Территориальная структура России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:45, реферат

Краткое описание

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы.

Содержание

Введение
Территориальная структура.
Экономическое районирование.
Значение и результаты магистрализации транспорта
Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат геогр!.docx

— 65.13 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

  1. Территориальная структура.
  2. Экономическое районирование.
  3. Значение и результаты магистрализации транспорта
  4. Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Хозяйственная система нашей  страны состоит из экономических  районов, представляющих собой территориальные  сочетания производительных сил - производственно-территориальные  комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных  предприятий, которое возникает  в соответствии с природными и  экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически  сложился свой комплекс производств, а  проживающее в нем население  выработало определенные трудовые навыки.

Экономическое районирование  является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов  – основа построения материальных и других балансов в территориальном  разрезе при разработке целевых  и региональных программ. Экономическое  районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального  управления экономикой. Особенно это  важно в настоящее время, когда  регионы России получили экономическую  самостоятельность.

В условиях становления и  развития рыночных отношений для  научного обоснования радикальных  экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика  – область научных знаний о  размещении производительных сил, экономике  регионов.

Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном  научном обеспечении экономических  преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных  связей, формировании региональных рынков.

Для географии, которая, по выражению  В.В. Покшишевского, “заведует территорией”, очень важной задачей является изучение территории, оценка ее потенциала, обоснование географического разделения труда, опирающегося на пространственную дифференциацию условий и ресурсов. В процессе освоения и использования территории и формируется территориальная структура — пространственное строение, разделение территории на части различного географического облика, их взаиморасположение и способ сочленения.

И.М. Маергойз, создавший основы теории территориальных структур, назвал территориальную структуру генерализующей, “стержневой” категорией, которая охватывает многие основополагающие экономико-географические понятия, такие как экономический район, территориальная концентрация производства, ЭГП и т. д. Конструктивная задача географии, изучающей этот сложный объект, заключается в исследовании и поиске подходов к оптимизации территориальной структуры. Будучи весьма индивидуальной для той или иной страны, территориальная структура может считаться географическим портретом страны, ее генерализованным географическим образом.

1. Территориальная  структура

Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства  по территориальным образованиям –  зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам. Она меняется значительно  медленнее, чем отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее  привязаны к конкретной территории. Территориальная структура выступает  основой территориальной организации  хозяйства. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами  меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых  территориальных комплексов.

Территориальной структурой хозяйства называют удельный вес  отдельных частей страны, их долю в  общем производстве страны.

Ведущую роль в хозяйстве  страны играют районы западной экономической  зоны, здесь производится 4/5 продукции  промышленности и сельского хозяйства, 9/10 научной продукции, сосредоточена  основная часть банковского капитала. Однако основной потенциал топливной  и добывающей промышленности сосредоточен в восточных районах. Здесь добывается основная часть газа, нефти и угля страны, большая часть руд цветных  металлов.

Территориальная структура  современного хозяйственного комплекса  России формируется из 86 хозяйственных  комплексов субъектов РФ, которые  объединяются в 7 федеральных округов. Каждый федеральный округ имеет  свою территориальную структуру. Для  определения основных территориальныхъ пропорций и целей долгосрочного  прогнозирования федеральные округа объединяются в 2 экономические зоны: Западная экономическая зона (европейская  часть) включает Северо-Западный, Центральный, Приволжский и Южный федеральные  округа; Восточная экономическая  зона (азиатская часть) - Уральский, Сибирский и Дальневосточный  федеральные округа. Для этих же целей Россию делят на зону Севера и Главную полосу освоения.

 

2. Экономическое райнирование

 

Экономическое районирование  является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов  – основа построения материальных и других балансов в территориальном  разрезе при разработке целевых  и региональных программ.1

Экономическое районирование  служит предпосылкой совершенствования  территориального развития экономики  и имеет первостепенное значение, и для организации регионального  управления экономикой. Особенно это  важно в настоящее время, когда  регионы России получили экономическую  самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения  производительности общественного  труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Основой экономического районирования  является административно-территориальное  устройство страны.

В настоящее  время в составе России находятся 11 крупных экономических районов:

    • Северный,
    • Северо-Западный,
    • Центральный,
    • Центрально-Черноземный,
    • Волго-Вятский,
    • Поволжский,
    • Северо-Кавказский,
    • Уральский,
    • Западно-Сибирский,
    • Восточно-Сибирский,
    • Дальневосточный

 

 Статус  самоуправления имеют Москва  и Санкт-Петербург. Состав экономических  районов иллюстрирует таблица  1.

 

 

 

Таблица 1

Экономический район

Состав

Площадь, тыс.км2

Население, млн.чел.

1

2

3

4

Северный

Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области Республика Коми и Республика Карелия 

1466,3

5,9

Центральный

Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская всего 12 областей и г.Москва

483,0

30,0

Волго-Вятский

Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика

265,4

8,5

Центрально-Черноземный

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл.

167,7

7,9

Северо-Кавказский

Ростовская обл., Краснодарский  и Ставропольский края, Республика Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия,  Ингушская и  Чеченская 

355,1

17,7

Северо-западный

Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл.

196,5

8,0

Поволжский

Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл., республика Татарстан и Калмыкия – Хольяк Тангч

536,5

16,9

Уральский

 

Курганская, Оренбургская, Пермская (с  Коми Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия

824,0

20,5

Западная Сибирь

Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами) обл.

2427,2

15,0

Восточно-Сибирский

Красноярский край, Иркутская и  Читинская обл., Республика Бурятия, Тува, Хакасия  

4122,8

9,2

Дальне-Восточный

Приморский и Хабаровский (с  Еврейской автономной обл.) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с  Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская обл.

6215,9

7,6

Калининградская

Калининградская

15,1

936,0 тыс.чел.


 

 

3. Значение и результаты магистрализации транспорта

Россия вследствие своих  огромных просторов и расстояний была зачинателем борьбы за покорение  пространства. В нашем отечестве  были созданы первые многомоторные  самолеты “Святогор” и “Илья Муромец” — предшественники “Антеев” и  “Русланов”, первый ледокол “Ермак”, первый атомоход “Ленин”, суда на подводных  крыльях и на воздушной подушке, первый пассажирский реактивный авиалайнер Ту-104. В России была построена самая  протяженная в мире железная дорога — Транссиб. Своего рода экономический  диаметр России — магистраль от Смоленска до Владивостока — имеет  протяженность 9721 км. В нашей стране высока доля электрифицированных линий. Если доля России в общей сети железных дорог мира составляет 9%, то в протяженности  электрифицированных линий — 16%. А в среднем грузонапряженность электрифицированных линий в  три раза выше, чем линий на тепловозной  тяге. Магистрализация была одним  из устоев Плана ГОЭЛРО.

Магистрализация (повышение  скорости движения и провозоспособности) и агломерирование (повышение доли экономичных коротких связей) обеспечили экономическое сжатие пространства. Не сжатие путем “выбраковывания” территорий, а именно экономическое сжатие на основе рациональной территориальной организации. Точки роста возникли не только в “привилегированных” районах, но повсеместно, ибо во всех регионах живут люди и все они должны жить достойно, а не быть в роли наблюдателей, ждущих, когда до их региона дойдет очередь развития.

Опорный каркас, который  образован совокупностью ведущих  центров и соединяющих их магистралей, — это рассредоточенная концентрация. В опорном каркасе сочетаются две разнонаправленные тенденции развития — к территориальной концентрации и к рассредоточению. Для нашей страны всегда было характерным предопределенное географическими и историческими условиями развитие урбанизации и “вширь” и “вглубь”. Выполнение городами центральных функций заставляет их рассредоточиваться, стремиться к более или менее равномерному охвату территории. Выгода от экономического сжатия пространства, наоборот, заставляет их собираться территориальными группами, образовывать агломерационные скопления. Заметим, что экономическое сжатие пространства происходило достаточно активно в условиях подъема, развития, а не спада и кризиса.

Важным результатом в  формировании территориальной структуры  явилось создание опорных районов — топливно-энергетических баз, баз научно-технического прогресса (самая значительная база НТР — Московский столичный регион), крупных ресурсных баз; большинство последних вследствие географических особенностей России расположено на Севере.

В итоге Россия вошла в XXI век, располагая созданными в течение XX столетия экономико-географическими  предпосылками развития — точками роста, осями развития и базами подъема. Однако к моменту распада СССР не было завершено формирование территориальной структуры. Вся огромная Азиатская часть страны имела лишь одну сквозную магистраль — Транссиб. Поэтапно осуществлявшийся сдвиг производительных сил на восток остановился в Прибайкалье. Дальше простирался “забайкальский разрыв” — между Читой и Благовещенском на расстоянии 1900 км (почти столько же, сколько между Москвой и Владикавказом) нет ни одного большого города. Затормозилось развитие зоны БАМ.

Изменилось геополитическое  положение страны, она “посеверела”, оказалась сильнее (по сравнению  с Советским Союзом) сдвинутой  северо-востоку Евразии, затруднился  доступ к портам бывших прибалтийских  республик и Украины, участки  некоторых российских важных магистралей  оказались на территории сопредельных государств. Москва стала ближе к  западной государственной границе, барьер новых государств отодвинул  Россию от Западной Европы. Недостатки административных границ рсфср не замечались, больших трудностей они не создавали. Став государственными границами суверенной РФ, они проявили свои недостатки очень  заметно. За рубежом остались 25 миллионов  соотечественников, в том числе  в Крыму и Северном Казахстане, где они составляли большинство  населения.

Территориальная структура  дала трещины, местами деформировалась. Утратила во многом значение меридиональная полоса концентрации населения и  хозяйства Центр—Юг. Ее осями служили  три железнодорожных магистрали: Москва—Крым, Москва—Донбасс, Москва—Северный  Кавказ (через Воронеж). И.М. Маергойз считал эту полосу, служившую, в частности, проводником территориально-хозяйственной интеграции России и Украины, “становым хребтом” Европейской части СССР. Непомерный рост транспортных тарифов разорвал РФ, Дальний Восток стал еще более дальним.

И тем не менее в 90-е  годы формирование территориальной  структуры не прекратилось. Продолжалось освоение новых нефтяных и газовых  месторождений в Западной Сибири, завершалось строительство БАМ, на Обском Севере строились меридиональные железные дороги — к Ямбургу и  на Ямале, где они вышли на берега Ледовитого океана. Строится железная дорога на Якутск (уже сооружена  половина).

Планомерно продолжалось укрепление Срединного региона —  Урало-Поволжья. Срединный пояс страны Ямал — Урал — Волга становится ее индустриальным стержнем (55—60% производства и экспорта), а столицы и ряд  портов — окнами в мир и фокусами рыночной инфраструктуры.

Стоит вспомнить дальновидное высказывание В.П. Семенова-Тян-Шанского, содержащееся в статье “О территориальном могуществе применительно к России”: “Следует выделить пространство между Волгой и Енисеем от Ледовитого океана до самых южных границ государства, особую культурно-экономическую единицу в виде Русской Евразии, не считать ее никоим образом за окраину, а говорить о ней, как о коренной и равноправной во всей русской земле, как мы привыкли говорить о Европейской России. Оказывается, что такая часть Российской империи вполне может быть географически построена при желании по тому же культурно-экономическому типу, к которому мы исторически привыкли в Европейской России, может, следовательно, стать настолько же прочной страной, как и Европейская Россия”.

Информация о работе Территориальная структура России