Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
• характеристика функций и моделей социальной политики;
• выявление основных направлений социальной политики в России;
Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования социальной политики 5
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 5
1.2 Функции и модели социальной политики государства 7
Глава 2. Особенности социальной политики в России 17
2.1 Основные направления социальной политики в России 17
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения 22
Заключение 30
Список литературы 33
4) реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
II. В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:
- доступность бесплатной медицинской помощи;
- недостаточная эффективность
финансирования
- нехватка кадров;
- обеспечение лекарственными препаратами;
- качество оказываемых услуг.
Невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования, прежде всего работающего населения. А это значит, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно.
III. Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации :
1. Неопределенность школьного
образования. Она заключается
в отсутствии конкретного «
2. Сомнительная эффективность
единого государственного
3. Снижение качества высшего образования. В РФ на 1000 человек приходится 50 студентов. Из более чем 3000 вузов Совет по образованию и науке при Президенте РФ рекомендует абитуриентам лишь 150.
В связи с этим необходимо
создать более эффективные
IV. На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения.
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.
Большое значение для решения
проблем безработицы имеет
Другим важным направлением
минимизации безработицы
Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы.
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
V. Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.
Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные изменения :
Во-первых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты – это должна быть чистая часовая тарифная ставка.
Во-вторых, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц – он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов:
В-третьих, хозяйствующий
субъект должен самостоятельно ежегодно
устанавливать минимальный
В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников.
В-пятых, необходимо закрепить
в Налоговом кодексе
При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений и одновременном введении их в действие, есть надежда на то, что заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.
Проект закона Республики Татарстан «О социальной политике в Республике Татарстан» разработан Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан и определяет содержание деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления Республики Татарстан, работодателей, работающих граждан, общественных организаций в сфере социальной политики в целях повышения качества жизни населения Республики Татарстан.
В проекте закона под социальной политикой понимается часть внутренней политики органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления Республики Татарстан, воплощенная в их социальных программах и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Область регулирования законопроекта включает в себя сферы здравоохранения, образования, социальной защиты (в том числе социальное обслуживание); личной и общественной безопасности, культуры и искусства, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма.
Законопроектом определяются приоритеты,
принципы и структура социальной
политики республики, ее институциональное
обеспечение и содержание деятельности
органов государственной власти
и органов местного самоуправления,
а также работодателей, работающих
граждан и общественных организаций
в реализации социальной политики,
в том числе развитие социального
партнерства с частным
В проекте закона Республики Татарстан основными приоритетами социальной политики признаются:
- обеспечение государственных
гарантий и стандартов
- развитие сотрудничества
- участие общественных, благотворительных,
религиозных организаций и
- развитие конкурентной среды в социальной сфере.
Для реализации указанных приоритетов законопроектом гарантируется наличие следующих механизмов и институтов:
- законодательно установленный порядок разработки программ в сфере социальной политики;
- система взаимодействия
- ежегодное и среднесрочное
планирование бюджетных
- развитие системы
- подушевое финансирование учреждений социальной сферы;
- мероприятия по комплексному
обустройству поселений в
Законопроектом предусмотрена
организация выявления
Законом предусматривается социальная
ответственность работодателей
и работающих граждан за формирование
солидарного финансового
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Социальная политика
– это система экономических
отношений, обеспечивающая
2. Основными принципами
проведения социальной
- защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
- обеспечение помощи самым бедным семьям;
- выдача помощи на случай безработицы;
- обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
- развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
- проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
3. Социальная политика
выполняет следующий ряд
Обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы.
· Обеспечение политической устойчивости власти.
· Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое
признавалось бы большинством справедливым.
· Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости.
· обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
· обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы.
· обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения.
4. Различают несколько моделей социальной политики:
По типу субъекта социальной ответственности:
· либеральная модель
· корпоративная модель