Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 09:01, реферат
Поволжский экономический район обладает развитыми территориально-производственными связями. Значительные объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции и развитая сеть путей сообщения позволяют осуществлять в больших масштабах межрайонный и внутрирайонный обмен грузов.
Поволжский экономический
Поволжье является основным центром формирования
нефтяных грузов, крупных поставок продукции
машиностроения, хлебных грузов, цемента
и т.д. Для транспортировки грузов Поволжский
район располагает всеми основными магистральными
вилами транспорта – железнодорожным,
водным, трубопроводным, автомобильным
и воздушным.
Даже без учета трубопроводного транспорта
Поволжский район имеет активный транспортный
баланс, на долю которого приходится более
половины общих перевозок нефти и нефтепродуктов.
Поставка продукции в 1,5 раза превышает
поступление грузов из других районов.
Речной транспорт почти не участвует в
перевозке таких массовых грузов, как
металл, машины, сырье для химической промышленности.
Недостаточно используется пропусканная
способность Волго-Донского судоходного
канала и отдельных железнодорожных линий.
Железнодорожный транспорт. На формирование
и развитие железнодорожной сети Поволжского
района оказало решающее влияние его транзитное
положение на путях Запад- Восток. Главные
железные дороги пересекают Поволжье
в широтном направлении, соединяя восточные
районы с районами Европейской части России.
Сооружение железнодорожной линии Белорецк
– Чишмы обеспечит выход магнитогорскому
металлу в районы Поволжья и Центра.
С сооружением плотины Нижнекамской ГЭС
создается новый железнодорожный переход
через Каму.
Речной транспорт Поволжья располагает
развитой сетью речных путей. Волга –
крупнейшая водная магистраль европейской
части страны – играет огромную роль в
развитии производительных сил района
и как транспортная артерия, и как крупнейший
источник водоснабжения.[6]
Сооружение каскада гидростанций на Волге
и Каме и создание крупнейших водохранилищ
превратило Волго-Камский бассейн в глубоководную
магистраль Европейской части России.
Вверх по Волге и Каме и Волго-балтийскому
водному пути в центральные районы, районы
Урала и Северо-Запада перевозятся нефть
и нефтепродукты, хлебные грузы и другие.
Себестоимость перевозок по Каме и Волге
почти на 50% ниже, чем на железных дорогах.
Однако речное судоходство уступает железнодорожному
транспорту в скорости подвижного состава
и имеет ограниченный навигационный период.
Морской транспорт
занимает в общем грузообороте района
значительную роль в транспортных перевозках.
Отличительная особенность географического
положения бассейна Каспийского моря
– полная изолированность от Мирового
океана.
Использование судов смешанного плавания
позволяет осуществлять водным путем
перевозки хлопка в Камыши и далее вверх
по Волге в центральные районы без перевалки
в Астрахани. А также нефти в страны Балтийского
моря.
Автомобильный транспорт служит необходимым
дополнением к магистральным видам современного
транспорта и практически незаменим при
доставке грузов на короткие расстояния.
В грузообороте главное место занимают
сельскохозяйственные грузы, строительные
материалы и различные предметы народного
потребления. Автомагистрали Москва –
Рязань – Пенза – Самара, Волгоград –
Ростов, Москва – Воронеж – Волгоград
имеют огромное межрайонное значение.
Воздушный транспорт Поволжья имеет
межрайонное значение. Территорию его
пересекают авиалинии, идущие из Москвы
на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и
за рубежи России – в Иран, Индию и другие
страны. Крупнейшими аэропортами на этих
линиях являются Самара, Казань и Волгоград.
Высокие темпы роста производительных
сил Поволжья вызывают необходимость
дальнейшего быстрого развития транспортной
системы экономического района.