Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:42, реферат
Мечников Лев Ильич (1838-1888) - русский мыслитель, географ, социолог, общественный деятель. Учился медицине, образование не закончил из-за участия в студенческом движении. С 1858 за границей. Участвует в итальянском освободительном движении, сближается с Бакуниным, редакцией «Колокола». С 1876 - в Швейцарии, где сосредоточивается на научной работе, ближайший сотрудник Э. Реклю, с 1883 занимает кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии. Опубликовал ряд статей по социологии в ключе позитивизма. Основная работа Мечникова Л. И. - «Цивилизация и великие исторические реки» (опубликована посмертно на французском языке в 1889). Для превращения социологии в точную науку необходимо, считает Лев Ильич, установление специфических законов общества и достоверного критерия его прогресса. Закономерная эволюция общества и есть социальный прогресс.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фактор географической среды…………………………………………6
Глава 2. Общественный прогресс и его критерии……………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………....26
Между прочим, аборигены Америки в свое время выбрали смерть вместо солидарности. А до нашествия испанцев не смогли справиться с окружающей средой из-за отсутствия научных знаний о природе и обществе. Последнее не менее важно, чем первое. Доколумбовские индейцы представляли собой спящие общества. Внутри этих обществ веками не происходило никакого развития.
Полная стагнация без социально-политических потрясений. Не было никаких революций. А без революций не может быть развития, так же как без скачков нет изменений в природе. И Мечников совершенно прав в первой части своего утверждения: «Революционный дух, дух возмущения – это существенный фактор прогресса – проявляется в тот или иной момент во всякой стране».
Но он неправ во второй части: не всякой стране. Там, где нет революционного духа, там затхлость, стагнация и в конечном счете вымирание населения. Многие индейцы, между прочим, стали вымирать еще до прихода конкистадоров. По многим позициям, высказанным Мечниковым, можно с ним не соглашаться (в значительной степени это зависит от идеологии самого ученого), но, отрешаясь от идеологии, нельзя не признать правомерность важности «элементов» понятия «прогресс», которые ввел русский ученый, а именно: «пространство и время», техника (знания), труд, географическая среда, солидарность, или кооперация и, наконец, революционный дух. Все эти «элементы» действительно, в той или иной степени, имеют отношение к явлению «прогресс»6.
Свое понимание прогресса Мечников пытался связать с некоторыми идеями анархизма. История человечества представлялась ему как постепенный переход от деспотизма к анархии благодаря уменьшению в жизни людей власти и подчинения и увеличению осознанной свободы и самостоятельности. «Социальный прогресс,-писал Мечников,-находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания или безвластия, анархии». Но отдельные анархические положения, встречающиеся во взглядах Мечникова, не определяли существа его социологической теории, хотя, как верно заметил Г.В. Плеханов, обращение к идеям анархизма «довольно сильно повредило достоинству книги Л.И. Мечникова». В социологии Мечникова крайне незначительное место занимала проблема государства и безвластия, т.е. именно то, что всегда было основным объектом рассмотрения у всех видных анархистов. В отличие от них Мечников перенес основной упор, во-первых, на анализ роли географических условий и в механизме социального прогресса, во-вторых, сделал особый акцент на идею солидарности. Без солидарности, которая складывается на основе материального производства и коллективного труда, немыслимо объединение людей в кооперацию, немыслим любой социальный прогресс. Такой взгляд Мечникова являлся по существу отрицанием кардинального анархического принципа ничем не ограниченной свободы самостоятельности личности.
Понятие прогресса как роста свободы и уменьшения принуждения дает, по мнению Мечникова, лишь перспективу развития общества, его основное направление, намечает главные этапы движения, оставляя в стороне причины движения на каждом из этих этапов не раскрывая, почему принудительное объединение людей сменяется подчиненными, а затем и свободными союзами. «Задача, к которой я стремлюсь,- писал Мечников,- может быть сформулирована в следующих словах: какая таинственная сила налегает на некоторые народы то ярмо истории, которое остается совершенно неизвестным для значительного количества племен? Какие естественные причины неравного распределения благодеяний и тягостей цивилизации?»7.
1 Мечников Л. Вопросы общественности и нравственности. – «Дело», 1879, №11, с.60.
3 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924, с.39.
5 Теория социального прогресса в российской
социологической мысли второй половины-
начала 20 веков. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://regiment.ru/Lib/D/66.
6 Л.И. Мечников о
учение о развитии цивилизаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vseprostrany.ru/index.
7 Плеханов Г.В. Соч., т. VII, с.25.