Шиваизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Шиваизм – это самый древний духовный путь мира. В Индии Шиваизм имеет тысячелетний возраст: археологические раскопки из Мохенджо Даро и Хараппа, раскрывают его историю, которая начинается до калколита. Шиваизм встречается под разными названиями во всех эпохах везде, где процветала духовная традиция.

Вложенные файлы: 1 файл

Шиваизм.docx

— 31.75 Кб (Скачать файл)

Шиваизм – это самый  древний духовный путь мира. В Индии  Шиваизм имеет тысячелетний возраст: археологические раскопки из Мохенджо Даро и Хараппа, раскрывают его историю, которая начинается до калколита. Шиваизм  встречается под разными названиями во всех эпохах везде, где процветала духовная традиция. 

 

Это можно легко понять, если учитывать, что Śiva превосходно представляет тот облик Бога, который проявляется, как Великий Инициирующий или как Великий Спаситель существ, окованных в невежество и страдание. Итак, можно по праву утверждать, что любое сильное и искреннее стремление к духовному освобождению на самом деле предназначено ипостаси Бога Спасителя, ипостась известная в Индии под именем Śiva («Добрый и ласковый») и любое проявление освобождающей божественной благодати находится в тесной связи с Шивой. Таким образом, даже не зная этого, в любом духовном просветляющем процессе Благодать Шивы играет основную роль.

Шиваизм имеет многочисленные, разнообразные формы и ответвления. В Индии существуют его три главных формы: VĪRA-SAIVA – больше всего распространена в центральной зоне индийского полуострова, ŚIVA-SIDDHANTA– в южной стороне, и ADVAITA-ŚIVA – в Кашмире (север Индии), который является самой чистой, возвышенной и известной до сих пор формой Шиваизма. Есть много аспектов, общих для этих трёх ветвей Шиваизма, но также встречается и множество важных отличий. 

 

Традиция кашмирского  шиваизма передавалась столетиями подряд только от Учителя ученику, «из уст  в уши», но первый посвященный этого  великолепного духовного пути, который  письменно сформулировал фундаментальные  принципы, был легендарный мудрец Васугупта, который жил с конца VIII и до начала IX века н.э. После Васугупта  эзотерическая литература Кашмирского  Шиваизма бурно процветала почти 4 века, постепенно доходя до поразительного расширения. 

 

Первой фундаментальной  работой Шиваизма, традиционно присвоенной  Васугупте, является сборник кратких сутр, полностью герметичных для непосвященных, которые представляют собой главные инициирующие способы, позволяющие достигать состояния полного духовного освобождения (обожествления). Этих способов три: Путь Śiva, Путь Śakti или Путь энергии, и Путь ограниченного существа. Эта работа называется «Śiva Sūtra» (афоризмы Шивы), и она считается откровением, которое идет непосредственно от Шивы. Итак, « Śiva Sūtra» указывает новый, более быстрый и прямой духовный путь, на котором призвание Божественной Благодати играет главную роль. На самом деле Васугупта утверждает, что не он написал « Śiva Sūtra » , а нашел её написанной на скале, которая возвысилась из воды. Он смог на ней прочитать и запомнить прочитанное, затем скала опять погрузилась в воду.

Другая работа Васугупты, не менее важная – это « Spanda Kārikā» – «строки (Kārikā) о Высшей Божественной Созидательной Вибрации (Spanda)», работа, которая является подлинным эзотерическим трактатом о резонансе.

В общих чертах, всю написанную шиваистскую традицию (на санскрите śastra) можно разделить на 3 фундаментальные части: Āgama Śastra, Spanda Śastra иPratyabhijñā Śastra.

1. Āgama Śastra рассматривается как прямое откровение Шивы (Бога). Она была передана сначала устно от Учителя ученику и содержит основные работы, такие как: « Malīnivijaya Tantra», « Svacchanda Tantra», « Vijñāna Bhairava Tantra», « Ratnamā Tantra», « Mṛgendra Tantra», « Rudrayamala Tantra», « Śiva Sūtra» и др. Также существуют и многочисленные комментарии этих работ, больше всего к « Śiva Sūtra».

 

2.Spanda Śastra содержит, пожалуй, самые важные трактаты или доктринальные элементы системы. Главная работа из этой категории – это«Spanda Kārikā», работа Васугупты, которая имеет многочисленные комментарии, два из которых являются самыми главными: один из них рассматривает только первую строку работы и называется «Spanda Sandoha» , а другой является интегральным комментарием и называется «Spanda Nirṇāya». 

 

3. Pratyabhijña Śastra содержит в особенности метафизические работы и, благодаря необыкновенно высокому уровню, на котором они написаны, является для непосвященных самой недоступной частью письменной традиции Шиваизма. Этот ряд работ рассматривает самый простой возможный духовный метод. «Pratyabhijñā» означает именно «узнавание» или «вспоминание» и имеет духовный смысл – спонтанно и непосредственно распознавать свою божественную природу, подлинную природу, которая есть Высшее Я, Ātman. В этой категории работ, самые важные это: « Īśvara Pratyabhijñā» –фундаментальная работа Утпаладевы, и «Pratyabhijñā Vimarśini» – один из комментариев «Iśvara Pratyabhijñā». (Утпаладева – это одна из самых великих личностей в традиции Шиваизма, он в совершенстве сочетал Бхакти, –неограниченную стремительную любовь к Богу, со знанием, рассудительностью и самой высокой метафизикой). «Īśvara Pratyabhijñā» на самом деле означает«прямое распознание Сердца (эссенции)» – то есть распознать Бога Отца в самом себе. До Утпаладева (или Утпала) его Учитель – Сомананда – написал«Śiva Dṛśti» («Виденье Бога»), трудную и зачастую непонятную поэму. Поэтому Утпаладева написал «Īśvara Pratyabhijñā» именно для того, чтобы разъяснить некоторые аспекты, которые были неясными у Сомананды. 

 

Все эти три ветви шиваистской  традиции были гениально синтезированы, унифицированы и гармонизированы  Абхинавагуптой – тем, кто остался самой известной личностью, а также и самым великим духовно совершенным существом этой системы. Среди его фундаментальных работ самой важной является «Tantrā loka» («Божественный Свет Тантры»), которая является гениальным синтезом всей традиции шиваизма. Он поразительно сумел разгладить все кажущиеся неровности между различными школами и ответвлениями кашмирского шиваизма до него. Он предоставил единое, последовательное и полное виденье системы. Эта монументальная работа позже была дополнена и комментарием одного из учеников, весьма отдаленного во времени от Абхинавагупты, по имени Джаяратха, который жил на юге Индии, спустя несколько сотен лет после того, как его духовный учитель– Абхинавагупта – покинул физический мир. «Tantrā loka» имеет фундаментальное значение для всей традиции Шиваизма и потому, что Абхинавагупта понял сложность  ее понимания для обычного ученика, и написал её резюме в прозе, которая называется «Tantrasāra» («Высшая Эссенция Тантры»). 

 

Школы Шиваизма имеют разные духовные внутренние отношения, иногда очень мало согласованные с принятой традицией брахманов. Они не основываются исключительно на Ведах и, следовательно, нельзя считать Шиваизм продолжением Вед: Шиваизм раскрыл путь выражения истины о Боге и о духовном просветлении, даже больше и детальнее, и глубже чем показано в Ведах. Главные отличия, как увидим далее, происходят из внедрения концепта Śakti – Силы или Энергии Бога – концепт, который в Ведах не ясно прочерчивается. Итак, Шиваизм в сравнении с Ведами является новым, легким, надежным и наиболее прямым путем, который может предоставить освобождение прямо здесь и сейчас, в этой жизни. 

 

Есть несколько важных школ Шиваизма, среди которых самые  возвышенные сгруппированы в  Школу «Trika». «Trika» является квинтэссенцией кашмирского Шиваизма. Слово «Trika» означает на санскрите «Триединство» или «Троица», и с самого начала утверждает, что абсолютно всё имеет тройную природу. По сути эта Троица может свестись к: Богу (Śiva), Śakti – его созидательная фундаментальная энергия – и индивид или иными словами «ограниченное целое», ограниченная проекция божественности, духовный атом, Āṇu илиPuruṣa (Āṇu – атом). Всё Творение происходит от высшей Воли Бога (Śiva) посредством его отражения в Śakti; затем это архетипальное Творение выделяется и дифференцируется в бесконечность «атомов» (Āṇu), которые далее создадут по естественным законам (неким образом, механически) свой личный мир, в котором живут.

Итак, «Trika» включает несколько духовных школ, самая древняя с исторической точки зрения называется «Krama». «Krama» означает на санскрите «процесс», «упорядоченная последовательность», «очередь». Основная идея этой системы состоит в том, что путь, которому человек следует для достижения Бога, представляет некоторые ступени (этапы). Но каждый этап подчинен определенному аспекту Бога. Следовательно, Бог присутствует на протяжении всего Пути, но на каждом этапе встречаем определенный Его облик, более глубокий и настоящий, по мере того, как возвышаемся к Нему. Система «Krama» основывается на концепте Śakti, как Высшей Созидательной Энергии Śiva, и особенно на одном из обликов Śakti, который относится к последовательности и времени, и является Великой Космической Силой Времени и Вечности – Kālī. «Krama» представляет новый облик Kālī для тех, кто не имел возможности изучить Кашмирский Шиваизм: в этой системе Kālī не рассматривается как одна из 10-ти Великих Космических Сил, а отождествлена с самой Высшей Божественной Силой (Parāśakti), потому что каждая из 10-ти Великих Комических Сил может привести существо к Богу. 

 

Еще одна очень важная школа  Шиваизма – это «Kaula» («Kula»). На санскрите термин «Kaula» означает «община», очень тесный (эзотерический) круг посвященных, «семья» или «целостность». И в этой преимущественно тантрической традиции женский элемент (Śakti) – главный, а его секретные учения составляют «скелет» фундаментальных трактатов «Tantrāloka» и«Tantrasāra» Абхинавагупты. Также среди всех своих духовных Учителей Абхинавагупта чаще всего упоминает Шамбхунатха, отдавая ему дань, полную любви, и считая его самым важным, кто посвятил его в тайны школы «Kaula» и помог ему достичь высшего освобождения. У Абхинавагупты были и другие Учителя (например Лакшманагупта), но Шамбхунатха остается его главным гуру, гуру школы «Kaula». 

 

Третья фундаментальная  система Кашмирского Шиваизма –  это «Spanda», и она также основывается на Śakti, которая также называется еще и «Spanda»(Высшая Божественная Созидательная Вибрация). 

 

Следовательно, с точки  зрения самого духовного посвящения, главную роль играет не Śiva, а Śakti. Это вовсе не парадоксально, потому что в духовном видении Шиваизма, а также и Тантры, Śiva и Śakti – это нераздельные аспекты. Они всегда и рассматриваются два в одном, и двое только потому, что ограниченный ум, подчиненный дуализму, не может соединить главную полярность духа и материи, энергии и сознания. Śiva всегда с Śakti и Sakti сŚiva; когда есть сознание, тогда есть и энергия, которая одушевляет это сознание. Когда есть энергия, имеется, по крайней мере потенциально, даже под, казалось бы, слепым проявлением, таинственное и внимательное сознание. Итак, верный способ (путь) для того, кто стремится к Богу, – это все-таки Śakti, а не Śiva. Śiva – это трансцендентный аспект Бога, который находится за пределами всех форм манифестации, даже за пределами любых ментальных представлений. Чтобы не думали или воображали о Śiva – это неŚiva, потому что Śiva не возможно определить, размышлять о нем, и он ничем не может быть воссоздан. Он за пределами любого воображения, желания или мысли. Мы не можем напрямую соотнестись к Нему. Но можем дойти к Нему через Śakti, которая представляет имманентный аспект Бога [«трансцендентный" означает «тот, который за пределами»; «имманентный»означает, «тот, который находится в»]. Бог присутствует и «за пределами»(вне мира), но и «в» мире. Если Бог был бы только вне мира, это означало бы, что мир существует без Бога, и управляется кем-то другим. Но Бог присутствует в мире, в самых таинственных уголках Творения, в Сердце (центре) каждой элементарной частицы, в Сердце каждого человеческого существа, везде, но он скрыт для невежды. Для духовно пробужденного человека, Бог присутствует везде. По этой причине эзотерическая традиция Кашмирского Шиваизма иногда названа и «высший несекретный секрет», потому что одновременно является великой тайной  для невежды и ясностью для духовно пробужденного существа, что Бог есть везде. Эти два взаимодополняющих аспекта единого Бога (трансцендентность и имманентность) называются Śiva и Śakti. Можем прийти к Śiva посредствомŚakti, потому что нужно начинать оттуда, где мы находимся, от имеющихся энергий и сил, а также с уровня сознания, на котором мы находимся. И даже если в нас Śiva находится в виде Высшего Божественного Я, мы стремимся к этому Я умом, психо-ментальными переживаниями, чем-то, что не являетсяŚiva, не является трансцендентностью. Это и есть великое чудо Śakti: Śaktiодновременно присутствует на индивидуальном уровне и на космическом уровне. Она всегда создает связь между человеком и Богом. Если бы не былоŚakti, таинственной божественной магической силы, которая имеет один конец в трансцендентности и другой – в манифестации, не было ничего, что связывало нас с Богом, который был бы всегда трансцендентным, всегда вне нас.

 

С другой стороны, помимо этих трех главных школ («Krama», «Kaula», и«Spanda») системы «Trika», есть еще одна (самая недавняя) такая же важная, названная «Очень короткий и лёгкий путь», но который доступен только немногим (очень возвышенным): прямое узнавание («Pratyabhijñā») Божественной Эссенции. Итак, «Pratyabhijñā» является четвёртым путём шиваистской традиции, который содержит не столько техники, сколько презентацию и индукцию определенных внутренних отношений, необходимых для молниеносного пробуждения Божественного Сознания в нас. Эта система очень ясно показывает, что на самом деле, мы ищем и стремимся достичь того, чем поистине являемся в реальности (Высшее Божественное Я). Иными словами, мы ищем себя самих. И тогда куда и зачем идти вне нас самих? Нужно только стать полностью осознанными о самих себе и заново вспомнить, чем мы всегда являемся,  едиными с Богом. Это всё. Это основное воспоминание («Pratyabhijñā») является завершением любого подлинного духовного пути: дойдя до порога экстатического погружения в Бога, там всего лишь вспоминаешь (узнаешь) божественную эссенциальную природу.

В общих чертах можно сказать, что Кашмирский шиваизм имеет  два больших периода: до Абхинавагупты, и после Абхинавагупты. До Абхинавагупты  различные шиваистские школы  имели еще много различий в  доктринах, которые чаще всего происходили  из разных видений на некоторые духовные аспекты, из неточной и непонятной формулировки. Благодаря Абхинавагупта, традиция Шиваизма стала единой и очень  сильной, но после него она продолжалась недолго. Последователем Абхинавагупта  был Кшемараджа, его прямой и самый  важный ученик. Затем постепенно секретная  традиция Шиваизма угасла в Кашмире. Она еще немного процветала спустя приблизительно 300 лет после этого  на Юге Индии, где жили несколько  великих посвященных: в первую очередь  знаменитый Джайяратха, который великолепно  комментировал «Tantrāloka», а также и Бхаттанарайяна, который написал очень глубокую посвященную поэму: «Stavacintamaṇi» («Таинственная Святыня Драгоценной Божественной Любви»). И еще говорится, что Абхинавагупта был проявлением Śivа. Он с самого начала был очень сильной личностью, как в плане мышления, так и в плане  духовного переживания, и написал множество работ; даже сегодня он единогласно признан индусами одним из самых великих философов Индии, а также самым великим эстетом этой страны, потому что среди его огромной деятельности он занимался и эстетикой. (Покажем далее, что суть подлинного искусства ничем не отличается от эссенции духовного поиска и покажем насколько гениально сумел Абхинавагупта суммировать и область эстетики). Даже в сегодняшние дни его работа о эстетике уникальна и является самым высоким выражением индусской эстетики. Хотя в Индии было много эстетов, он все же остается единственным, потому что ему великолепным образом удалось суммировать все видения и теории, которые были до него, придавая им весьма глубокую основу и более широкую и духовную перспективу.  

Информация о работе Шиваизм