Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - показать республику Татарстан как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------- 3

Раздел 1. Экономико-географическое положение ----------------------- 4

Раздел 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов --- 8

Раздел 3. Население и трудовые ресурсы --------------------------------- 10

Раздел 4. Хозяйственный комплекс Татарстана ------------------------- 14

Раздел 5. Транспортный комплекс Татарстана --------------------------- 25

Раздел 6. Экологические проблемы Татарстана ------------------------- 28

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 29

Список использованной литературы и материалов --------------------- 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Татарстан.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

   В сельскохозяйственном отношении используется 65% земельного фонда республики. Распаханность  сельхозугодий составляет почти 82%. Общая площадь пашни - 3 513,9 тыс. га.

   В республике принят Земельный Кодекс, создана достаточная правовая база для внедрения таких форм хозяйствования, которые позволяют максимально  использовать фактор реального собственника земли и производственный потенциал, созданный в бывших колхозах и совхозах.

   Немало  делается по развитию инфраструктуры продовольственного рынка. Функционирует  продовольственная биржа, сеть оптовых  рынков, в городах сельхозтоваропроизводители имеют защищенные торговые площадки. Создается единая информационная сеть АПК, укрепляется служба мониторинга ресурсно-технического рынка, третий год функционирует лизинговая компания.

   В настоящее время новые формы  хозяйствования представлены 1162 субъектами, из них:

      -    сельхозкооперативы - 209 (18%);

      -    общества с ограниченной  ответственностью - 62 (5,3%);

      -    товарищества на вере - 18 (1,5%);

      -    крупные крестьянские  хозяйства - 232 (20%) (земельная площадь  100 и более га);

      -    другие формирования - 641 (55,2%).

   В целом новые формирования занимают 21% сельхозугодий республики.

   За 1998 год число крестьянских (фермерских) хозяйств выросло с 1330 до 1761. Доля индивидуального  мелкотоварного сектора в производстве продукции сельского хозяйства  увеличилась за последние 5 лет на 10% и составила в 1998 году 38 %.

   Таким образом, в ходе аграрной реформы  формируется конкурентная среда  в сельском хозяйстве.

   Одновременно  в целях поддержки товаропроизводителей и улучшения продовольственного обеспечения населения приняты меры по государственному регулированию взаимоотношений с перерабатывающими предприятиями, торговлей через установление нормативов по регулированию затрат и торговых наценок, что дало возможность сдерживать рост розничных цен на продукцию и получить излишки по ряду основных продуктов питания.

   Негативные  тенденции в АПК, вызываемые диспаритетом цен, снижением уровня бюджетного финансирования и инвестиций, преодолеваются при  государственной поддержке. За счет бюджета и целевых бюджетных  фондов финансируются “узловые точки”, осуществляется поддержка сельхозтоваропроизводителей, создается основа для производства конкурентоспособной продукции, улучшается социальная сфера (строительство школ, дорог, газификация районов республики и т.д.). К приоритетным задачам относятся:

     -  использование минеральных  удобрений и средств защиты  растений;

     -     коренное улучшение  земель;

     -     развитие племенного  дела и элитное семеноводство; 

     -     внедрение новых технологий;

     -     создание лизингового фонда.

   В развитии производства сельскохозяйственной продукции (сахарная свекла, картофель, кукуруза) республика в течение последних  лет сотрудничала с фирмами “Сюкден  Технологии” (Франция), “БМА” (Германия), “Петроплюс Инжиниринг” (Нидерланды), “Пионер” (США) и рядом других. Реализация отдельных проектов осуществляется в рамках кредитных линий и инвестиционных программ.

   По  основным показателям развития АПК  республики занимает одно из ведущих  мест среди регионов Российской Федерации. Особенно заметны успехи в производстве зерна. За 1994-1998 гг. урожайность зерновых в Татарстане составила 24,8 ц/га, рост на 5,9 ц/га или 31%. Соответствующие показатели по России: снижение валового сбора на 39%, урожайности – на 13%. Поэтому даже в условиях обвала продовольственного рынка России и засухи 1998 г. население республики бесперебойно снабжалось продуктами питания.

   В агропромышленном комплексе республики действуют:

          38 предприятий молочной промышленности;

          10 мясокомбинатов;

          3 сахарных завода;

          16 спиртовых и ликеро-водочных  заводов. 

   Сельское  хозяйство республики обслуживает 66 АО “Сельхозтехника”, 54 АО “Агрохимсервис”  и 43 агроснабов районов.

   Основными направлениями аграрной политики в  республике являются:

    - расширение необходимой правовой базы для регулирования земельных отношений,

    - включая частную собственность  на землю с правом купли  и продажи; 

    - формирование класса крупных  собственников и многоукладной  экономики; 

    -  внедрение прогрессивных технологий;

    -  интеграция товаропроизводителей  с предприятиями переработки  и торговли;

    - развитие рыночной инфраструктуры  и подготовка кадров для работы  в новых условиях.

   В таблице 5 приведены расчёты коэффициентов  специализации Татарстана в рамках Поволжского экономического района, выполненные в целях выявления объёма и структуры сельскохозяйственного производства: 
 

где F - доля продукции Татарстана к общему производству в районе, %; P - доля населения Татарстана к общей численности населения в районе, %.

   Из  таблицы видно, что главной отраслью специализации республики является производство сахарной свеклы. Татарстан  также специализируется в производстве зерна, картофеля, мяса, молока и яиц. Значимость агропромышленного комплекса  Татарстана в районе очень высока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 5. Транспортный комплекс Татарстана. 

   С одной стороны, комплекс является самостоятельным  материальным производством, а с  другой, входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей развитие других производственных отраслей. Принадлежность к отраслям материального производства и связующая роль в межотраслевом и территориальном разделении труда определяют народнохозяйственное значение транспорта, поэтому сочетание и взаимодополнение различных видов транспорта - одно из условий формирования транспортной системы.

   Основные  задачи транспорта:

   - обеспечение устойчивых связей  между отдельными отраслями и  районами;

   - своевременное и полное удовлетворение  потребностей народного хозяйства  и населения в перевозках;

   - повышение экономической эффективности его работы.

   Республика  Татарстан располагает развитой транспортной сетью. Ее основу составляют автомагистрали, железные дороги, четыре судоходные реки: Волга, Кама, Вятка, Белая, нефте- и газопроводы, авиалинии.

   Важнейшими  железными дорогами являются магистрали, проходящие через города Зеленодольск, Казань, Агрыз (часть дороги Москва-Екатеринбург) и через нефтедобывающие районы юго-восточной части республики (часть дороги Москва-Челябинск). Несколько меньшее значение имеют меридиальные дороги Зеленодольск-Ульяновск и Агрыз-Бугульма.

   Крупнейшими транспортными узлами являются города Казань, Агрыз, Зеленодольск, Бугульма, Набережные Челны.

   Крупные города республики связаны постоянным воздушным сообщением с 70 городами России и других государств СНГ, а также со странами дальнего зарубежья.

   В систему воздушного транспорта Республики Татарстан входят 17 эксплуатантов  воздушного транспорта, аэропорт "Казань ", Татарское агентство воздушных  сообщений, товарищество с ограниченной ответственностью "Аэрь" и предприятие "Свет". Из 17 эксплуатантов 4 предприятия являются государственными, 4 созданы на базе акционерных обществ, 6 получили свидетельства эксплуатантов на базе летных отрядов ведомственной авиации, 3 эксплуатанта созданы на базе учебно-спортивной авиации.

   В Республике Татарстан полеты производятся из 24 аэропортов и аэродромов, из них 1 аэропорт международный (Казань), 2 аэропорта  союзного значения (Бегишево, Бугульма), 16 аэропортов местных воздушных  линий, 2 аэродрома Российского оборонно-спортивного технического общества и 2 аэродрома Министерства авиационной промышленности.

   Татарстан является крупнейшим в Восточной  Европе центром трубопроводного  транспорта. Основные нефте- и газопроводы  радиально расходятся от Альметьевско-Бугульминского промышленного узла на северо-восток (Пермь), восток (Уфа), юго-восток (Оренбург), юго-запад (Самара) и запад (Казань). Город Альметьевск является начальным пунктом нефтепровода "Дружба", по которому татарская нефть транспортируется в европейские страны. Между центрами газопереработки и нефтехимии - Альметьевском, Нижнекамском и Казанью проложен продуктопровод. Через северо-западную часть республики проходят трансконтинентальные газопроводы Уренгой-Центральная Россия и Уренгой-Помары-Ужгород.

   По  оценке Госкомстата Республики Татарстан, в 1998 г. предприятиями автомобильного транспорта перевезено, с учетом малых предприятий и предпринимателей, занимающихся коммерческими грузовыми перевозками, включая перевозки для собственных нужд, 13,7 млн. тонн грузов, из них коммерческих – 13,2 млн. тонн (85,6% к уровню 1997 г.). Грузооборот автомобильного транспорта составил 685,3 млн. тонно-километров (ткм), в том числе коммерческий – 670,3 млн. ткм (117,1% к уровню 1997 г.). Крупными и средними автопредприятиями на коммерческой основе перевезено 12,3 млн. тонн грузов или 93,2% от общего объема перевозок; выполнено 336,6 млн. ткм. (50,2% коммерческого грузооборота).

   Пассажирооборот транспорта общего пользования характеризовался в 1998 г. следующими данными. Перевозка  пассажиров предприятиями автомобильного транспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. уменьшилась на 6,3% и составила 660,5 млн. человек, 61% перевозок выполнено муниципальными, 5,7% - государственными, 33,3% - прочими автопредприятиями.

   В 1998 г. авиационным транспортом, с учетом нерегулярных авиаперевозчиков, перевезено 294,7 тыс. человек и выполнено 445,4 млн. пассажиро-километров, что составило, соответственно, 66,4% и 64,7% к уровню 1997 г. Из общего объема перевезенных пассажиров и выполненного пассажирооборота 89,9% и 80,8% приходилось на долю регулярных авиаперевозчиков.

   В таблице 6 приведены протяжённость  транспортных путей республики и  их густота.

   В 1998 году номенклатура экспорта была представлена широким спектром производимой в  республике продукции, хотя наибольшую долю (64,5%) в общем объеме экспорта продолжали составлять нефть и нефтепродукты. Помимо них большой вклад в экспорт республики традиционно внесли также нефтехимическая и химическая отрасли промышленности, авиа- и автомобилестроение, машино- и приборостроение.

   В структуре импорта Республики Татарстан  превалировали товары производственно-технического назначения (машины, оборудование, приборы  и транспортные средства и т.п.) - 60% от общего объема импорта. Традиционно  импортируемыми товарами являются также черные металлы и трубы из них, медикаменты, алкогольные и безалкогольные напитки, зерновые культуры, масло подсолнечное, сахар, мясо и мясопродукты. 

Раздел 6. Экологические  проблемы Татарстана. 

   На  территории республики развиваются  следующие типы деградации окружающей среды в результате деятельности человека:

   1. Промышленно-городское загрязнение  атмосферы в результате выбросов  вредных веществ промышленных  предприятий и транспорта в  Казанском и Нижнекамско-Набережночелнинском  промышленных узлах. Загрязнение усугубляется тем, что здесь получила широкое распространение химическая и нефтехимическая промышленность, оказывающая особо пагубное влияние на окружающую среду.

   2. Загрязнение рек Кама и Вятка  в результате промышленных, коммунальных  и сельскохозяйственных стоков.

   3. Водная эрозия в результате  сведения растительности, распашки  земель, выпаса скота.

   4. Юго-западная граница Татарстана  примыкает к участку радиоактивного  загрязнения в результате аварии  на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г.

   В качестве решения этих проблем видятся, прежде всего, стандартные меры по фильтрации промышленных атмосферных выбросов, очистка стоков и применение замкнутого цикла водообмена на предприятиях.

Информация о работе Татарстан