Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "География".
В структуре твердых отходов преобладают промышленные и горно-промышленные отходы. В целом и надушу населения они особенно велики в России, США. Японии. Подушевому показателю твердых бытовых отходов лидерство принадлежит США, где на каждого жителя в год приходится 800 кг мусора (на одного жителя Москвы — 400 кг).
Жидкими отходами загрязняется прежде всего гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Общий объем сточных вод в начале XXI в. составил около 1860 км3. Для разбавления единицы объема загрязненных сточных вод до приемлемого к использованию уровня требуется в среднем от 10 до 100 и даже 200 единиц чистой воды. На Азию, Северную Америку и Европу приходится около 90% всего мирового сброса сточных вод.
В итоге деградация водной среды в наши дни приняла глобальный характер. Примерно 1,3 млрд человек пользуется в быту только загрязненной водой, а 2,5 млрд испытывают хронический недостаток пресной воды, что служит причиной многих эпидемических заболеваний. В силу загрязнения рек и морей снижаются возможности рыболовства.
Большую тревогу вызывает загрязнение атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых непосредственно связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами (2/з всех выбросов приходится на развитые страны Запада, в том числе на США — 120 млн т). Примерами главных загрязнителей обычно служат твердые частицы, диоксид серы, окислы азота и оксид углерода. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 60 млн т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы. Диоксид серы (100 млн т) и оксиды азота (около 70 млн т) являются главными источниками образования кислотных дождей. Масштабным и опасным аспектом экологического кризиса является воздействие на нижние слои атмосферы парниковых газов, прежде всего диоксида углерода и метана. Диоксид углерода поступает в атмосферу в основном в результате сгорания минерального топлива (2/з всех поступлений). Источниками поступления в атмосферу метана служат сжигание биомассы, некоторые виды сельскохозяйственного производства, утечка газа из нефтяных и газовых скважин. Международное сообщество решило снизить выбросы углекислого газа на 20% к 2005 г. и на 50% к середине XXI в. В развитых странах мира для этого были приняты соответствующие законы и постановления (например, специальный налог на выброс углекислого газа).
Оскудение генофонда
Одним из аспектов проблемы окружающей среды является уменьшение биологического разнообразия. Биологическое разнообразие Земли оценивается в 10-20 млн видов, в том числе на территории бывшего СССР -10-12% общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокращения генофонда резко ускорился, и при сохранении существующих тенденций за последнюю четверть века возможно исчезновение 1/5 всех видов, населяющих ныне нашу планету.
49. География мировой промышленности. Классификации отраслей мировой промышленности
Топливная промышленность — включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.
Этапы развития:
Угольная промышленность Места добычи — Китай (месторождение
— Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия
(Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля — США, Австралия, ЮАР.
Импортёры — Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность. Нефть
добывается в 75 странах мира, лидируют
Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика,
ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Газовая промышленность. Газ
добывают 60 стран, лидируют Россия, США,
Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.
Проблемы топливной промышленности:
Электроэнергетика
мира
Роль— обеспечении электроэнергией
других отраслей хозяйства.
Лидеры по выработке —
Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция
(17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при
среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч.
Наименьшие показатели в странах Африки,
Китае и Индии.
ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше,
ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии.
ГЭС — в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании,
Эфиопии.
АЭС — во Франции, Бельгии, Республике
Корея, Швеция, Швейцария, Испания
Основными проблемами электроэнергетики
являются: истощение запасов первичных
энергоресурсов и их удорожание; загрязнение
окружающей среды.
Решение проблемы — в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:
Металлургическая промышленность
Металлургия — одна из базовых
отраслей промышленности, обеспечивающая
другие отрасли конструкционными материалами
(черными и цветными металлами).
Cостав — две отрасли:
черная и цветная.
Черная металлургия. Железная руда добывается
в 50 странах мира.
Факторы размещения:
Природно-ресурсные (ориентация на территориальные
сочетания месторождений каменного угля
и железа);
Транспортные (ориентация на грузопотоки
коксующегося угля и железной руды);
Потребительские (связан с развитием мини-заводов
и передельной металлургии). По добыче
железной руды лидируют Китай, Бразилия,
Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по
выплавке стали — Япония, Россия, США,
Китай, Украина, Германия.
Цветная металлургия.
Факторы размещения:
Наибольшее развитие — Россия,
Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия.
В Японии и странах Европы — на привозном
сырье.
По выплавке меди лидируют — Чили, США,
Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные
экспортеры алюминия — Канада, Норвегия,
Австралия, Исландия, Швейцария. Олово
добывается в Восточной и Юго–Восточной
Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония,
Канада, Австралия, Германия и Бразилия.
Лесная и деревообрабатывающая
промышленность
Включает: лесозаготовку,
первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную
промышленность и производство мебели.
Фактор размещения — сырьевой фактор. Характеризуется наличием двух лесных поясов.
В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.
В пределах южного лесного пояса
заготавливаются лиственные породы деревьев.
Здесь можно выделить — Бразилию, страны
Юго-Восточной Азии и тропической Африки.
Для изготовления бумаги в странах южного
пояса зачастую используют недревесное
сырьё — джут, сизаль, тростник.
Главными импортеры древесины — Япония,
страны Западной Европы, отчасти США.
Лёгкая промышленность
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности
населения в тканях, одежде, обуви, а также
другие отрасли специализированными материалами
Лёгкая промышленность включает в себя 30
крупных отраслей, которые объединяются
в группы:
первичная переработка сырья;, текстильная
промышленность; ,швейная промышленность;
обувная промышленность.
Важнейшей отраслью легкой промышленности
является текстильная.
Главными факторами размещения
являются:
На первом месте стоит производство
хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия,
Россия). Второе место — производство
тканей из химического волокна (США, Индия,
Япония). В производстве шёлковых тканей
лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных
— Россия, Италия. Главные экспортёры
— Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.
Машиностроение
Машиностроение определяет отраслевую
и территориальную структуру промышленности,
обеспечивает машинами и оборудованием
все отрасли экономики.
Главные отрасли —
электроника, электротехника, вычислительная
техника, точное машиностроение.
Производство многих видов машин требует
больших трудовых затрат, высокой квалификации
рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение,
производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли.
Эти отрасли требуют и постоянного внедрения
последних достижений науки, т.е. являются
наукоёмкими.
Размещаются такие производства в крупных
городах или рядом с ними. Зависимость
от источников металла, в эпоху НТР значительно
снизилась. Машиностроение сегодня отрасль
практически повсеместного размещения
В мире сложилось 4 крупных региона
машиностроения:
Северная Америка. Выпускает
около30% всей машиностроительной продукции.
Присутствуют практически все виды продукции,
но особо стоит назвать — производство
ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём
продукции примерно такой же, как в Северной
Америки. Выпускает массовую продукцию,
продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и
Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией
точного машиностроения и продукцией
точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое
машиностроение.
Химическая промышленность
Химическая промышленность имеет сложный
отраслевой состав. Она включает:
горнохимическую промышленность (добыча
сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
основную химию (производство солей, кислот,
щелочей, минеральных удобрений);
химию органического синтеза (производство
полимеров — пластмасс, синтетического
каучука, химических волокон);
прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная,
микробиологическая и т. д.).
Факторы размещения:
Выделяется 4 крупных региона химической
промышленности:
Зарубежная Европа (лидирует
Германия);
Северная Америка (США);
Восточная и
Юго-Восточная Азия (Япония, Китай,
Новые индустриальные страны);
СНГ (Россия,
Украина, Беларусь).
50. География мировой транспортной системы
Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах (около 80% общей длины мировой транспортной сети). Транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта. На развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания), 80% автомобильного парка, 2/3 портов мира, выполняющих ¾ мирового грузооборота. Сильно разнится и пассажирооборот развитых и развивающихся стран. Так, «подвижность» населения в странах Запада в 10 раз выше, чем в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом. Их транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.). Транспортные системы этих стран отражают общую территориальную структуру хозяйства. В большинстве случаев дороги лишь соединяют районы добычи минерального сырья или районы плантационного хозяйства с портовыми городами. Для развивающихся стран характерно значительное преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного (Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина), трубопроводного (Ближний и Средний Восток), речного (страны тропической Африки). Так как в развитии транспорта имеются различия между различными регионами, то в мировой транспортной системе принято выделять территориальные транспортные системы: Северной Америки, зарубежной Европы, СНГ, Латинской Америки, Зарубежной Азии, Африки и Австралии. Наиболее выделяются первые три. Транспортная система Северной Америки, лидирует в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта. Пассажирооборот Северной Америки имеет свои особенности: на 83% он обеспечивается автомобильным транспортом (при этом 81% — автомобилями и 2% автобусами), 16% — воздушным, и только 1% — железнодорожным. Из-за больших размеров территории США и Канады густота транспортной сети Северной Америки невелика. Транспортная система зарубежной Европы превосходит системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения. По грузо- и пассажирообороту здесь лидирует автомобильный транспорт; Транспортная система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимает первое место по общему объему грузооборота. Здесь самая высокая грузонапряженность железных дорог. В зарубежной Азии имеются большие различия между странами в уровне развития транспорта. Поэтому здесь целесообразно выделять высокоразвитую транспортную систему Японии, транспортную систему Китая, систему Индии и Пакистана, стран Юго-Западной Африки. Большие различия в развитии транспорта проявляются и в Африке, а также Латинской Америке.
Физико-географическое положение России (то есть положение по отношению к основным природным объектам Земли – материкам и океанам, полюсам, экватору, начальному меридиану) характеризуется понятием «северность» .
Россия расположена
в северной части материка
Евразия, занимает около 40 % площади
Европы и 30 % площади Азии. Расстояние
между крайней северной
Россия – самое северное государство мира. Почти 2/3 ее территории относится к зоне Севера.
Специфическое физико-
«Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несет из-за необходимости обогрева зданий, увеличения объемов конструкционных материалов, производства теплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений и т. д.
Экономико-географическое
положение России – это
Компоненты экономико-
Территорию России трудно представить еще и потому, что в мире нет стран, схожих с ней по размерам. Например, площадь США (9,4 млн км2) составляет 55 % площади России, а площадь всех государств зарубежной Европы – 35 % площади нашей страны.
1 % территории России (например, республики Карелия, Тува) – это площадь таких стран, как Тунис или Уругвай; 2 % (например, Республика Бурятия, Амурская область) – это Финляндия или Вьетнам; 3 % (Ханты-Мансийский автономный округ) – Испания или Таиланд.