Геодезические работы при строительстве дорог и мостов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 23:19, контрольная работа
Краткое описание
Геодезические работы при строительстве дорог проводят в процессе изысканий при выносе трассы в натуру ,во время строительства автомобильных дорог. Во время трассирования магистрального хода или проведения работ по окончательной разбивке на местности трассы проводят геодезические работы, измеряются углы поворотов трассы и расстояния между ними.
Геодезические работы
при строительстве дорог и мостов.
Геодезические работы при строительстве
дорог проводят в процессе изысканий при
выносе трассы в натуру ,во время строительства
автомобильных дорог. Во время трассирования
магистрального хода или проведения работ
по окончательной разбивке на местности
трассы проводят геодезические работы,
измеряются углы поворотов трассы и расстояния
между ними.
Между двумя измерениями угла
расхождение не должно превышать двух
градусов. Направление линии задается
начальником партии и фиксируется на местности
с помощью постановки по теодолиту вех.
Вехи располагают часто таким образом,
чтобы было не менее трех вех в каждом
створе. А на длинных и прямых участках
было видно из каждой промежуточной точки
в каждую сторону не меньше двух вех.
Если встречаются участки с
препятствиями которые мешают провешиванию
трассы, делается ее выноска. Для точной
разбивки углов используют теодолит. Ширину
рек и водных препятствий а также неприступные
расстояния определяются путем вычисления
по углам которые измеряются путем разбивания
базиса перпендикулярно к трассе.
Для того чтобы закрепить временно
трассу на период съемок забивают колья
вместо снятых вех. Колья забиваются через
одну - две вехи и делаются высотой до двух
метров. Затем забивают колышек в вершинах
углов поворота толщиной до пяти сантиметров
и длиной до 25 сантиметров. Над этим колышком
центрируют инструмент. За группой которая
прокладывает трассу следует другая группа
пикетажистов, состоящая из техника и
нескольких рабочих.
Они промеряют длину трассы
и разбивают на сто метровые участки называемые
пикетами. Также они выявляют промежуточные
точки отметки которых должны быть определены
при проведении нивелирования в связи
с изменениями рельефа. К числу промежуточных
точек относят также урезы воды расположенных
вблизи трассы болотах или водотоках.
Геодезические работы при строительстве
дорог на изысканиях
Длину трассы измеряют стальными
лентами при этом расхождение между основными
и контрольными промерами не должно превышать
значения 1/500. Точки плюсов и пикеты отмечают
с помощью деревянных колышков которые
забивают вровень с поверхностью земли.
А рядом забивают еще один более высокий
колышек на котором обозначают номер пикета
и расстояние от него до плюса.
Расстояние округляют до целых
метров. В тех местах где рельеф местности
меняется пикетажист снимает поперечный
профиль рельефа. Такие места которые
меняют свой рельеф в поперечном профиле
могут быть косогоры, места находящиеся
вблизи существующих автомобильных дорог
или железнодорожных путей, мосты и так
далее.
В таких случаях а также когда
необходимо проводить съемку местности
по труднодоступных склонах целесообразно
использовать наземную фототеодолитную
съемку. Пикетажистом ведутся все записи
и записываются в специальном журнале
на миллиметровой бумаге. В журнале указывают
пикеты и все точки промежуточные, углы
поворота трассы, реперы со схематическим
изображением, план расположения трассы
и схема закрепления.
Также зарисовывают все необходимые
элементы ситуации трассы в плане местности
по 50 метров в каждую сторону от трассы.
От оси трассы в пределах до 25 метров расстояние
до расположения элементов измеряют рулеткой
а дальше оценивают визуально. Особенно
точно фиксируют в пикетажном журнале
места расположения больших одиночных
деревьев, мостов и путепроводов, границы
камнепадов, болот, оползней и так далее.
Геодезические работы при строительстве
дорог перед началом строительства
Между проведением инженерно
-геологических исследований и началом
строительства проходит довольно много
времени. Большое количество сторожек
и колышек пропадают. Поэтому геодезисты
стараются закрепить трассу надежно с
помощью установки прочных столбов, потайных
точек и потайных реперов. Столбы которые
выставляются на прямых участках должны
устанавливаться в местах где не проводятся
сельскохозяйственные работы.
Такие места могут быть выгоны,
места где располагаются кустарники, границы
полей севооборотов. Вершины углов закрепляются
потайными колышками имеющие длину до
50 сантиметров и толщину до 10 сантиметров.
Они забиваются вровень с поверхностью
земли. Шляпка гвоздя которого забивают
в точку на колышке указывает на вершину
угла. Колышек насыпают сверху землей
или камнями в виде конуса.
Закрепительные столбы устраивают
за пределами возможных в будущем земляных
работах, в местах разбивки углов трассы.
Краской надписывают на угловом колышке
или столбе название проектной организации,
год изыскания и порядковый номер угла
поворота. Привязку угла трассы к ближайшим
постоянным предметам фиксируют также
и в журнале, измеряют румб направления
и расстояния.
В высотном отношении трассу
закрепляют реперами, используя в качестве
реперов предметы, которые не подвергаются
вертикальным смещениям или сдвигам.Такими
могут быть фундаменты сооружений, скальные
выступы или металлические стержни заделанные
в бетонном фундаменте. Временные реперы
используют в процессе проведения работ
по изысканиям и строительству.
Они устраиваются из деревянных
и железобетонных столбов, располагаются
через 1-3 километра в зависимости от степени
сложности рельефа. Для того чтобы получить
продольный профиль трассы и в последствии
проводить расчет объемов земляных работ
и определить отверстия искусственных
сооружений, нивелируются все плюсы и
пикеты,урезы воды, реперы и русла тальвегов.
Такие работы ведут обычно два
нивелировщика-специалиста. Первый проводит
нивелировку всех точек линии ,а также
привязку к реперам. Второй человек проводит
геодезические работы в виде контрольного
нивелирования при закрепление трассы.
Для этих целей он может использовать
различные связующие точки, поперечники,
реперы, живые сечения различных по мощности
водных преград, ходы по руслам пересекаемыми
тальвегами и определения их поперечных
продольных уклонов.
Мосты представляют собой сложные
искуственные инженерные сооружния
, возводимые в местах пересечения дорог,водотоков
и тех мест,где нельзя обойтись без моста.Несмотря
на различное назначение , техпологию
строительства, отличия в строении и характере
назначения и даже разные названия , все
они имеют одинаковое предназначение
- транспортное. После того ,как определено
месторасположение , согласовано различными
государственными инстанциями (архитектурными,экологическими
и др) начинаются основные геодезические
работы. К основным геодезическим работам,обеспечивающим
строительство мостов,относится:
съемка местности и рельефа
дна водотока;
построение плановой и высотной
гедезических разбивочных сетей;
разбивка центров и осей устоев
и русловых опор моста
детальная разбивка тела опор;
контроль возведения опор и
исполнительная съемка в процессе их возведения;
разбивка регуляционных и берегоукрепительных
сооружений;
разбивка пути на подходах к
мосту;
разбивочные работы и исполнительная
съемка монтажа пролетных строений;
измерение деформаций пролетных
строений во время испытаний моста;
наблюдения за осадками и кренами
опор и деформациями пролетных строений
в ходе строительства и эксплуатации моста.
Для оценки участка предполагаемого
строительства комплексно проводят основные
изыскания: — инженерно-геодезические,
инженерно-геологические и гидрогеологические;
гидрометеорологические, климатологические,
метеорологические, почвенно-геоботанические
и др. Основные изыскания выполняют в первую
очередь на всех типах сооружений.
Инженерно-геодезические изыскания
позволяют получить информацию о рельефе
и ситуации местности и служат основой
не только для проектирования, но и для
проведения других видов изысканий и обследований.
В процессе инженерно-геодезических изысканий
выполняют работы по созданию геодезического
обоснования и топографической съемке
в разных масштабах на участке строительства,
производят трассирование линейных сооружений,
геодезическую привязку геологических
выработок, гидрологических створов, точек
геофизической разведки и многие другие
работы.
Инженерно-геологические и
гидрогеологические изыскания дают возможность
получить представление о геологическом
строении местности, физико-геологических
явлениях, прочности грунтов, составе
и характере подземных вод и т. п. Эти сведения
позволяют сделать правильную оценку
условий строительства сооружения.
Гидрометеорологические изыскания
дают сведения о водном режиме рек и водоемов,
основные характеристики климата района.
В процессе гидрометеорологических изысканий
определяют характер изменения уровней,
уклоны, изучают направление и скорости
течений, вычисляют расходы воды, производят
промеры глубин ведут учет наносов и т.
д.
К инженерным изысканиям для
строительства также относятся:
геотехнический контроль, оценка
опасности и риска от природных и техногенных
процессов; обоснование мероприятий по
инженерной защите территорий; локальный
мониторинг компонентов окружающей среды,
научные исследования в процессе инженерных
изысканий, авторский надзор за использованием
изыскательской продукции; кадастровые
и другие сопутствующие работы и исследования
в процессе строительства, эксплуатации
и ликвидации объектов.
Содержание и объемы инженерных
изысканий определяются типом, видом и
размерами проектируемого сооружения,
местными условиями и степенью их изученности,
а также стадией проектирования. Различные
виды сооружений, технология строительства
которых имеет много общего и изыскания
для которых проводятся по схожей схеме
Порядок, методика и точность
инженерных изысканий устанав-1ваются
в основном в строительных нормах, например
СНиП 11-02-96 и СНиП 11-04-97.
На следующем этапе , непосредственно
при строительстве моста основные геодезические
работы - это: разбивка центров и осей опор
, разбивка пролетных строений , контроль
размеров поставляемых с завода монтажных
элементов , разбивка и контроль за возведением
всех частей сооружения , разбивка вспомогательных
и временных сооружений (зданий,дорог
, причалов и др.) , исполнительная съемка
построенных объектов , наблюдения за
деформациями.
Геодезические и разбивочные
работы, обеспечивающие проектное положение
и размеры как всего сооружения, так и
отдельных его частей, ведутся в течение
всего периода строительства моста. При
этом восстанавливают на местности и выверяют
геодезическую плановую и высотную основы,
а также переносят на местность (разбивают)
ось моста, оси опор, подходов, струенаправляющих
дамб и т. д.; систематически контролируют
возведение отдельных частей сооружения,
обеспечивая проектное их положение; проверяют
размеры и форму прибывающих с заводов
монтажных элементов; на строительной
площадке ведут разбивочные работы по
вспомогательным производственным сооружениям
и бытовым зданиям,. подъездным дорогам,
причалам и т. п.
Качество возводимых
искусственных сооружений на
всех этапах строительства в значительной
мере зависит от хорошей организации и
выполнения полного комплекса геодезических,
разбивоч-ных и контрольно-измерительных
работ. На строительстве малых и средних
мостов и геодезические и разбивочные
работы обычно выполняет производитель
работ или инженер производственно-технического
отдела, а при возведении больших и особенно
внеклассных мостов — специальная геодезическая
группа в составе производственно-технического
отдела строительства. Особо ответственные
работы по созданию мостовой триангуляционной
сети обычно передают специализированным
геодезическим организациям.
Геодезическая служба на строительстве
нужна в течение всего периода сооружения
моста, начиная с подготовительных работ
и кончая сдачей в постоянную эксплуатацию.
Используемые геодезические инструменты,
мерные ленты, рулетки должны находиться
в исправном состоянии и систематически
подвергаться контрольным проверкам.
Проектная организация, выполнявшая
изыскания и проектирование мостового
перехода или дороги, до начала работ передает
строителям по акту в присутствии заказчика
материалы закрепления оси трассы моста
и подходов к нему, продольный профиль
перехода, данные об осях регуляционных
сооружений, а также сведения о положении
и типах центров, закрепляющих продольную
ось моста, о грунтовых реперах и стенных
марках. Для больших и внеклассных мостов
передаются пункты триангуляции или полигоно-метрии.
К акту должны быть приложены: детальный
план перехода с нанесенными осями сооружений,
схема расположения всех центров геодезической
основы мостового перехода, выписка из
каталога координат и высотных отметок
геодезической основы.
Генеральный разбнвочный план
с приложенной к нему пояснительной запиской
должен содержать: исходные данные, метод
и точность измерения базисов и углов,
фактические и допустимые невязки и метод,
положенный в основу предварительных
разбивочных работ при изысканиях и закреплении
мостового перехода.
В передаваемых строителям
материалах закрепления оси трассы мостового
перехода и реперной сети должна быть
указана привязка к центрам и маркам государственной
плановой и высотной геодезической основы
. Положение закрепительных центров продольной
оси моста даются в пикетаже трассы, а
высотные отметки— в системе отметок,
принятых в проекте строящейся дороги.
Передаваемые материалы по геодезическим
знакам (центрам и реперам) и масштабам
плана должны удовлетворять установленным
требованиям
(табл1).
Сооружение
Масштаб плана
Расстояние между горизонталями
по высоте, м
Количество центров оси моста и харак
тер их закрепления
Количество реперов или марок и харак
тер их закрепления
Мост длиной от 100 до 300 м
1 :
2000
0,5
Не менее двух
на каждом берегу;
капитальными
центрами
По одному реперу на каждом берегу; закрепление постоянное