Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 23:54, реферат
Важным фактором успешного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Требует решения задача повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Наиболее остро это решение требуется в сфере реализации товаров на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основное количество подобной продукции. Создание условий для реализации крупных инвестиционных проектов в торгово-логистической сфере решает и эту задачу. Также ее решению способствует контрольная деятельность Роспотребнадзора, координационных и совещательных органов автономного округа, созданных в сфере потребительского рынка.
Для полноценного развития здоровой конкуренции на территории автономного округа необходимо наличие максимального количества форматов розничной торговли, в том числе семейных магазинов, создание им равных условий для работы.
В целях развития конкуренции на товарных рынках, развития современных форм организации торговли в автономном округе:
приняты нормативные правовые акты, формализующие и описывающие процедуру организации торговли;
ежеквартально, по заявлениям субъектов предпринимательства, обновляется, пополняется торговый реестр, актуализированный реестр размещается на сайте Депэкономики Югры в разделе «Потребительский рынок»;
на сайте Депэкономики Югры в разделе «Потребительский рынок» постоянно актуализируется реестр розничных рынков;
утвержденные в 29 муниципальных образованиях автономного округа схемы размещения нестационарных торговых объектов, разработанные с учетом необходимости достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и обеспечения потребности в товарах путем восполнения недостатка стационарных торговых объектов, опубликованы и поддерживаются в актуальном состоянии на официальном сайте Депэкономики Югры в разделе «Потребительский рынок»;
кроме того, в целях изучения ценовой ситуации на потребительском рынке, принятия мер, направленных на обеспечение и поддержание стабильной ситуации, проводится мониторинг уровня цен и тарифов в городских округах и муниципальных районах, в том числе осуществляется еженедельное наблюдение за ценами по 24 наименованиям социально значимых продовольственных товаров в 22 муниципальных образованиях автономного округа;
на постоянной основе осуществляется актуализация реестра предприятий, реализующих нефтепродукты через сеть автозаправочных станций;
в целях содействия развитию субъектов предпринимательства и современных форм организации торговли в регионе, защиты потребителей от действий предпринимателей, ведущих незаконную или опасную для человека деятельность, Депэкономики Югры осуществляет лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, государственное регулирование отношений в области организации и проведении региональных лотерей, а также на постоянной основе, по утвержденным графикам, осуществляет лицензионный контроль лицензиатов и соискателей лицензий.
Указом № 596 поставлена задача по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности. Результатом должно стать улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-го места в 2011 году до 50-го в 2015 году и до 20-го в 2018 году. Эта задача не может быть реализована без существенного увеличения роли малого и среднего предпринимательства в экономике как Российской Федерации, так и автономного округа.
Мероприятия, осуществляемые Правительством автономного округа по формированию благоприятных условий для развития бизнеса, носят системный характер, поскольку направлены на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее также – Субъекты) на всех стадиях становления и развития: от создания компании, формирования проекта до реализации продукции на рынке.
В автономном округе в сфере малого и среднего предпринимательства действуют 25,9 тысяч малых и средних предприятий и 61,0 тысяча индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве заняты 127 тысяч человек, что составляет 16 % экономически активного населения. Таким образом, каждый шестой работающий в автономном округе трудится в секторе малого и среднего предпринимательства. Вклад субъектов в валовый региональный продукт составляет 369,1 млрд. рублей.
Развитие малого и среднего предпринимательства в автономном округе, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Формируя средний класс собственников, создается основа устойчивости, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества жизни населения.
За период реализации программы развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе на 2011 - 2013 годы количество малых и средних предприятий увеличилось по сравнению с их количеством на начало ее реализации в 2 раза, составив 25 945 предприятий. Это свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство становится все более привлекательным для экономически активного населения, находящегося в поиске путей реализации своих бизнес-идей и повышения жизненного уровня.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства для экономики региона можно оценить по следующим показателям: количество малых предприятий на 100 тыс. жителей; среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера); оборот малых предприятий; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях.
Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства г. Москвы (АНО «НИСИПП») в своем ежегодном отчете «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России» проводится независимая оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
По итогам исследования АНО «НИСИПП» за 2012 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тысяч человек автономный округ занимает 13 место среди регионов Российской Федерации и 3 место среди регионов Уральского федерального округа (далее - УрФО) (в 2011 году 43 и 3 место соответственно).
Общий объем оборота малых предприятий (без средних) по итогам 2012 года составил 299 380,8 млн. рублей, что на 10,1 % выше аналогичного показателя 2011 года. В связи с чем, автономный округ занял 28 место среди регионов Российской Федерации и 4 место - среди регионов УрФО (в 2011 году 13 и 2 место соответственно).
По итогам 2012 года в автономном округе отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Показатель в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года увеличился на 6,5 % и составил 1857,9 млн. рублей. В результате автономный округ занял 69 место среди регионов Российской Федерации и 6 место – среди регионов УрФО (в 2011 году 66 и 6 место соответственно).
В автономном округе на протяжении ряда лет, в том числе в 2012 году, отмечена положительная динамика всех показателей, по которым производится оценка уровня развития малого предпринимательства, что подтверждает эффективность проводимой государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Ряд проблем, стоящих перед автономным округом, связан с существенной зависимостью экономики от мировых цен на нефть, так как на долю добычи полезных ископаемых приходится 91 % промышленного производства.
Также отмечается наличие проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого и инновационного малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес в автономном округе активно проявляется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и только отчасти в промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний и агросервисе его присутствие незначительно.
Субъекты, зарегистрированные на территории автономного округа, оказывающие интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики автономного округа, а именно: проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов – мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.
По мере поэтапной реализации подпрограммы VII государственной программы будут формироваться предпосылки для роста активности субъектов.
В результате реализации мероприятий государственной программы оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, увеличится в 1,8 раза и составит 664,0 млрд. рублей в 2020 году в сравнении с 369,1 млрд. рублей в 2012 году.
Эффективное использование имеющихся возможностей обеспечит качественное развитие предпринимательства, признание его одним из основных инструментов внедрения и распространения новых технологий, что будет способствовать обеспечению оптимальной структуры, гибкости, устойчивости экономической системы в целом, роста доходов и качества жизни населения.
Заметная роль в Российской и мировой экономике.
Богатые природные ресурсы.
Стабильность инвестиционного законодательства (сформирована и совершенствуется на постоянной основе нормативно-правовая база, создающая условия для осуществления инвестиционной и инновационной деятельности).
Активная государственная поддержка инвестиционной деятельности.
Высокий спрос населения на качественные и высокотехнологичные продукты.
Высокоразвитая инвестиционная инфраструктура.
Высококвалифицированный кадровый и научно-технический потенциал.
Широкое международное и межрегиональное сотрудничество (Югра поддерживает отношения с 26 субъектами Российской Федерации в рамках соглашений о сотрудничестве).
Доля стран в общемировой добыче нефти, %
Россия 14,2%, в том числе Югра 7,3%.
По предварительным итогам 2012 года округ сохранил свои лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации:
I МЕСТО
– по добыче нефти
– по производству электроэнергии
II МЕСТО
– по объёму промышленного производства
– по добыче газа;
– по поступлению налогов в бюджетную систему РФ
III МЕСТО
– по объёму инвестиций в основной капитал
По основным видам промышленной продукции доля Югры в общем объеме производства РФ по итогам 2012 года составила:
- нефть – 50,3 %;
- газ – 4,9 %;
- электроэнергия – 8 %.
Валовый региональный продукт, млрд. руб.
Структура ВРП по видам хозяйственной деятельности за 2012 год, %
Индексы промышленного производства за 2012 год
В 2012 году отгружено товаров собственного производства и выполнено работ (услуг) по полному кругу организаций-производителей промышленной продукции в объёме 2812,5 млрд. рублей.
Индекс физического объема промышленного производства по итогам 2012 года составил 97,8%.
Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности за 2012 год составили:
- «Обрабатывающие производства» – 98,3%;
- «Добыча полезных ископаемых» – 97,7%;
- «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 100,4%.
Объем привлеченных депозитов, млрд. рублей
Объем выданных займов и кредитов, млрд. рублей
Объем выданных ипотечных кредитов, млрд. рублей
Доходы и расходы бюджета Югры, млрд. рублей
Структура доходов бюджета Югры за 2012 год, %
Структура расходов бюджета Югры за 2012 год, %
Структура государственного долга Югры, млн. руб.
Инвестиции в основной капитал. Иностранные инвестиции. Индекс промышленного производства.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в Югре за январь-декабрь 2012 года составил 669,9 млрд. рублей или 105,2 % в сопоставимых ценах к уровню 2011 года.
Инвестиции в основной капитал на территории Югры, млрд. рублей
Поступления иностранных инвестиций, млн. $ США
Югра на протяжении многих лет входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом.
В марте 2013 года служба кредитных рейтингов Standard&Poor's подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг «BBB» и рейтинг по национальной шкале «ruAAA» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регионального правительства Российской Федерации. Прогноз по рейтингам – «Стабильный». В настоящее время Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре присвоен рейтинг на максимально возможном уровне для региона в РФ.
В стратегической перспективе до 2030 года автономный округ стоит перед объективной необходимостью выработки политики, обеспечивающей структурное изменение и модернизацию экономики.
Объективной задачей Правительства автономного округа является обеспечение перехода развития экономики от добывающей промышленности к развитию отраслей глубокой переработки добываемого сырья, а также к развитию «не нефтяных» сфер деятельности.