Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа
Тема развития этнокультурного туризма в России очень актуальна в наше время. Ведь туризм – это одна из самых быстрорастущих отраслей мировой экономики и один из самых прибыльных видов бизнеса, привлекающий большие инвестиции и обеспечивающий занятость населения, а также доходы в бюджеты своих государств. За последние годы туризм стал одной из приоритетных отраслей экономики. Этнокультурный туризм в России содержит колоссальный потенциал. Хорошо известно, сколь оригинальны и разнообразны достижения народов нашей страны в области культуры, что отразилось в замечательных памятниках, произведениях искусства, народном творчестве и, что не менее важно, в судьбах огромного количества великих людей, воплотивших талант и любовь к Родине в своем труде.
-Введение________________________________________________3
1.Культурное наследие и география расселения народов России__
2.Рекреационые этнокультурные ресурсы России и потенциал их использования____________________________________________
-Заключение______________________________________________
-Список литературы________________________________________
-2-
Содержание
-Введение_____________________
1.Культурное наследие и география расселения народов России__
2.Рекреационые этнокультурные
ресурсы России и потенциал их использования_________________
-Заключение___________________
-Список литературы____________
-Приложения___________________
-3-
Введение
Тема развития этнокультурного туризма в России очень актуальна в наше время. Ведь туризм – это одна из самых быстрорастущих отраслей мировой экономики и один из самых прибыльных видов бизнеса, привлекающий большие инвестиции и обеспечивающий занятость населения, а также доходы в бюджеты своих государств. За последние годы туризм стал одной из приоритетных отраслей экономики. Этнокультурный туризм в России содержит колоссальный потенциал. Хорошо известно, сколь оригинальны и разнообразны достижения народов нашей страны в области культуры, что отразилось в замечательных памятниках, произведениях искусства, народном творчестве и, что не менее важно, в судьбах огромного количества великих людей, воплотивших талант и любовь к Родине в своем труде. Этот исторический капитал и богатство человеческой культуры, между тем, значительно больше влекут к себе туристов из дальнего зарубежья, нежели самих россиян.
Цель исследования:
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы изучить перспективы России в развитии этнокультурного туризма.
Объект исследования:
Объектом исследования моей курсовой работы является Россия.
Задачи:
1.
2.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: Сравнительный, исторический, анализ литературы.
-4-
1. Культурное
наследие и география
Россия всегда была не только густонаселенным,
но и многонациональным
Они представляют более 160 национальностей, говорящих на собственных языках. Большинство народностей малочисленны и живут на ограниченной территории. Только семь народов имеют численность более одного миллиона – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. По плотности населения Россия занимает второе место в мире после США. Почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах-«миллионниках»: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми. Численность крупнейших мегаполисов России составила: Москвы – более 10 млн. человек, Санкт-Петербурга – около 5 млн. человек. Столица Российской Федерации по численности жителей входит в число двадцати самых крупных городов мира.
Большую часть населения составляют, конечно, русские – более 80%. Остальной процент составляют – татары (3,8%), украинцы – 3%, чуваши - 1,2%, белорусы – 0,8%, мордва – 0,7%, немцы и чеченцы – по 0,6%, аварцы, армяне, евреи – по 0,4% и др.
Татары – второй по численности народ России, живущий в Поволжье. Вместе с башкирами татары составляют наиболее многочисленную группировку мусульманских народов, расположенную почти в центре России. Чуваши – другой тюркский народ, насчитывает около двух миллионов человек. В Сибири живут алтайцы, хакасы, якуты. На Кавказе живут народы абхазо-адыгейской группы: кабардинцы, адыги и черкесы; нехско-дагестанской группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины; осетины, относящиеся к иранской группе.
В России также проживают финно-угорские народы - к ним относятся финны, карелы, саамы и коми на севере европейской России, марийцы и мордва в Поволжье, ханты и манси, занимающиеся охотой и оленеводством - в Западной Сибири.
На Крайнем Севере живут ненцы, занимающиеся оленеводством.
-5-
В Восточной Сибири живут эвенки. На Чукотском полуострове - чукчи - оленеводы и рыбаки. К монгольской группе относятся буряты в Сибири и калмыки на Каспии.
Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиций, костюма, традиционных занятий и промыслов. Большинство этих народов сохранило свое своеобразие и традиционные занятия. Богатство национальных культур - достояние всей страны.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу. Каждая особенность русского характера, каждый обычай или обряд – это новая страница истории. Изо дня в день мы живем бок о бок с другими людьми и мало задумываемся об их житейском складе и восприятии мира. Мало кто знает обычаи, традиции других народов, хочет понять их уклад жизни. Например: Единственным народом, кто до сих пор полностью чтит свои традиции, являются калмыки. Они проживают в европейской части России и говорят на одном из монгольских языков. Очень интересно они встречают новый год, название праздника произносится как Зула. Обычно он проходит в двадцатых числах декабря. Зула переводится как «светильник», «лампада», «огонь». Обычно калмыки разжигают в этот день костры, они считают, что если огонь сильный, то это возвращает солнцу силу и оно будет все лучше и сильнее греть именно с этого дня. В храмах зажигали лампады и обходили их вокруг с иконами, на которых были изображены буддийские божества. На столе при храме оставляли дары – всякие сладости и молочные продукты.
У калмыков есть еще один интересный праздник Цаган cap. Это первый день весны. В это время все поздравляют друг друга с окончанием холодов и готовятся к перекочевке. Отмечают его в весеннее первое полнолуние. Обычно поздравляющий встает на колено и прикасается ладонями ко лбу. Главное событие этого праздника – ожидание рассвета. С первыми лучами солнца все молятся.
Марийцы, например, празднуют новый год, так же как и русские, а вот Святки у них по-прежнему остаются более значимым событием. Шорыкйол, так называются марийские Святки, отмечается в период солнцестояния. В прошлом марийцы связывали этот день с переменами в жизни и благополучием семьи и своего хозяйства. Утром вся семья шла на поле и
-6-
делала кучки из снега, которые по поверьям напоминали скирды хлеба и стога. Все старались делать их большими и всегда в нечетном количестве. Ржаные колосья втыкали на стожки и некоторые даже зарывали в них блины. В садах трясли плодовые деревья, чтобы в наступающем году собрать богатейший урожай. Вообще у марийцев есть много интересных праздников, один из них, сохранившийся до наших дней – религиозный обряд марийцев называемый «всемирные моления». Народ собирается в священных рощах и молится. Гуляния в Марий-Эл тоже проходят по традиции, их организуют по религиозным праздникам и по светским мероприятиям. Люди выходят на улицы, облаченные в марийские одежды, поют песни и танцуют. Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. Существует в традиции чувашей праздник Синзе, в это день женщины и мужчины облачаются в белые одежды и не работают.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у башкир и татар. Он посвящен окончанию полевых работ проводимых весной и тесно связан с трудом. В одном этом празднике сплетаются и надежда и радость, и общение с природой. «Весенний день год кормит» — так звучит народная мудрость. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались. Традиции народов России можно изучать очень долго. Туристам, которые заинтересуются этим вопросом, стоит отправиться в особый этнографический тур, чтобы поближе познакомиться с тем, как живет многонациональная Россия.
-7-
2.Рекреационные этнокультурные ресурсы России и потенциал их использования.
Рекреационные ресурсы — это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. К рекреационным ресурсам относятся:
-природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир);
-культурно-исторические достопримечательности;
-экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.
К этнокультурным рекреационным ресурсам можно отнести компоненты культурного ландшафта этнос, народный эпос, народная кухня, народные промыслы, музеи, картинные галереи.
В мировой практике этнические
особенности, самобытность места и
культуры все чаще становятся локальным
туристическим брендом. Древние
промыслы – виноделие, плетение лозы,
рыбная ловля и гончарные мастерские
– стали дополнительными
-8-
и культурные центры в разных странах, музыкальные круизы и многое другое. В качестве отечественного примера успешной капитализации можно привести опыт Татарстана. Республика оказалась в числе первых российских регионов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), которые еще в 90-е годы начали инвестировать в свой имидж. Татарстан сконструировал такой образ, который совмещает элементы реальной истории и мифы, традиционной этнической культуры и современной городской среды. Для западного восприятия – это уникальный регион, где мирно уживаются исламская и христианская культура, а мечети стоят рядом с храмами. Для российского туриста – это комфортный для проживания европейский регион, богатый на исторические и культурные ценности. «Богат регион и мифами, без которых, наверное, вообще невозможно создать бренд. Например, Казанский кремль считается памятником Ханского периода, хотя от него там осталась только земля. Или сторожевая башня Сююмбике, с ней связана красивая легенда. Реальная история – это Булгар, Свияжск». Сейчас Татарстан продвигает себя в качестве спортивной столицы России. Ведь там есть известные на мировой арене хоккейные, футбольные и волейбольные команды, которые уже сами по себе стали мировыми брендами. Пример капитализации национальной кухни – сеть супермаркетов «Бахетле», где продается традиционная татарская кулинария и одновременно предлагается вся продуктовая линейка обычного супермаркета. Пример успешного брендинга – Дед Мороз и Великий Устюг в совокупности с вологодским маслом. Этот образ прочно присутствует в сознании туристов. Это капитализированный культурный потенциал, приносящий прибыль. В нашей стране можно говорить об уже сложившемся этнотуризме в рамках паломнических туров, познавательных, экологических и сельских программ. Этнокультурный туризм в чистом виде – это этнодеревни, многофункциональные комплексы, включающие гостиницы, места общественного питания, развлекательные центры этнического характера, а также подворья, этнографические музеи под открытым небом». Такие примеры есть в Оренбурге, Ростовской области, Краснодарском крае, Республике Коми и многих других регионах, в том числе в местах проживания коренных народов севера на Ямале, в Ханты-Мансийском автономном округе, Якутии.
Под этнографическим туризмом, в самом общем виде, подразумевается знакомство с основами материальной и духовной культуры народа и средой его обитания. Причем его более или менее ярко выраженные элементы. Этнотуризм присутствуют во многих видах туризма – от культурно-познавательного до экстремального. Есть и отчетливо выраженный интерес к «этническим» маршрутам, что доказывает все возможные опросы и социологические исследования. В такие туры хотели бы отправиться 88% опрошенных, при этом 91% респондентов заявили, что информационных в
-9-
первую очередь этнографических путеводителей и рекламных материалов об этом явно недостаточно. Этническая тема для российского туризма отнюдь не нова. Например, этнографический музей-заповедник «Торум Маа» в Ханты-Мансийске был основан еще 30 октября 1987 года и сегодня пользуется огромной популярностью, как у местных жителей, так и у приезжих. Есть и другие примеры создания популярных у туристов этнографических комплексов и маршрутов. Национальная деревня русского Севера «Пожарище»в Нюксенском районе Вологодской области, которую за 3 года посетило более 20 тыс. человек, была признана лучшим областным туристическим проектом 2009 года. Весьма популярен маршрут в деревню Мартыново Мышкинского района Ярославской области, «столицу» колоритного субэтноса русского народа – кацкарей. Препятствий на пути развития этнотуризма, который еще называют аборигенным, также немало. Нередко наиболее интересные в этнографическом отношении народы живут в самых отдаленных районах страны, где нет ни дорог, ни гостиниц. Но даже при их наличии посещение туристами возможно на протяжении лишь нескольких месяцев в году. Кроме того, развитию этнотуризма часто препятствует, как на федеральном уровне, так и в регионах, противоречия в законодательстве. Развитие этнотуризма зависит от нескольких факторов: туристического потенциала региона, отношения самого этноса и местных властей к туризму, от наличия необходимой инфраструктуры и квалифицированных кадров. И там, где усилия объединяются, положительные результаты налицо. Считается, что наиболее продвинуты в плане этнотуризма в России Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа Тюменской области, Краснодарский и Ставропольский края. Но большинство российских регионов пока только начинает движение в этом направлении.