Земельный фонд России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:36, реферат

Краткое описание

Земля обладает рядом природных качеств и свойств, которые представляют народнохозяйственный интерес, в частности, водопокрытостью, лесопокрытостью, плодородием, содержанием тех или иных природных ископаемых. Благодаря этим свойствам землю может быть целесообразнее использовать каким-либо определенным образом, в народнохозяйственных целях.

Земельный фонд страны подразделен на семь категорий, которые закрепляются в земельном кодексе (ст. 7 ЗК РФ):
земли сельскохозяйственного назначения;;
земли поселений;
земли промышленного назначения ;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли особо охраняемых территорий;
земли запаса.

Вложенные файлы: 1 файл

Категории земель.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

Инвесторы ищут выход из данной ситуации, выкупая сельскохозяйственные наделы у собственников и переводя их в данную категорию. Несмотря на бюрократическую сложность таких  сделок, они проводятся весьма часто, поскольку прибыль от успешно  проведенной операции может достигать 500%.

 

 

4. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

Это пространства, покрываемые  лесом, или же непосредственно предоставленные  именно для ведения лесного хозяйства. Леса – это не просто сырье для  производства, они служат также местом для отдыха жителей, обеспечивают населенные пункты свежим воздухом, являются энергетическим источником, и потому нуждаются в  специальном режиме использования.

Статья 101. Земли лесного  фонда.

1. К землям лесного  фонда относятся лесные земли  (земли, покрытые лесной растительностью  и не покрытые ею, но предназначенные  для ее восстановления, - вырубки,  гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения  лесного хозяйства нелесные земли  (просеки, дороги, болота и другие).

2. Границы земель лесного  фонда определяются путем отграничения  земель лесного фонда от земель  иных категорий в соответствии  с материалами лесоустройства. Данные  о границах земель лесного  фонда заносятся в государственный  земельный кадастр.

3. Изъятие земель, занятых  лесами первой группы, для государственных  или муниципальных нужд допускается  только в исключительных случаях,  предусмотренных подпунктами 1 и  2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса.

4. Перевод земель лесного  фонда в земли других категорий  осуществляется в соответствии  с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего  Кодекса с учетом требований  охраны окружающей среды, установленных  федеральными законами.

5. Нелесные земли лесного  фонда, временно не используемые  для ведения лесного хозяйства,  на основании решения исполнительного  органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего  Кодекса, могут передаваться в  аренду на срок до пяти лет  для осуществления сельскохозяйственного производства. Условия использования таких земель и ограничения их использования устанавливаются договорами аренды земельных участков.

6. Порядок использования  и охраны земель лесного фонда  регулируется настоящим Кодексом  и лесным законодательством.

В России расположена четверть мировых запасов произрастающей древесины. В структуре земельного фонда Российской Федерации доля лесного фонда составляет более 64% всех земель. Лесное хозяйство увеличивается  ежегодно на сотни тысяч га и представляет огромный возобновляемый ресурс. Однако потенциал лесов используется не в полном объеме. В глубокую переработку  идет только пятая часть добываемой отечественной древесины. Ежегодно в стране от заготовляемого объема древесного сырья перерабатывается с получением различной продукции, по разным данным, от 63,6% до 77,2% объема древесины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

Земли водного фонда –  это пространства, залитые водой, занимаемые реками, болотами, ледниками, исключая гидротехнические сооружения и другие водохозяйственные объекты, и лесотундровую, тундровую зоны. Входят сюда также и земли –  берега водоемов, водоохранные зоны, земли, необходимые для обслуживания и охраны водных источников. Целевым назначением этих земель можно считать удовлетворение бытовых, питьевых, оздоровительных и прочих нужд людей и природоохранных, водохозяйственных, рыбохозяйственных, транспортных, энергетических, промышленных и прочих потребностей.

Статья 102 ЗК РФ. Земли водного фонда.

1. К землям водного  фонда относятся земли, занятые  водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

2. Земли водного фонда  могут использоваться для строительства  и эксплуатации сооружений, обеспечивающих  удовлетворение потребностей населения  в питьевой воде, бытовых, оздоровительных  и других потребностей населения,  а также для водохозяйственных,  сельскохозяйственных, природоохранных,  промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

3. Для охраны источников  питьевого и хозяйственно - бытового  водоснабжения устанавливаются  зоны охраны, в пределах которых  вводится особый правовой режим  использования земель.

4. Порядок использования  и охраны земель водного фонда  определяется настоящим Кодексом  и водным законодательством.

6. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ  ТЕРРИТОРИЙ

Это земли природно –  заповедного, природоохранного, рекреационного, оздоровительного, историко-культурного  назначения, которые имеют статус особо охраняемых территорий, поскольку  играют специфическую роль в жизни  общества, и играют весьма специфическую  роль. Такие пространства нужны для  удовлетворения биологических, духовных, эстетических, и прочих потребностей человека.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных  территорий, в том числе лечебно  - оздоровительных местностей и  курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко - культурного  назначения;

5) иные особо ценные  земли в соответствии с настоящим  Кодексом, федеральными законами.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования  и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

 Порядок отнесения  земель к землям особо охраняемых  территорий регионального и местного  значения, порядок использования  и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Правительство Российской  Федерации, соответствующие органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органы  местного самоуправления могут  устанавливать иные виды земель  особо охраняемых территорий (земли,  на которых находятся пригородные  зеленые зоны, городские леса, городские  парки, охраняемые береговые линии,  охраняемые природные ландшафты,  биологические станции, микрозаповедники, и другие).

Земли особо охраняемых природных  территорий, земли, занятые объектами  культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих  целей. Использование этих земель для  иных целей ограничивается или запрещается  в случаях, установленных настоящим  Кодексом, федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Это те участки общего земельного фонда, что не представлены в пользование или собственность юридическим и физическим лицам, либо изъятые у них на законных основаниях.

К землям запаса относятся  земли, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности  и не предоставленные гражданам  или юридическим лицам, за исключением  земель фонда перераспределения  земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

 Использование земель  запаса допускается после перевода  их в другую категорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Государственный земельный фонд Российской Федерации

Российская Федерация  располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых, по данным Государственного земельного кадастра, составляет 1709,8 млн га и представляет собой единый государственный земельный фонд Российской Федерации, который по состоянию на 01.01.1999 г. был распределен следующим образом:

– земли сельскохозяйственного  назначения – общая площадь 455 млн га, или 26,6%;

– земли населенных пунктов  – общая площадь 20,9 млн га, или 1,2%;

– земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного  назначения – общая площадь 17,6 млн га, или 1%;

– земли природоохранного и природозаповедного назначения – общая площадь 31,6 млн га, или 1,9%;

– земли лесного фонда  – общая площадь 1046,3 млн га, или 61,2%;

– земли водного фонда  – общая площадь 19,9 млн га, или 1,2%;

– земли запаса – общая  площадь 118,5 млн га, или 6,9%.

В собственности граждан  и юридических лиц находится  около 130 млн га земель, или 60% всех сельскохозяйственных угодий и почти 85% площади пашни.

Все сельскохозяйственные угодья Российской Федерации, в зависимости  от форм собственности, подразделяются на две большие группы:

– земли, находящиеся в  коллективно – долевой, кооперативной  и частной собственности;

– земли, находящиеся в  федеральной и муниципальной  собственности.

По общему размеру земельных  фондов и по площади сельхозугодий  Российская Федерация занимает первое место в мире. Как уже отмечалось, земельный фонд Российской Федерации  составляет 1709,8 млн га ( в Канаде – 998 млн га, Китае – 960 млн га, США – 936 млн га). Среди стран ближнего зарубежья (республик бывшего СССР) самыми крупными являются Республика Казахстан, территория которой составляет 2,7 млн га, затем Украина – 604 тыс. га, и Республика Туркменистан – 488 тыс. га.

 

Состав и структура  сельскохозяйственных угодий Российской Федерации на 1 января 1997 г. (во всех категориях хозяйств)

Таблица 1

Виды сельхозугодий

Площадь, млн. га

Отношение в %

к общей площади сельхозугодий

к общей земельной площади

Пашня

127,9

61,0

7,4

Сенокосы

19,9

9,5

1,2

Пастбище

58,7

28,0

3,4

Прочие

3,1

1,5

0,2

Итого

209,6

100,0

12,2


 

 

О земельных ресурсах России и их качественных характеристиках  можно судить, обратившись к данным таблицы 2.

Таблица 2

Земельная площадь  Российской Федерации (на начало года)

Наименование

Млн га

В процентах

от общей площади

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Всего земель

1709,8

1709,8

1709,8

1709,8

100

100

100

100

В том числе сельхозугодья лесные земли поверхностные воды включая болота

другие земли

221,2

127,2

211,1

410,3

221,2

162,9

211,8

413,9

221,2

271,5

219,0

398,2

221,2

269,6

225,8

393,4

12,9

50,7

12,4

24,0

12,9

50,5

12,4

24,2

12,9

51,0

12,8

23,3

12,9

50,9

13,2

23,0


 

Из таблицы видно, что  в составе всех земель России за последние четыре года (1999–2002 гг.) удельный вес сельскохозяйственных угодий оставался  на одном уровне, который составлял 12,9%, а лесные земли занимали в  пределах 51%. В то же время поверхностные  воды, включая болота, увеличивались  с 211,1 млн га до 225,8 млн га, а земли под древесно-кустарниковой растительностью, застройками, под дорогами, а также нарушенные земли и прочие в 2002 г. составили 23%, в 24% в 1999 г.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Земельный кодекс Российской Федерации
    2. Асаул А.Н., Иванов С.Н., Старовойтов М.К. Экономика недвижимости: учебник для вузов
    3. Сулин М.А.  Землеустройство сельскохозяйственных предприятий
    4. Экономика строительства  под ред. Симонова Ю. Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Земельный фонд России