Экономический потенциал таможенной территории в районе сухопутной границы РФ с Украиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:22, реферат

Краткое описание

Таможенную территорию РФ составляет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша, находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт, берега которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ

Содержание

Введение………………………………...………………………………………….
1 Сущность региональной экономики и ее территориальные особенности….
2 Характеристика экономического потенциала………………………………….
3 Развитие в рамках СНГ…………………………………………………...……..
4 Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу..
5 Анализ внешнеэкономических связей Украины с Россией……………….….
6 Экономическое развития………………………………………………….…….
7 Межрегиональное и приграничное сотрудничество Украины и России……
8 Понятие налога и налоговой системы………………………………………….
9 Таможенные проблемы в Украине……………………………………………..
Заключение……………………………………....…………………….…………..
Литература ………………………...………….………………………

Вложенные файлы: 1 файл

эк.потенциал там.терр.РФ.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Экономический потенциал таможенной территории в районе сухопутной границы РФ с Украиной»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Алексеева Христина,

ДО-ТД-10242

Проверил: Демешко В. Н.

 

 

 

 

Омск 2013

 

Содержание

Введение………………………………...………………………………………….

1 Сущность региональной экономики и ее территориальные особенности….

2 Характеристика экономического потенциала………………………………….

3 Развитие в рамках СНГ…………………………………………………...……..

4 Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу..

5 Анализ внешнеэкономических связей Украины с Россией……………….….

6 Экономическое развития………………………………………………….…….

7 Межрегиональное и приграничное сотрудничество Украины и России……

8 Понятие налога и налоговой  системы………………………………………….

9 Таможенные проблемы  в Украине……………………………………………..

Заключение……………………………………....…………………….…………..

Литература ………………………...………….……………………….…………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

3

4

6

8

13

18

24

25

32

34

36

38


Экономический потенциал таможенной территории России. Экономический потенциал – это способность экономики страны, ее отраслей, предприятий и хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, и удовлетворять запросы населения, общественные потребности. Обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал таможенной территории России – это способность наличных, трудовых и материальных ресурсов страны обеспечивать максимально возможный уровень производства продуктов и услуг. Определяется он природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным историческим богатством.

         Таможенную территорию РФ составляет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша, находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт, берега которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ. Таможенная территория России также включает в себя находящиеся в исключительных экономических зонах РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения находящиеся за пределами РФ, но над которыми РФ осуществляет свою юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.

Украина для Российской Федерации с учетом всех факторов – географических, политических, экономических, гуманитарно-духовных, исторических – является одним из важнейших партнеров. 
Протяженность сухопутной украинско-российской границы составляет более 2 тыс. км. Приграничная территория двух стран охватывает 6 регионов (Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и Ростовская области) с российской стороны и 6 регионов (Автономная Республика Крым, Донецкая, Луганская, Сумская, Харьковская и Черниговская области) с украинской стороны.

 

 

1 Сущность региональной экономики и ее территориальные особенности

 

       Географический центр Европы по измерениям, проведённым в 1887 году военным ведомством Австро-Венгрии, а также советскими учеными после Второй мировой войны, располагается на территории современной Украины, недалеко от города Рахов Закарпатской области, хотя по другим вычислениям на это звание претендуют также точки в других государствах. На юге Украины, на территории Херсонской области находится один из самых больших песчаных массивов на территории Европы —Алёшковские пески. 

       Одной из перспективных форм многостороннего приграничного сотрудничества на российско-украинском направлении являются еврорегионы: «Днепр» (Брянская область Российской Федерации, Гомельская область Белоруссии и Черниговская область Украины), «Слобожанина» (Белгородская область Российской Федерации и Харьковская область Украины), «Ярославна» (Курская область Российской Федерации и Сумская область Украины). В процессе создания находится Еврорегион «Донбасс» (Ростовская область Российской Федерации и Луганская область Украины). Украина остается крупнейшим среди стран СНГ торговым партнером для России. Исторически сложившиеся в прошлом на фоне общего экономического и культурного пространства российско-украинские межрегиональные связи в последние годы получили развитие на уровне региональных и местных органов власти. Особенно активны на этом направлении приграничные восточные и южные регионы Украины и, соответственно, западные субъекты Российской Федерации, имеющие общую границу с Украиной и другие сильные регионы, не имеющей общей границы, но вовлеченные в сотрудничество с Украиной (Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, другие регионы).  В январе-октябре 2009 года товарооборот между Россией и Украиной составил 17115,4 млн. долл. США, сократившись на 52,7% по сравнению с январем-октябрем 2008 года. При этом экспорт России составил 10054,9 млн. долл. США (падение темпов роста на 53,8%), а импорт – 7060,5 млн. долл. США (–51,1%).  
         Структуру импорта России из Украины в январе-сентябре 2009 года формировали в основном четыре товарные группы: 

- машины, оборудование и транспортные  средства – 34%;

- металлы и изделия из них  – 22%;

- продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 16%;

- продукция химической промышленности  – 10%.

         Снижение  стоимостных показателей импорта  России зафиксировано практически  по всем основным товарным  позициям. Наиболее значительным  было снижение объемов импорта минеральных продуктов (на 61,9%) и металлопродукции (на 61,2%).

         В абсолютных  величинах наибольшее сокращение  объемов импорта из Украины  пришлось на закупки машинно-технической  продукции (на 1,6 млрд. долл.), металлов  и изделий из них (на 1,2 млрд. долл. США). Также значительно сократились закупки продовольственных товаров и сельхоз сырья (на 390 млн. долл. США), минеральных продуктов (на 342 млн. долл. США) и химической продукции (на 246 млн. долл. США). 
Велико значение межрегионального и приграничного сотрудничества России с Украиной. Доля 20 крупнейших российских регионов в общем объеме товарооборота России с Украиной за 1 полугодие 2009 года составила 84,8%, из них Москва – 20,6%, Тюменская область – 10,1%, Белгородская область – 8,3%, Ростовская область – 6,7%, Татарстан – 5,7%, Санкт-Петербург – 4,6%, Нижегородская область – 4,5%, Московская область – 4,1%, Кемеровская область – 2,8%, Самарская область – 2,3%.

Следует отметить, что из-за финансово-экономического кризиса и мер украинского правительства по ограничению импорта за три квартала 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года наблюдается существенное снижение товарооборота (в ряде случаев на 70 и более процентов) между Украиной и ведущими российскими регионами, в основном, за счет сокращения российского экспорта.

         Среди приграничных  с Украиной российских областей  наибольший объем взаимной торговли  с Украиной приходится на Белгородскую  и Ростовскую области, что составляет  более 80% товарооборота приграничных  регионов России с Украиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Характеристика экономического потенциала

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Украины. На континентальном шельфе прибрежное государство осуществляет свои суверенные права. На континентальном шельфе Украина осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. В районе континентального шельфа        Украина осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками, сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Относительно исключительной экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа. Исключительная экономическая зона рассматривается в качестве части открытого моря с изъятиями в пользу прав прибрежного государства. Указанные права и юрисдикция — это не результат территориального верховенства (суверенитета) государства над районами зоны, а следствие международной договоренности, т.е. эти права и юрисдикция имеют международно-правовое происхождение и конвенционную основу. Согласно ТК Украины таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне Украины искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Украины обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела. В таможенную территорию не входят отдельные участки государственной территории: свободные таможенные зоны и свободные склады. Под свободной таможенной зоной имеется в виду территория, на которой иностранные товары размещаются и используются в соответствующих границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Под свободным таможенным складом понимается закрытое помещение или открытая площадка, в пределах, которых иностранные товары также размещаются без применения мер тарифного и нетарифного регулирования. Украинские товары размещаются и используются на указанных территориях в соответствии с условиями, применяемыми при экспорте. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются по общему правилу как находящиеся вне таможенной территории Украины. С точки зрения таможенного права они находятся за пределами таможенной границы. Вместе с тем из общего правила о выведении свободных таможенных зон и свободных складов за пределы таможенной территории имеются исключения. Они определяются Таможенным кодексом Украины и иными законодательными актами Украины по таможенному делу. На определение таможенной территории существенное влияние оказывает создание таможенных союзов. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Украины создает с другими государствами таможенные союзы. Таможенный союз представляет собой соглашение двух или более государств о ликвидации таможенных границ между ними и образовании общей таможенной территории с общими таможенными границами, со свободным обращением товаров на ней, с едиными мерами тарифного и нетарифного регулирования по отношению к другим странам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Развитие в рамках СНГ

Значительной проблемой являются перспективы экономических отношений со странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовавший единый народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня воспринимается критически. И, тем не менее, не стоит отбрасывать то, что было полезным и может быть полезным в настоящем и будущем. Речь идет об экономических связях и ростках кооперации, которые еще есть возможность сохранить и развить. Существует несколько моделей экономических взаимоотношений с новыми государствами, возникшими на месте бывшего Союза.

Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить потребности и интересы Украины, да и возможности Украины на настоящем этапе крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.

Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сближение бывших советских республик через создание системы свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласование бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последующем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным актам молодых государств.

После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предполагалось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отношений полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций новых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90х годов строились и продолжают строиться на основе двухсторонних торгово-экономических отношений.

Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила Украину в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. Подписали Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает координацию экономического и социального развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для стратегического партнерства в глобальном масштабе. Практически в обмен на признание Россией полного суверенитета Украины и ее территориальной целостности Украина открыла двери для проникновения российского капитала на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя движения вперед.

Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном, который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая 4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами – трубами, ирригационными системами, зерном, сахаром. Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное море.

 Под таможенной территорией  понимается государственная территория, т.е. часть земного шара, которая  принадлежит государству и в  пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это означает, что основу правового режима таможенной территории, как и государственной территории, составляет суверенитет государства. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 Однако понятие таможенной  территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящиеся за пределами государственной границы.

 Составными частями  таможенной территории Украины являются: сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

 Сухопутной территорией  Украины является вся суша, находящаяся в пределах его границ.

 К внутренним водам  относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Украине, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих Украине, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат Украине.

 Территориальные воды (море) — это прибрежные морские  воды ширине и 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются КМ Украины. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами Украины, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Острова за пределами территориальных вод, как правило, принадлежат ближайшему прибрежному государству.

Информация о работе Экономический потенциал таможенной территории в районе сухопутной границы РФ с Украиной