Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:02, реферат
Финляндия - буржуазная республика. Глава государства - президент, избирается на шестилетний срок. Нынешний президент страны - Мартти Ахтисаари. Вместе с однопалатным парламентом он осуществляет законодательный функции. В составе парламента 200 депутатов, избираемого на 4 года на основе прямого и пропорционального голосования. Исполнительная высшая власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство.
Финляндия позже других стран Северной Европы открыла двери иностранному капиталу. Участие иностранного капитала в экономике Финляндии пока сравнительно невелико. Наиболее значительны позиции шведского капитала в машиностроении. Крупные дочерние компании имеют в Финляндии американские и англо-голландская нефтяные монополии.
Промышленность
По числу работающих в промышленности и по объему валовой промышленной продукции Финляндия занимает второе место среди стран северной Европы (после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала лесопромышленность.
Топливно-энергетическая
промышленность.
Снабжение энергией
— одна из наиболее сложных экономических
проблем Финляндии. Перед второй
мировой войной 3/4 потребности страны
в энергии покрывалось
Быстрый рост спроса
на энергию, прежде всего со стороны весьма
энергоемкой целлюлозно-бумажной промышленности,
и одновременно ограничение потребления
дров в связи с более интенсивным использованием
древесины в лесобумажном производстве
вызвали резкую перестройку топливно-энергетического
баланса. Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране
энергии покрывается за счет собственных
ресурсов. Остальное же топливо поступает
из-за рубежа. Ежегодно ввозится 13—14 млн.
т. нефти и нефтепродуктов, около 4 млн.
т. каменного угля и кокса и около 1 млрд.
куб. м. природного газа. Главный поставщик
твердого и жидкого топлива в Финляндию
— Россия. Природный газ также поступает
из России по проложенному через Карельский
перешеек газопроводу.
Нефтеперерабатывающие
заводы расположены на южном и
юго-западном побережье страны в
Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ
Турку.
Электроэнергетика
Финляндии долгое время использовала
преимущественно
К концу 1960-x годов
наиболее мощные и выгодные в технико-экономическом
отношении водопады были уже освоены,
и лидерство в финской
Новый этап в развитии
электроэнергетики Финляндии
Только после второй мировой войны в значительной мере в результате хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться металлургия, металообработка и машиностроение.
Лесная промышленность.
Лесобумажная промышленность
обладает богатой сырьевой базой - обширными
таежными лесами. А ежегодно финские
лесорубы заготовляют в зависимости
коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн.
куб. м. Древесины, главным образом словой
и сосновой.
Финляндия - один из
крупнейших производителей в мире пиломатериалов,
бумажной массы, фанеры. Лесопильные
заводы ежегодно производят до 8 млн. куб.
м. пиленных и струганных досок. По экспорту
пиломатериалов занимает третье место
после России и Канады. Наиболее
крупные центры лесопиления расположены
в устьях главных лесосплавных рек
- Кюмийоки, Кокемяэнйоки, Олулуйоки и
Кемийоки. Это портовые города Котка на
побережье Финского залива, Поре, Оулу,
Кеми на побережье Ботнического залива.
Крупным центром лесопиления относятся
также Ланпенранта, расположенная на южном
берегу озера Сайма, у начало Сайменского
канала. Размещение лесопильных и других
деревообрабатывающих предприятий. На
реках и озерах имеет в основном исторический
характер, так как сплавом теперь идет
лишь одна треть потребляемой древесины,
а около 2/3 ее доставляется на предприятия
из леса автомобильным транспортом.
Ныне металопромышленность заняло ведущее место по числу занятых, объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее, лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в мировой торговле.
Черная металлургия.
Финляндия располагает
значительной сырьевой базой для
черной металлургии. Железная руда месторождения
Отанмяки, расположенного южнее оз. Оулуярви,
хотя и требует обогащения, но зато содержит
ценные легирующие металлы — титан и ванадий,
высоким содержанием железа отличается
руда заполярных месторождений Кярвясвара,
близ города Рованиеми, и Колари, у самой
границы со Швецией. Открыты довольно
крупные железорудные месторождения на
дне прибрежной части Балтийского моря
— Юсcape, близ полуострова Ханко, и Нюхамн,
у Аландских островов. В целом запасы железной
руды оцениваются в 200—300 млн. т.
Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5 млн. т. стали и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный центр черной металлургии — город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь в 60— 70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной Европе металлургический завод “Раутарукки”. Он производит 4/5 всего выплавляемого в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной лист используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает в основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции. Одним из главных поставщиков железорудного сырья для доменных печей завода “Раутарукки” стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии, сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные металлургические заводы действуют на юге страны — в Иматре, в районе Турку и на полуострове Ханко.
Цветная металлургия.
Цветные металлы
— главное минеральное
На севере страны,
близ Кеми, начата разработка одного из
крупнейших в мире месторождений
хрома, содержащего до 30 млн. т. металла.
По запасам хромовой руды Финляндия
занимает третье место в мире после
ЮАР и Зимбабве, а по добыче —
четвертое место, уступая лишь названным
странам и Турции. Хромовая руда
после ее переработки и концентрат
на заводе в Торнио экспортируется.
Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического залива или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда поступает и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее выплавляются черновые медь и никель, которые затем перерабатываются электролитическим методом на заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе цинковых заводов в Коккола из концентратов, поступающих из Виханти и с других рудников, изготовляются электролитический цинк и кобальт.
Машиностроение.
Машиностроение за
послевоенные годы из отрасли, работавшей
только на внутренний рынок, превратилось
в отрасль, продукция которой
занимает в финском экспорте по стоимости
второе место после лесобумажного
производства. Главные машиностроительные
предприятия сосредоточены
В машиностроении выделяются
прежде всего судостроение и изготовление
оборудования для деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности.
С участием шведских
концернов “Вольво” и “СААБ-Скания”
создана автомобильная промышленность,
впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых
и около 2 тыс. грузовых
автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и деталей поступает из Швеции.
Химическая промышленность.
Большая потребность
целлюлозно-бумажного
Текстильная промышленность.
Текстильная промышленность
— одна из старейших промышленных
отраслей страны, развитие которой
было связано с емким русским
рынком. Еще середине прошлого иска
в Тампере сложилось крупное льняное
и хлопчатобумажное производство. Позже
в Хельсинки и его окрестностях возникли
шерстяные фабрики. Текстильную промышленность
дополняют многочисленные швейные и трикотажные
предприятия.
Широкую известность
во многих отраслях мира получила фарфоровая
посуда и художественная керамика фабрики
“Арабия” в Хельсинки.
В пищевой промышленности
наиболее развито находящееся под
контролем кооператива “Валио”
производство молочных продуктов. Часть
сливочного масла и сыра идет на экспорт.
Сельское хозяйство
продолжает играть важную роль в экономике
страны, хотя доля занятого в нем (вместе
с лесным хозяйством) экономически
активного населения за последние
два десятилетия уменьшилась
почти втрое. Сельское хозяйство
полностью обеспечивает потребности
страны в молочных и мясных продуктах
и в основном в продовольственном
и кормовом зерне. Для этой отрасли
в Финляндии характерны преобладание
мелкого и среднего землевладения,
ярко выраженная специализация на молочном
животноводстве и тесная связь с
лесным хозяйством.
Финляндия — страна
мелких и средних ферм. Хозяйства,
имеющие участки пашни размером
до 10 га, составляют более 3/5 общего числа
ферм и владеют более 2/5 всей пахотной
земли. Хозяйства с участками
в 10—20 га, которые в условиях Северной
Европы считаются средними, составляют
более 1/4 общего числа хозяйств и
имеют более 1/3 пахотной земли. Таким
образом, мелкие и средние хозяйства,
составляющие 9/10 всех ферм, располагают
3/4 пахотной земли. Идет систематическое
разорение мелких фермеров, в результате
общее число хозяйств из года в
год сокращается.
Подавляющее большинство
мелких и средних хозяйств поддерживают
свое существование продажей леса с
принадлежащих им лесных участков,
размеры которых в несколько
раз превышают размеры пахотных
угодий. В среднем по стране на каждую
ферму приходится лишь 11 га пашни
и в то же время более 50 га продуктивных
лесов. Выручка за проданный лес
дает в среднем более четверти
доходов фермеров, а во многих мелких
хозяйствах — до половины всех денежных
доходов. В обширных районах Центральной
и Северной Финляндии лесное хозяйство
служит основным источником существования
крестьян, а сельское хозяйство —
лишь дополнительным.
Своеобразие отраслевой
структуры сельского хозяйства
наряду с характерным для всех
стран Северной Европы преобладанием
животноводства над земледелием
состоит в Финляндии, как и
в Дании, в исключительно большой
роли молочного производства. Примерно
4/5 всех доходов финского сельского
хозяйства дает животноводство, а
доходы от реализации молока составляют
3/5 доходов от животноводства.
Транспорт и внешнеэкономические
связи. Близкое к полуостровному положение
страны в сочетании с изобилием глубоких
заливов способствует развитию морских
перевозок. Морем идет 4/5 импортных и около
9/10 экспортных грузов. По сравнению с соседними
Скандинавскими странами торговый флот
невелик — его тоннаж несколько больше
2 млн. т. Вес доставляемых морем грузов,
среди которых преобладает минеральное
топливо, вдвое превышает вес отправляемых
из финских портов грузов, состоящих преимущественно
из лесопромышленной продукции. Среди
многочисленных портов на побережье финского
и Ботнического заливов выделяются размерами
грузооборота Хельсинки, куда поступает
больше всего импортных грузов, и Котка,
откуда отправляется больше всего экспортных
грузов. Порт Турку отличается интенсивным
развитием автопаромного сообщения со
Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен
крупнейший в Финляндии нефтеимпортный
порт.