Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:48, реферат
Классификация методов увеличения нефтеотдачи, принятая в международном общении, в основном опирается на понятия, сформулированные в США. Но и в США эти понятия оформились не сразу. В этой связи, прежде всего, следует обратить внимание на используемую в этой стране классификацию методов разработки, которая, по нашему мнению, определяется экономическими соображениями. В частности, в целях повышения экономической эффективности разработки, снижения прямых капитальных вложений и максимально возможного использования для этих целей реинвестиций весь срок разработки месторождения разбит на три основных этапа.
В большинстве нефтедобывающих стран мира, даже в тех, которые обеспечены запасами на 50 и более лет, забота о полноте извлечения нефти из недр становится все более приоритетной. Создаются такие экономические условия, при которых недропользователям выгодно развивать и применять современные методы увеличения нефтеотдачи. Одновременно фискальная система и система контроля со стороны государства не допускают получения сверхприбылей за счет интенсивной выборочной обработки активных запасов. Недропользователи, которые пренебрегают современными методами увеличения нефтеотдачи трудноизвлекаемых запасов нефти, во-первых, платят налоги сполна, а во-вторых, их акции теряют в цене. Потому, например, в США недропользователи обязаны ежегодно сдавать аудит запасов в Федеральную Комиссию по биржам и ценным бумагам (SEC).
Приведенные выше истины помещены именно в данном разделе «Концепции» для того, чтобы подчеркнуть, что речь в нем идет не просто о терминологии, а о важном социально значимом компоненте механизма и системы государственного управления рациональным использованием запасов нефти.
В большинстве нефтедобывающих стран запасы нефти являются национальным достоянием и служат, в первую очередь, для повышения благосостояния народа. Именно поэтому цивилизованные государства берут на себя заботу о сохранении и увеличении извлекаемых запасов нефти за счет повышения нефтеотдачи. Во многих странах эта задача решается надежно и прозрачно. Для этого создаются стимулы для испытаний и применения третичных и четвертичных методов увеличения нефтеотдачи. Одновременно устанавливается одинаковый для всех недропользователей налог или рента, не допускающие получение сверхприбыли. Желает недропользователь иметь стимулы – применяет четко определенные методы увеличения нефтеотдачи, не желает – платит налоги сполна.
В нашей стране формирование такой справедливой системы осложняется следующими факторами:
В свете сказанного
выше при формировании “Концепции”
определению термина “методы
увеличения нефтеотдачи” придавалось
первостепенное значение, ибо от четкости
этого определения в значительн
Анализ мировой и отечественной практики, учет несовершенства нынешнего этапа рыночных отношений в нашей стране диктуют необходимость отнесения к методам увеличения нефтеотдачи только третичных и четвертичных методов, т.е. тепловых, газовых и физико-химических, их сочетание между собой и с заводнением.
Именно стимулирование этих методов позволит в сжатые сроки кардинально повысить потенциал нефтеотдачи трудноизвлекаемых запасов, а следовательно, и переломить многолетнюю негативную тенденцию ее снижения.
Что касается улучшенных методов заводнения, то эти методы в нашей стране применяются в основном для улучшения разработки активных запасов. Такие мощные средства интенсификации, как ГРП, горизонтальные скважины, боковые стволы, которые для этого применяются, не ухудшают в целом экономические показатели проектов, хотя не всегда дают и ежеминутную выгоду. Об этом, в частности, свидетельствуют показатели большинства проектов, представленных на ЦКР Минэнерго.
В целом, применение улучшенных методов заводнения в лучшем случае могут обеспечить достижение проектной нефтеотдачи, а потому решить проблему повышения нефтеотдачи в стране с их помощью не удается.
Таким образом, предлагаемое в “Концепции” определение термина “методы увеличения нефтеотдачи” позволяет:
Основные особенности государственного регулирования
рационального использования запасов нефти в США
Целесообразно обратится к опыту США, где системная работа по государственному управлению рациональным использованием запасов нефти проводится и совершенствуется в течение нескольких десятилетий. Действенные результаты этой работы очевидны: стране удается в течение длительного времени удерживать высокий уровень добычи нефти и поддерживать на достаточном уровне объемы извлекаемых запасов.
Сам механизм государственного управления рациональным недропользованием достаточно прост и гибок. В связи с тем, что он характеризуется прозрачностью и формализацией, практически не оставляет места для лоббирования и коррупции. Наконец, он создает достаточно привлекательные для недропользователей экономические условия, стимулирующие применение достижений научно-технического прогресса в области увеличения нефтеотдачи и интенсификации добычи нефти. Именно поэтому жесткий контроль со стороны государства не вызывает «аллергии» у недропользователей. Более того, он стал для них привычным и обыденным.
Американский опыт используется во многих странах. Его использование в нашей стране могло бы существенно ускорить внедрение рыночного механизма рационального использования недр.
В США право собственности на минеральные ресурсы изначально принадлежит собственнику земли (ее поверхности). Право собственности на землю автоматически дает право на ведение работ, связанных с разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых. Если правительство (федеральное, штата или местное) является собственником земли, тогда оно владеет и ее минеральными ресурсами.
85 % от всех
запасов нефти сосредоточены
на территориях, принадлежащих
государству. Эти запасы
Государство, предоставляя нефтяным компаниям на определенных условиях право разработки государственных запасов, осуществляет активное регулирование деятельности добывающих компаний. Необходимость в таком регулировании возникает вследствие того, что интересы государства с одной стороны и недропользователей (а также инвесторов) с другой - не совпадают.
Основной целью государства, как собственника запасов своих недр, является наиболее полное и рациональное их использование. Главным показателем в этой области является степень извлечения нефти, достигаемая при разработке месторождений, которая в свою очередь характеризуется значением нефтеотдачи. Коэффициент нефтеотдачи определяет объем извлекаемых запасов - часть от начальных разведанных геологических запасов, которую возможно добыть при существующих технологиях добычи нефти. При этом, чем совершенней применяемые добывающими компаниями технологии, тем большая часть запасов нефти может быть добыта. Контроль со стороны государства за разработкой запасов объясняется тем, что в конечном итоге величина извлекаемых запасов определяет потенциальный объем добычи нефти, а значит и уровень поступлений в федеральный и местный бюджеты, а также уровень дивидендов акционерам.
Нефтедобывающие компании и инвесторы, напротив, стремятся в первую очередь к тому, чтобы добыча нефти была рентабельной, а срок возвращения инвестиций как можно короче. Что касается повышения нефтеотдачи, то эта работа проводится нефтедобывающими компаниями только тогда, когда экономические показатели их деятельности, по крайней мере, не ухудшаются.
Государственное
регулирование и управление нефтедобывающим
сектором экономики США осуществляют
несколько федеральных
Контроль осуществляется
также администрациями штатов через
местные железнодорожные
Выработка стратегических
целей и направления деятельнос
Основные функции
федеральных и штатных ведомств
в сфере рационального
1. Министерство энергетики:
2. Министерство
внутренних дел (DOI) в лице службы
по управлению минеральными
3. Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам:
4. Железнодорожные комиссии:
В основе оптимизации интересов всех участников нефтяного бизнеса положена ежегодная независимая экспертиза извлекаемых запасов, требуемая Федеральной комиссией по ценным бумагам и биржам. Без этого ни одна нефтяная компания не сможет разместить на бирже свои акции с целью привлечения инвесторов. В США независимую экспертизу осуществляют четыре основных частных предприятия, существование которых определяется объективностью и профессионализмом экспертизы. Нарушение этого принципа - трагедия для сотрудников, они изгоняются из нефтяного бизнеса.
Интересы государства экспертные фирмы обязаны соблюдать на основании экономических и технологических критериев, вырабатываемых федеральными и штатными органами. Эти критерии направлены на стимулирование и обязательное применение научно-технического прогресса в области рационального использования недр. Необходимо особо подчеркнуть, что экспертиза обязана учитывать новые достижения в области повышения нефтеотдачи пластов.
Как отмечалось выше, в США механизм и структура государственного управления рациональным использованием запасов нефти непрерывно совершенствуется. Однако, незыблемым остается основной принцип управления - сочетание экономического стимулирования применения методов и средств увеличения нефтеотдачи с жестким контролем законности использования этих стимулов. Основные экономические стимулы - финансовая поддержка и налоговые льготы. Основная цель стимулов - вознаграждение недропользователей за высокие финансовые затраты и технический риск при испытаниях и освоении методов увеличения нефтеотдачи по сравнению с традиционными методами добычи нефти. В противном случае такие проекты могут быть нерентабельными и недропользователи их реализовывать не будут. В результате остановятся исследования и внедрение новых технологий. Эти технологии зачастую вначале очень дороги и потому считается, что они имеют невысокие шансы на успех вследствие недостатка опыта их применения. Однако впоследствии, в результате опыта их применения и внедрения различных усовершенствований, их стоимость существенно снижается и они становятся доступными для всей нефтедобывающей отрасли. Без применения методов увеличения нефтеотдачи в пластах остается значительное количество неизвлеченной нефти, что нерационально с точки зрения государственной политики использования недр.