Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 14:08, реферат
Россия отстает от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов (МСР) на душу населения. В последние годы объемы их потребления снизились до 30 - 40%, а по ряду видов сырья - на 70 - 80%, государство не имеет долговременного перспективного плана развития в минерально-сырьевом комплексе и это осложняет развитие экономики страны, усугубляя проблему национальной безопасности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Минеральные ресурсы……………………………………………………………5
Подсистемы отраслей минерально-сырьевого сектора………………………...8
Состояние минерально-сырьевой базы России………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Положение с обеспеченностью минеральными ресурсами в начале XXI века может ухудшиться еще больше, что, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной мощи Российского государства.
И особо необходимо подчеркнуть, что продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей в 2005 - 2010 годах, катастрофическое снижение объемов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 года произойдет почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, трех четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпанными к 2015 году, а серебра и цинка - к 2020 году. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геологоразведочные работы. Острота ситуации усугубляется длительностью геологоразведочных циклов и сроков строительства горнодобывающих предприятий.
Существуют, естественно, проблемы объективного характера, которые в сложной экономической ситуации всегда проявляются особенно остро. Одна из них - неблагоприятного размещения запасов по регионам, которую можно решить созданием полной картографической базы для проведения дальнейших поисково-разведочных работ. К настоящему времени содержимое недр только 20% территории страны отражено государственными геологическими картами масштаба 1: 200000, отвечающими современным требованиям, 55% территории нуждается в геологическом доизучении, а 25% - в выполнении всего современного комплекса работ по геологическому картированию. Таким образом, для создания геологической основы развития сырьевой базы (это касается всех видов сырья) до 2015 года около 30% всей территории страны должно быть доизучено!
Поэтому необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем поисков, в частности, к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию
глубинных методов исследования недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр и другим научно-практическим задачам, то есть к восстановлению стратегии глобальных исследований недр страны, по которым мы, геологи, занимали лидирующее положение в мире.
Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса, бездумно разбазаривая.
Попытка нормализовать положение. Рабочая группа Президиума Госсовета РФ, созданная Вами, разработала основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования, в которых, в частности, были выделены общие принципы, как:
управление развитием и использованием минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и текущими программами изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, на основе долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
формирование балансов потребления и производства минерального сырья;
совершенствование налогового законодательства в направлении, обеспечивающем функционирование минерально-сырьевого комплекса России в условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках минерального сырья, справедливое распределение индивидуальных рентных возможностей каждого месторождения между государством и недропользователем (налоговое зонирование территории, специальное налоговое законодательство для минерально-сырьевого комплекса России);
разработка комплекса внешнеполитических, экономических мер и создание условий для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств - продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией;
создание систем долгосрочного (25 - 50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья и т.п.
К сожалению, этот документ был отправлен Правительству, и оно его выхолостило до неузнаваемости!
Недавно на Экспертном совете Правительства РФ был рассмотрен "Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2005 году", представляемый Министерством природных ресурсов РФ. У группы экспертов он оставил гнетущее впечатление как образец потери квалификации в этом министерстве. Это закономерно в свете сказанного выше!
Мы считаем, что экономика страны, и особенно минерально-сырьевое направление, находится в опасном состоянии! Надо остановиться и подумать, так как создавшаяся обстановка приведет к полному краху нашей экономики и бесспорно за этим последует распад нашего Государства! Необходимо принятие неотложных мер, в первую очередь, в минерально-сырьевом комплексе - определяющем комплексе нашей страны! Мы считали бы необходимым:
Провести независимое исследование по происходящим процессам в МСК в период перестройки, выявить причины и провести детальный анализ произошедшего. Это важно не столько в историческом плане, сколько в необходимости выявить причины и на их основе выработать деловые, длительно действующие, предложения. Практически необходимо разработать "Новую государственную политику в области минерального сырья", исходя из принципа национальной безопасности России.
Определить, что основной задачей государственного регулирования отношений в МСК является укрепление системы геологических исследований и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России.
Образовать при Президенте Российской Федерации Совет по минерально-сырьевой политике с особыми полномочиями, как это предлагалось рабочей комиссией Госсовета РФ, возложив на него функции:
разработка научных основ глобализации минерально-сырьевой политики государства, исходя из перспектив развития экономики и национальной безопасности на длительную перспективу (20, 30 и 50 лет);
анализ и оценка перспектив потребления, экспорта и импорта минерального сырья в мире и гос прогнозирование запасов минерального сырья и материалов для деятельности государства в особых условиях;
обоснование приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и выработка соответствующих политических и экономических предложений и т.п.
Назрела необходимость упорядочить управление геологическим исследованием недр и геологоразведочным процессом. Прошедшее время показало несостоятельность преобразований, которое привело к потере кадрового состава, технической вооруженности и, как результат, разгрому системы изучения недр. Восстановление Министерства (Комитета) геологии (минеральных ресурсов) - это настоятельная стратегическая и организационная необходимость, возложив на него разработку стратегии развития минерально-сырьевой базы на перспективу, восстановление региональных подразделений, способных вести весь цикл геологоразведочных и научных работ.
Ликвидацию бюджетного фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей политической ошибкой. С 2005 года, после ликвидации этих отчислений, на воспроизводство сырьевой базы стало выделяться 45% из расчетных поступлений, а далее последовало дальнейшее непродуманное сокращение ассигнований.
Целесообразно восстановить Комитет на науке и технике, активизировать деятельность Российской Академии Наук и общественных академий, возложив на них проработку научных проблем в соответствии с планами длительного действия.
Детально разобраться и исправить положение, когда финансирование научных исследований производится по остаточному принципу.
Напомним, что даже после Отечественной войны государство выделяло в 3 - 4 раза больше средств на науку, чем сейчас. К сожалению, государство сейчас не в состоянии воспроизводить свой военный, научный, интеллектуальный потенциал. Таким образом, оно не способно выполнять свои государственные обязанности.
В целях усиления мобилизации средств из различных источников финансирования МСК и усиления контроля за их целевым использованием, целесообразно создать специализированный банк - "Государственный Акционерный банк по финансированию, кредитованию и расчётам МСК и инноваций". Следует вспомнить положительный опыт "Промстройбанка" СССР.
Рассмотреть вопрос о налоговой политике и платежах по ренте, в частности, предусмотреть некоторые льготы на период 5-10 лет по этим платежам с тем, чтобы укрепить финансовую базу предприятий будут финансировать и кредитовать инновационные проекты. Центральному банку России следует поручить разработать положение о дифференциации порядка кредитов предприятий минерально-сырьевого сектора и предприятий, осуществляющих финансирование и кредитование инновационных проектов. При этом желательно установить по кредитам ставки, которые были бы не выше 7-10% (на срок 5-10 лет), повысив ответственность за состояние основных фондов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение первого десятилетия после распада Советского Союза, прошедшего под знаком романтических иллюзий государственной независимости бывших советских республик, экономические отношения между ними претерпели глубокие и болезненные изменения. Но, тем не менее, провалы в экономике и элементарный здравый смысл, сохранившийся у наиболее дальновидной части руководства стран СНГ, заставляют эти страны искать пути интеграции в хозяйственно-экономической области. При этом наиболее реальным и значимым на этом этапе следует считать сотрудничество в области эффективного использования минерально-сырьевого потенциала. По нашему мнению, это в равной мере относится к поискам, разведке, добыче, переработке и финансово-экономическим аспектам проблемы.
Всё указанное выше, как Вы понимаете, это только контуры поднятых проблем. Они могут быть детально отработаны и расширены.
Главное, чтобы опять, в очередной раз (как это было с проработками рабочей группы Президиума Госсовета РФ), бюрократы не спустили всё "на тормозах".
Сегодня в стране отсутствует политическая доктрина перспективного развития государства и нет, естественно, экономической стратегии его развития. Это на наш взгляд может являться показателем кризиса власти".
Список литературы