Однако
в целом Дальний Восток в
экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом
царской России. Правительство видело
в нем сырьевой “придаток” для метрополии.
Использовались лишь те из природных богатств
Дальнего Востока (золото , цветные металлы
, пушнина , лососевые рыбы) , которые давали
предпринимателям высокие прибыли. Важные
позиции в экономике Дальнего Востока
занимали иностранные монополии , безжалостно
эксплуатировавшие его ресурсы и население.
Население и
трудовые ресурсы района
Вплоть до
1917 года Дальний Восток оставался
слабонаселенной территорией. Развитие производительных
сил Дальнего Востока в годы Советской
власти привели к увеличению численности
населения : в 1920 году в районе проживало
1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек. Темпы
роста населения Дальнего Востока - одни
из самых высоких в стране.
Сейчас
численность населения Дальнего
Востока - более 7.6 млн. человек. Городское
население составляет 76%. Дальний Восток
- самый малонаселенный район Российской
Федерации. Средняя плотность его населения
1.2 человек на 1 кв. км. По территории района
население размещено крайне неравномерно.
Наиболее высокая плотность - более 12 человек
на 1 кв. км. в Приморском крае. Довольно
густо населена южная часть Сахалина.
В то же время в Республике Саха , Магаданской
и Камчатской областях плотность населения
составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв.
км. Население отличается пестротой национального
состава. Подавляющее большинство населения
- русские. Живут здесь также много украинцев
, татар , евреев и большая группа коренных
народностей - коряков , нанайцев , нивхов
, ульчей , удегейцев , ительменов , эвенков
, алеутов , чукчей , эскимосов и др.
ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
АДМИНИСТРАТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА |
НАСЕЛЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК. |
ПЛОЩАДЬ
КМ. КВ. |
КОЛ-ВО
ГОРОДОВ |
ПЛОТНОСТЬ НАСЕ-
ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА КВ. КМ. |
ЯКУТИЯ |
900000 |
3103200 |
10 |
0.29 |
КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
443000 |
472300 |
3 |
0.93 |
ЧУКОТСКИЙ АО |
110000 |
737300 |
0 |
0.15 |
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ |
250000 |
36000 |
2 |
6.94 |
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
709000 |
87100 |
19 |
8.14 |
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ |
1794000 |
824600 |
9 |
2.17 |
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ |
2189000 |
165900 |
9 |
13.19 |
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ |
1053000 |
363700 |
9 |
2.89 |
КОРЯКСКИЙ АО |
40000 |
301500 |
0 |
0.13 |
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
410000 |
461400 |
3 |
0.89 |
Быстрая
индустриализация Дальнего Востока
поставила эти малочисленные народы на грань
исчезновения. Нарушена среда их обитания
, национальные традиции. Сегодня эти малочисленные
народы стремятся обрести право быть хозяевами
на своей земле , стремятся к возрождению.
В последние
десятилетия население Дальнего
Востока значительно возросло. Увеличение
численности населения происходит как
за счет естественного , так и за счет механического
прироста , главным образом привлечения
на крупные стройки трудовых ресурсов
, преимущественно из многонаселенных
европейских районов.
Особенно
значительный прирост рабочей
силы наблюдается в цветной металлургии
, рыбной , лесной ,деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности
, т. е. в отраслях специализации. В целях
закрепления кадров на Дальнем Востоке
предусмотрены ускоренное жилищное строительство
, укрепление службы быта и расширение
сети социально-культурных учреждений
и предприятий.
Народнохозяйственный комплекс района
Ведущее
место среди отраслей рыночной
специализации Дальневосточного района принадлежит
цветной металлургии. В последние годы
она особенно быстрыми темпами развивалась
в Республике Саха и Хабаровском крае.
Цветная металлургия представлена добычей
олова , ртути , полиметаллов , вольфрама
, мышьяка.
Наибольший удельный
вес по запасам олова принадлежит
Республике Саха , где осваивается крупнейшее
Депутатское месторождение. Введены в
действие рудники Фестивальный и Перевальный
, строится обогатительная фабрика в Горном.
Построены оловянный комбинат в Хрустальном
(Приморский край) и комбинат “Солнечный”
по добыче олова (Хабаровский край).
Получила развитие
свинцово-цинковая промышленность
, сосредоточенная в Приморском крае ,
производящая свинцово-цинковые концентраты
и свинец. В настоящее время осваиваются
новые крупные месторождения свинцово-цинковых
руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской
области и Приморском крае добывается
вольфрам.
Быстро
растет алмазодобывающая промышленность.
Построены два крупных горно-обогатительных
комбината “Мир” и “Айхал”
, строится новый комбинат.
К ведущим
отраслям рыночной специализации
района относится рыбная промышленность.
По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит
первое место среди экономических районов
России. Важную роль играет район в китобойном
и крабовом промыслах.
Главными
районами рыболовства и морского
промысла являются Охотское , Японское и Берингово
моря и восточная часть Тихого океана.
В последние годы промысловые суда Дальнего
Востока ведут добычу рыбы также в водах
Индийского океана и южной части Тихого
океана. Рыболовецкий флот оснащен первоклассной
техникой. Введены в действие плавучие
рыбоперерабатывающие заводы , китобойные
флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки
- Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск
, Невельск , Холмск , Корсаков , Южно-Курильск
, Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск
и др. Построены холодильные комбинаты
, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском
и Комсомольске-на-Амуре.
Производственные связи рыбной
промышленности Дальнего Востока
Отраслями
рыночной специализации являются
также лесная , целлюлозно-бумажная
и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет значительный удельный
вес в вывозе древесины , производстве
пиломатериалов , бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых
плит. Лесная промышленность развита в
основном в Хабаровском и Приморском краях
и в Амурской области. Центры лесопиления
- Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный
, Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре , Амурск
, Хор , Бикин и др. Производство фанеры
создано во Владивостоке и Биробиджане
, мебели - в Благовещенске , Хабаровске
, Владивостоке , Биробиджане , спичек -
в Благовещенске , целлюлозно-бумажная
развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск
и др.).
Машиностроение имеет разнообразную структуру
, однако ведущими его отраслями являются
судоремонт и производство энергетического
оборудования. Машиностроительные заводы
производят дизели , мостовые краны , судовые
механизмы , литейное оборудование , металлорежущие
станки , приборы , инструменты и т. д. Один
из крупнейших машиностроительных центров
- Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре
, Петропавловске-Камчатском , Владивостоке
, Находке , а речное судостроение - в Благовещенске.
Сельскохозяйственное
машиностроение размещается в
городе Свободном (Амурская область).
В Благовещенске построен завод
“Амурэлектроприбор” , во Владивостоке
- завод инструментов и другие
заводы , в Хабаровске работает завод “Дальдизель”,
в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного
оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.
Далее
рассмотрим отрасли , дополняющие
территориальный комплекс :
Топливная промышленность представлена добычей угля
, нефти и природного газа.
Черная металлургия пока еще развита недостаточно.
В районе имеется завод передельной металлургии
- “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре
, работающий на металлоломе. Посторен
второй передельный металлургический
завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока представлена
текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной
и другими отраслями , предприятия которых
размещены в основном в средних и крупных
городах.
Помимо
развития основной отрасли пищевой
промышленности - рыбной , на Дальнем
Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная
, крупнейшим предприятием которой является
Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая
крупные мясокомбинаты в Благовещенске
, Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре ,
Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем
для которой служит соя), представленная
масложирокомбинатами в Хабаровске и
Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является
сельское хозяйство. Ведущее место в сельском
хозяйстве занимает производство зерна
, сои и малотранспортабельных продуктов
для местного потребления. Сельскохозяйственные
угодья расположены преимущественно на
юге (Амурская область , Хабаровский и
Приморский края , южные районы Республики
Саха).
Основное
место в посевах занимают зерновые
культуры , прежде всего яровая
пшеница , а также ячмень , озимая рожь
, овес. На юге Приморского края значительны
посевы риса. Главная техническая культура
- соя. Развивается овощеводство закрытого
грунта , особенно на Камчатке , где для
выращивания овощей используются горячие
подземные воды. Большие площади отведены
под кормовые культуры и многолетние травы
, что создает устойчивую кормовую базу
для животноводства. Развито животноводство
преимущественно на юге. Особое место
принадлежит оленеводству. На севере ,
где расположены обширные пастбища , разводят
северных оленей , а на юге , в Приморье
, развито пантовое оленеводство. Большое
значение приобрело пушное звероводство
, созданы зверофермы , зверопитомники
и совхозы. В лесах насчитывается более
40 видов ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района
в огромной степени зависит от ускоренного
развития транспорта , так как редкая заселенность
требует активного функционирования внутрирайонных
связей , основанных на тесном взаимодействии
различных видов транспорта.
В Дальневосточном
районе представлены все существующие
виды транспорта , но основную
роль играет железнодорожный. На его долю
приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало
активного транспортного освоения
южной части района связано с прокладкой
в 19-ом веке Транссибирской магистрали.
За последнее время Транссибирская магистраль
“обросла” боковыми линиями , иногда
являющимися подъездными витками к лесозаготовительным
базам , но в ряде случаев имеющими самостоятельное
значение : до Советской Гавани (через
Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета.
Железнодорожное
освоение средней зоны Дальнего
Востока связано с Байколо-Амурской магистралью
(БАМ). С постройкой этой магистрали Россия
получила выход на Тихоокеанское побережье
и возможность освоения различных видов
полезных ископаемых в зоне тяготения
БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают
и дорогу от Транссибирской магистрали
через Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск
- “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих
Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном
объеме межрайонные и внутрирайонные
перевозки грузов Дальневосточного
района осуществляются морским транспортом.
Плавание в суровых арктических морях
обеспечивается с помощью ледоколов. к
Северному морскому пути примыкает река
Лена , образующая транспортную перемычку
между железнодорожной магистралью и
морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим
работы морского транспорта Тихоокеанских
морей. Практически круглый год осуществляются
внутрирайонные и международные перевозки
по Японскому и Берингову морям. Главными
грузами в перевозках по Дальневосточному
району являются лес , уголь , строительные
материалы , нефть , рыба и продовольственные
товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси
, Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево
(Магадан) , Владивосток , Находка , Советская
Гавань.
Автомобильными
дорогами район обеспечен слабо.
Но в районах , оторванных от
других транспортных путей , значение
автотранспорта велико. Для дальних
перевозок есть несколько крупных автомагистралей
, например , с юга в Республику Саха ведет
дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная
дорога проходит от Якутска до Магадана.
Помимо автомагистралей на севере района
есть множество автозимников и дорог местного
значения. Более развита сеть автомобильных
дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно
для Дальнего Востока значение
воздушного транспорта , как для
связей с другими районами
России , так и для внутрирайонных перевозок (особенно для
пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами
осуществляются связи с труднодоступными
районами. На огромных пространствах севера
Дальнего Востока наряду с другими видами
транспорта сохраняется олений транспорт.
Анализируя
потоки грузов Дальневосточного района , необходимо
отметить что район получает больше грузов
, чем вывозит. Основной объем перевозок
приходится на железные дороги. Доля транспортных
расходов в себестоимости дальневосточной
продукции выше , чем в других районах.
Это связано с тем , что большая часть грузов
привозится издалека. В вывозе Дальнего
Востока преобладают рыбопродукты , лес
и пиломатериалы , концентраты руд цветных
металлов. Однако в последние годы возрос
уровень комплексности развития района
, появились новые промышленные предприятия
, развиваются сопутствующие и обслуживающие
отрасли , сфера услуг , что сказалось на
структуре грузооборота.
Так ,
усиление международной торговли
, развитие рыбной промышленности потребовали развития
судоремонта и судостроения , что в свою
очередь дало толчок к развитию машиностроения
, энергетической промышленности и интенсивному
освоению местных топливно-энергетических
ресурсов.
В условиях
перехода к рынку одним из
наиболее узких мест дальневосточной экономики являются
все возрастающая напряженность топливно-энергетичес-кого
баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась
на 3% по сравнению с 1992 годом. Основным
направлением топливно-энергетического
комплекса Дальнего Востока станет ускоренное
развитие нефтегазовых месторождений
присахалинского шельфа при техническом
содействии Японии. Сильное отставание
произошло и в деревообрабатывающей и
целлюлозно-бумажной промышленности.
В результате недостатка древесного сырья
сокращено производство пиломатериалов
в Приморском и Хабаровском краях. Значительно
сокращен выпуск заменителей деловой
древесины на предприятиях Приморского
края. В Хабаровском крае значительно
снизилось производство маргариновой
продукции ,на Камчатке и в Магаданской
области - кондитерских изделий на 40%, в
Корякском и Чукотском автономных округах
- мяса. Сократили в регионе и улов рыбы.
Спад производства имеет место и в других
отраслях промышленности.