Туризм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
I. Российский туризм
1.1. просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)………………………6
1.2. предпринимательский период (1890-1917г.г.)……………………..10
1.3. туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г……………………13
1.4. организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)……...16
1.5. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)………..…21
1.6. переходный период (с 1990г.)………………………………………..24
1.7. современное состояние российского туристского рынка…………..25
II. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
2.1 Интеграция и ее виды…………………………………………………28
2.2 Предпосылки интеграции на постсоветском пространстве……….40
2.3 Интеграция на постсоветском пространстве………………………..46
2.4 Итоги интеграционных процессов…………………………………..73
Заключение……………………………………………………………………80
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦ ГЕОГРАФИЯ Office Word.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых туристских путешествий занимался  Центральный совет по туризму  и экскурсий. Он выпускал путёвки  на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями  были разработаны  линейные, кольцевые  и радиальные маршруты.

Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если  маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.

Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.

Наряду с  плановым туризмом развитие получил  самодеятельный туризм, который организовывался  туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

Также существовали маршруты с активными способами  передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма  организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

    • создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
    • лимитирование внешнего  (выездного) туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Административно-нормативный  период (1970-1990гг.)

Развитие туризма  в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался  как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели  таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени  начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать  родителей с детьми.  Увеличился ассортимент туристских услуг в  туристских хозяйствах.

Центральный совет  по туризму и экскурсиям  (так  он стал называться с 1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

Туристско-экскурсионное  дело превратилось в крупную отрасль  обслуживания населения, прочно вошло  в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей  с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС  “О дальнейшем развитии и совершенствовании  туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг

. В перспективных  планах строительства предпочтение  отдавалось крупным туристским  комплексам, включающих в себя  гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

Важным направлением деятельности туристских организаций  в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных  возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая  база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные  комплексы в крупных городах  страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами  административно-нормативного периода  являются:

    • развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
    • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
    • создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
    • создание научной основы изучения туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6.Переходный  период (с 1990г.)

 

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного  периода:

    • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
    • формирование туристского рынка на основе новых законов;
    • использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
    • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры,  развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
    • невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
    • возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
    • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

 

 

 

 

 

1.7.Современное состояние российского туристического рынка.

Формирование  российского туристского рынка  началось с 1990г. Одновременно шло три  процесса:

    1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
    2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
    3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе  развития рынка разрабатывались  в основном выездные туры. Многолетний  дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом  пользовались шоп-туры, туры познавательного  характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

    • новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
    • упрощение порядка выезда;
    • расширение внешних деловых контактов;
    • увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
    • доступность цен на выездные туры;
    • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма  был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного  туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными  направлениями внутреннего туризма  стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные  направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

    • нестабильность внутренней политики;
    • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
    • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
    • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
    • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
    • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
    • отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в  последние годы (2000-е г.г.) наблюдается  тенденция улучшения развития туризма  в России: увеличивается  поток  желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Интеграция на постсоветском пространстве

2.1 Интеграция и ее виды

Важнейшей чертой современности является развитие интеграционных и дезинтеграционных процессов, интенсивный переход стран к экономике открытого типа. Интеграция является одной из определяющих тенденций развития, порождающей серьезные качественные изменения. Трансформируется пространственная организация современного мира: выделяются т.н. институированные регионы, взаимодействие которых приобретает разные формы, вплоть до внедрения элементов наднациональности. Включенность в формирующуюся систему приобретает стратегический характер для государств, имеющих соответствующий потенциал для того, чтобы играть важную роль в мировой политике и эффективно решать вопросы внутреннего развития в свете обострения проблем современности, стирания грани между внутренней и внешней политикой как следствия глобализации.

Информация о работе Туризм в России