Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы - показать республику Татарстан как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.
Введение --------------------------------------------------------------------------- 3
Раздел 1. Экономико-географическое положение ----------------------- 4
Раздел 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов --- 8
Раздел 3. Население и трудовые ресурсы --------------------------------- 10
Раздел 4. Хозяйственный комплекс Татарстана ------------------------- 14
Раздел 5. Транспортный комплекс Татарстана --------------------------- 25
Раздел 6. Экологические проблемы Татарстана ------------------------- 28
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 29
Список использованной литературы и материалов --------------------- 32
В сельскохозяйственном отношении используется 65% земельного фонда республики. Распаханность сельхозугодий составляет почти 82%. Общая площадь пашни - 3 513,9 тыс. га.
В республике принят Земельный Кодекс, создана достаточная правовая база для внедрения таких форм хозяйствования, которые позволяют максимально использовать фактор реального собственника земли и производственный потенциал, созданный в бывших колхозах и совхозах.
Немало
делается по развитию инфраструктуры
продовольственного рынка. Функционирует
продовольственная биржа, сеть оптовых
рынков, в городах
В настоящее время новые формы хозяйствования представлены 1162 субъектами, из них:
- сельхозкооперативы - 209 (18%);
- общества с ограниченной ответственностью - 62 (5,3%);
- товарищества на вере - 18 (1,5%);
- крупные крестьянские хозяйства - 232 (20%) (земельная площадь 100 и более га);
- другие формирования - 641 (55,2%).
В целом новые формирования занимают 21% сельхозугодий республики.
За 1998 год число крестьянских (фермерских) хозяйств выросло с 1330 до 1761. Доля индивидуального мелкотоварного сектора в производстве продукции сельского хозяйства увеличилась за последние 5 лет на 10% и составила в 1998 году 38 %.
Таким образом, в ходе аграрной реформы формируется конкурентная среда в сельском хозяйстве.
Одновременно
в целях поддержки
Негативные тенденции в АПК, вызываемые диспаритетом цен, снижением уровня бюджетного финансирования и инвестиций, преодолеваются при государственной поддержке. За счет бюджета и целевых бюджетных фондов финансируются “узловые точки”, осуществляется поддержка сельхозтоваропроизводителей, создается основа для производства конкурентоспособной продукции, улучшается социальная сфера (строительство школ, дорог, газификация районов республики и т.д.). К приоритетным задачам относятся:
- использование минеральных удобрений и средств защиты растений;
- коренное улучшение земель;
- развитие племенного дела и элитное семеноводство;
- внедрение новых технологий;
- создание лизингового фонда.
В развитии производства сельскохозяйственной продукции (сахарная свекла, картофель, кукуруза) республика в течение последних лет сотрудничала с фирмами “Сюкден Технологии” (Франция), “БМА” (Германия), “Петроплюс Инжиниринг” (Нидерланды), “Пионер” (США) и рядом других. Реализация отдельных проектов осуществляется в рамках кредитных линий и инвестиционных программ.
По основным показателям развития АПК республики занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Особенно заметны успехи в производстве зерна. За 1994-1998 гг. урожайность зерновых в Татарстане составила 24,8 ц/га, рост на 5,9 ц/га или 31%. Соответствующие показатели по России: снижение валового сбора на 39%, урожайности – на 13%. Поэтому даже в условиях обвала продовольственного рынка России и засухи 1998 г. население республики бесперебойно снабжалось продуктами питания.
В агропромышленном комплексе республики действуют:
38 предприятий молочной
10 мясокомбинатов;
3 сахарных завода;
16 спиртовых и ликеро-водочных заводов.
Сельское хозяйство республики обслуживает 66 АО “Сельхозтехника”, 54 АО “Агрохимсервис” и 43 агроснабов районов.
Основными направлениями аграрной политики в республике являются:
- расширение необходимой правовой базы для регулирования земельных отношений,
- включая частную собственность на землю с правом купли и продажи;
- формирование класса крупных собственников и многоукладной экономики;
- внедрение прогрессивных
- интеграция
- развитие рыночной
В
таблице 5 приведены расчёты
где F - доля продукции Татарстана к общему производству в районе, %; P - доля населения Татарстана к общей численности населения в районе, %.
Из
таблицы видно, что главной отраслью
специализации республики является
производство сахарной свеклы. Татарстан
также специализируется в производстве
зерна, картофеля, мяса, молока и яиц.
Значимость агропромышленного комплекса
Татарстана в районе очень высока.
Раздел
5. Транспортный комплекс
Татарстана.
С одной стороны, комплекс является самостоятельным материальным производством, а с другой, входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей развитие других производственных отраслей. Принадлежность к отраслям материального производства и связующая роль в межотраслевом и территориальном разделении труда определяют народнохозяйственное значение транспорта, поэтому сочетание и взаимодополнение различных видов транспорта - одно из условий формирования транспортной системы.
Основные задачи транспорта:
- обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами;
-
своевременное и полное
- повышение экономической эффективности его работы.
Республика Татарстан располагает развитой транспортной сетью. Ее основу составляют автомагистрали, железные дороги, четыре судоходные реки: Волга, Кама, Вятка, Белая, нефте- и газопроводы, авиалинии.
Важнейшими железными дорогами являются магистрали, проходящие через города Зеленодольск, Казань, Агрыз (часть дороги Москва-Екатеринбург) и через нефтедобывающие районы юго-восточной части республики (часть дороги Москва-Челябинск). Несколько меньшее значение имеют меридиальные дороги Зеленодольск-Ульяновск и Агрыз-Бугульма.
Крупнейшими транспортными узлами являются города Казань, Агрыз, Зеленодольск, Бугульма, Набережные Челны.
Крупные города республики связаны постоянным воздушным сообщением с 70 городами России и других государств СНГ, а также со странами дальнего зарубежья.
В систему воздушного транспорта Республики Татарстан входят 17 эксплуатантов воздушного транспорта, аэропорт "Казань ", Татарское агентство воздушных сообщений, товарищество с ограниченной ответственностью "Аэрь" и предприятие "Свет". Из 17 эксплуатантов 4 предприятия являются государственными, 4 созданы на базе акционерных обществ, 6 получили свидетельства эксплуатантов на базе летных отрядов ведомственной авиации, 3 эксплуатанта созданы на базе учебно-спортивной авиации.
В
Республике Татарстан полеты производятся
из 24 аэропортов и аэродромов, из них
1 аэропорт международный (Казань), 2 аэропорта
союзного значения (Бегишево, Бугульма),
16 аэропортов местных воздушных
линий, 2 аэродрома Российского
Татарстан является крупнейшим в Восточной Европе центром трубопроводного транспорта. Основные нефте- и газопроводы радиально расходятся от Альметьевско-Бугульминского промышленного узла на северо-восток (Пермь), восток (Уфа), юго-восток (Оренбург), юго-запад (Самара) и запад (Казань). Город Альметьевск является начальным пунктом нефтепровода "Дружба", по которому татарская нефть транспортируется в европейские страны. Между центрами газопереработки и нефтехимии - Альметьевском, Нижнекамском и Казанью проложен продуктопровод. Через северо-западную часть республики проходят трансконтинентальные газопроводы Уренгой-Центральная Россия и Уренгой-Помары-Ужгород.
По оценке Госкомстата Республики Татарстан, в 1998 г. предприятиями автомобильного транспорта перевезено, с учетом малых предприятий и предпринимателей, занимающихся коммерческими грузовыми перевозками, включая перевозки для собственных нужд, 13,7 млн. тонн грузов, из них коммерческих – 13,2 млн. тонн (85,6% к уровню 1997 г.). Грузооборот автомобильного транспорта составил 685,3 млн. тонно-километров (ткм), в том числе коммерческий – 670,3 млн. ткм (117,1% к уровню 1997 г.). Крупными и средними автопредприятиями на коммерческой основе перевезено 12,3 млн. тонн грузов или 93,2% от общего объема перевозок; выполнено 336,6 млн. ткм. (50,2% коммерческого грузооборота).
Пассажирооборот транспорта общего пользования характеризовался в 1998 г. следующими данными. Перевозка пассажиров предприятиями автомобильного транспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. уменьшилась на 6,3% и составила 660,5 млн. человек, 61% перевозок выполнено муниципальными, 5,7% - государственными, 33,3% - прочими автопредприятиями.
В 1998 г. авиационным транспортом, с учетом нерегулярных авиаперевозчиков, перевезено 294,7 тыс. человек и выполнено 445,4 млн. пассажиро-километров, что составило, соответственно, 66,4% и 64,7% к уровню 1997 г. Из общего объема перевезенных пассажиров и выполненного пассажирооборота 89,9% и 80,8% приходилось на долю регулярных авиаперевозчиков.
В таблице 6 приведены протяжённость транспортных путей республики и их густота.
В 1998 году номенклатура экспорта была представлена широким спектром производимой в республике продукции, хотя наибольшую долю (64,5%) в общем объеме экспорта продолжали составлять нефть и нефтепродукты. Помимо них большой вклад в экспорт республики традиционно внесли также нефтехимическая и химическая отрасли промышленности, авиа- и автомобилестроение, машино- и приборостроение.
В
структуре импорта Республики Татарстан
превалировали товары производственно-технического
назначения (машины, оборудование, приборы
и транспортные средства и т.п.) -
60% от общего объема импорта. Традиционно
импортируемыми товарами являются также
черные металлы и трубы из них, медикаменты,
алкогольные и безалкогольные напитки,
зерновые культуры, масло подсолнечное,
сахар, мясо и мясопродукты.
Раздел
6. Экологические
проблемы Татарстана.
На территории республики развиваются следующие типы деградации окружающей среды в результате деятельности человека:
1.
Промышленно-городское
2. Загрязнение рек Кама и Вятка в результате промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков.
3. Водная эрозия в результате сведения растительности, распашки земель, выпаса скота.
4.
Юго-западная граница
В качестве решения этих проблем видятся, прежде всего, стандартные меры по фильтрации промышленных атмосферных выбросов, очистка стоков и применение замкнутого цикла водообмена на предприятиях.