстан и определяет содержание деятельности органов государственной  власти Республики Татарстан, органов  местного самоуправления Республики Татарстан, работодателей, работающих граждан, общественных организаций в сфере социальной политики в целях повышения качества жизни населения Республики Татарстан.

В проекте закона под социальной политикой понимается часть внутренней политики органов государственной  власти Республики Татарстан, органов  местного самоуправления Республики Татарстан, воплощенная в их социальных программах и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Область регулирования законопроекта включает в себя сферы здравоохранения, образования, социальной защиты (в том числе социальное обслуживание); личной и общественной безопасности, культуры и искусства, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма.

Законопроектом определяются приоритеты, принципы и структура социальной политики республики, ее институциональное  обеспечение и содержание деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также работодателей, работающих граждан и общественных организаций  в реализации социальной политики, в том числе развитие социального  партнерства с частным бизнесом.

В проекте закона Республики Татарстан  основными приоритетами социальной политики признаются:

- обеспечение государственных  гарантий и стандартов качества  предоставления социальных услуг;

- развитие сотрудничества государства  и частного бизнеса в сфере  регулирования условий труда,  заработной платы, занятости,  социального партнерства и благотворительной  деятельности;

- участие общественных, благотворительных,  религиозных организаций и населения  в реализации социальной политики;

- развитие конкурентной среды  в социальной сфере.

Для реализации указанных приоритетов  законопроектом гарантируется наличие  следующих механизмов и институтов:

- законодательно установленный  порядок разработки программ  в сфере социальной политики;

- система взаимодействия органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, коммерческих  и некоммерческих организаций  в сфере формирования и реализации  социальной политики;

- ежегодное и среднесрочное  планирование бюджетных средств,  выделяемых на реализацию социальной  политики;

- развитие системы государственных  минимальных социальных стандартов;

- подушевое финансирование учреждений социальной сферы;

- мероприятия по комплексному  обустройству поселений в целях  реализации социальной политики  на основе выравнивания обеспеченности  социальной инфраструктурой с  использованием системы социальных  стандартов и норм.

Законопроектом предусмотрена  организация выявления общественного  мнения по актуальным проблемам социальной сферы различных групп населения, бизнес-сообщества, государственных служащих, экспертов используемого при оценке целесообразности разработки социальных программ и постоянного контроля за ходом реализации действующих законов социального блока.

Законом предусматривается социальная ответственность работодателей  и работающих граждан за формирование солидарного финансового ресурса  на реализацию социальных программ, а  также ответственность работодателей  по обеспечению заработной платы  на уровне не ниже минимального потребительского бюджета каждому работнику.

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим  выводам.

1. Социальная политика  – это система экономических  отношений, обеспечивающая каждому  члену общества гарантии определенного  уровня жизни, минимально необходимого  для развития и использования  его способностей (трудовых, предпринимательских,  личностных) и обеспечивающая его  при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети).

2. Основными принципами  проведения социальной политики  являются:

-        защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

-        обеспечение помощи самым бедным семьям;

-        выдача помощи на случай безработицы;

-        обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

-        развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

-        проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

3. Социальная политика  выполняет следующий ряд функций:

Обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы.

·          Обеспечение политической устойчивости власти.

·          Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое

признавалось бы большинством справедливым.

·          Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости.

·          обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

·          обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы.

·          обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения.

4. Различают несколько  моделей социальной политики:

По типу субъекта социальной ответственности:

·          либеральная модель

·          корпоративная модель

Информация о работе Социальная политика РФ