Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 19:42, реферат
Рассмотрим процессы превращения горной породы в почву. Так как почвообразовательный процесс совершается при непременном участии живых организмов, можно сказать, что образование почв началось тогда, когда появились жизнь на Земле. Этому предшествовали процессы физического и химического выветривания плотных горных пород, находящихся на земной поверхности. В тонкой поверхностной корочке выветривающейся плотной горной породы поселились первые живые организмы (микроорганизмы) и начался почвообразовательный процесс, который получил название первичного почвообразовательного процесса. С тех пор прошли миллионы лет. Плотные горные породы в результате выветривания превратились в рыхлые осадочные обломочные горные породы. На них также образовывались почвы, но в результате геологической деятельности ветра, моря, ледников, талых и дождевых вод и т. д. они уничтожались, перемешивались с рыхлыми массами пород и откладывались в виде новых осадочных обломочных пород. Эти процессы совершались многократно
Введение………………………………………………………………….….1
Почвообразовательный процесс………………………………………..2
Этапы почвообразовательного процесса………………………………3
Факторы почвообразования…………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………...10
Список использованной литературы……………………………………..1
Геологический круговорот элементов может быть представлен следующей упрощенной схемой: вместе с фильтрующимися через породы растворами элементы, ранее содержавшиеся в почве, попадают в грунтовые воды, далее в реки и моря; там усваиваются морскими организмами; после их отмирания входят в состав донных осадочных пород, которые в результате тектонических процессов земной коры могут при подъеме дна моря снова оказаться на поверхности и войти в состав почв.
3. Сформировалось важное свойство почв — поглотительная способность, которая определяется коллоидными свойствами органической и минеральной частей твердой фазы почв, ее пористостью, большой удельной поверхностью гранулометрических компонентов, реакционной химической способностью твердой фазы и почвенных растворов, особенностями усвоения элементов живыми организмами.
4. Установились реакция
почв (кислая или щелочная), соотношение
протекающих в почве
5. Образовалась макро- и микроструктура в результате склеивания природными «цементами» (органическими, кальциевыми, кремниевыми и др.) механических элементов твердой фазы почв в комочки разной величины и формы, отличающиеся устойчивостью к физическому разрушению и разрушению водой.
6. Установились водные, воздушные, тепловые свойства и режимы почв в соответствии с климатическими условиями, гранулометрическим составом твердой фазы, ее плотностью, структурным состоянием, состоянием поверхности почвы (окраска, покрытие растениями, выравненность) и другими факторами.
Изменения в материнских породах в результате процессов почвообразования происходили по-разному в зависимости от состава произрастающей растительности, минералогического состава и свойств самой материнской породы, количества выпадающих осадков, положения породы по рельефу и т. д. Эти условия почвообразования, влияющие на скорость почвенных процессов и их результативность, выраженную в уровне плодородия почв, по предложению В. В. Докучаева называют факторами почвообразования. К ним относятся растительность и животные организмы, материнская порода, климат, рельеф и возраст почв (продолжительность и скорость почвообразования). Кроме этих пяти факторов имеется еще шестой особый фактор — производственная деятельность человека. В почвах, особенно целинных степных областей, живет большое количество землероющих и других животных (суслики, кроты, степные мыши, полевки и т. д.). Их деятельность может быть настолько активной, что отдельные почвы получили название перерытые. Землерои в результате выбросов почвы и породы на поверхность земли в виде бугорков создают своеобразный микрорельеф, играющий особенно большую роль в почвообразовательных процессах засушливых областей. В результате даже краткого рассмотрения влияния растительных и животных организмов на процесс образования почвы можно сделать вывод о том, что биологический фактор является ведущим в почвообразовании. На это уже обращалось внимание при рассмотрении общей схемы почвообразовательного процесса. Ведущим он является потому, что играет главную роль в обмене веществ и энергией между почвой, растениями и животными организмами. Без этого обмена почва образоваться не может. Но результат такого обмена, который привел к формированию в природной среде разных по составу и свойствам почв, зависел от комплекса конкретных условий почвообразования (или факторов почвообразования), сложившихся на той или иной территории.
При освоении целинных территорий под пашню резко изменяется состав всего живого населения почв, формируются агробиоценозы, значительно отличающиеся от природных биоценозов составом организмов. В связи с этим изменяются направление природных процессов почвообразования, состав и свойства почв. Очень важно в этом случае создать наилучшие условия для жизнедеятельности компонентов агробиоценозов, обеспечивающих повышение плодородия почв.
Материнская почвообразующая порода
Само название породы указывает на то, что она является основой, или основной массой, почвы. Материнские породы на территории России большей частью представлены четвертичными осадочными смешанными горными породами. Они передают образующимся на них почвам свой минералогический и гранулометрический состав и те «почвенные» признаки (водо- и воздухопроницаемость, влагоемкость, количество доступных для растений элементов питания и т.д.), которыми стали обладать, превращаясь в течение миллионов и миллиардов лет в рыхлые породы из плотных массивных горных пород. Чем разнообразнее минералогический состав материнских пород, тем плодороднее на них образуются почвы, так как создается для растений лучший пищевой режим. Большей частью богатство материнской породы минералами сочетается с ее гранулометрическим составом. Более легкие по гранулометрическому составу породы и почвы оказываются, как правило, более бедными по минералогическому составу, так как в них больше содержится песчаных фракций, состоящих из диоксида кремния — минерала, довольно устойчивого к выветриванию.
Минералогический состав материнской породы оказывает большое влияние на направление почвообразовательных процессов. Например, карбонатность породы препятствует течению подзолистого процесса, так как СаСО3 нейтрализует фульвокислоты и таким образом устраняется их разрушающее действие на минералы. Карбонатность породы способствует течению гумусово-аккумулятивного процесса, образованию водопрочной структуры. Гранулометрический состав материнской породы влияет на формирование профиля почвы. Так, песчаные и супесчаные дерново-подзолистые почвы имеют более растянутые генетические горизонты, так как в результате повышенной их водопроницаемости нисходящие токи почвенных растворов изменяют породу на большую глубину. Глинистый гранулометрический состав породы может способствовать заболачиванию из-за плохой водопроницаемости. Заболачиванию также может способствовать бедный минералогический состав породы. В этом случае развивающиеся почвы не могут нормально удовлетворять травянистые растения в элементах питания, создаются условия для господства моховой растительности, менее требовательной к минеральному питанию. Со временем происходит накопление моховой органической массы, обладающей повышенной влагоемкостью, что приводит к накоплению воды и заболачиванию. Так образуются болота, называемые верховыми, в отличие от низинных болот, образующихся на переувлажненных территориях.
В результате почвообразования и продолжающихся процессов выветривания материнская порода частично теряет свойства, которыми она ранее обладала. Изменяется ее минералогический состав, так как образуются вторичные минералы, происходит вынос карбоната кальция за пределы почвенного слоя, почвы могут засоляться в результате выпотного типа водного режима и т. д. Изменяется гранулометрический состав породы в результате оглинивания и гумусообразования. Например, подзолистый процесс почвообразования приводит к возникновению генетических горизонтов, резко отличающихся по минералогическому и гранулометрическому составу. Более легкий подзолистый и тяжелый иллювиальный горизонт, залегающий под подзолистым, создает условия для формирования в весеннее время в подзолистом горизонте верховых вод. Изменения материнских пород в результате почвообразовательных процессов могут быть самыми различными при разном сочетании факторов почвообразования.
Заключение.
Производственная деятельность человека является мощным фактором изменения свойств природных почв и протекающих в них процессов, так как в результате освоения целинных земель под пашню течение естественных почвенных процессов прерывается. Освоение под пашню больших площадей целинных земель на территории Казахстана произошло сравнительно недавно, во втором тысячелетии. Наиболее длительно в земледелии используются черноземы и серые лесные почвы. В настоящее время накоплено много научных данных, подкрепленных практикой, позволяющих осуществлять в земледелии научно обоснованный комплекс агромероприятий по сохранению и повышению плодородия почв. В результате земледельческого использования почв человек создал новые биоценозы — агробиоценозы. Возникли совершенно новые взаимоотношения культурных растений с животным населением почвы, с окружающей средой. Земледельческое использование почв нарушило также установившийся естественный баланс органического вещества в почве в результате его отчуждения с урожаем. Поэтому обязательным агроприемом является внесение в почвы обоснованных доз органических удобрений. В связи с различными требованиями сельскохозяйственных культур к плотности пахотного слоя, содержанию и соотношению в почве элементов питания, к реакции почв необходимо проводить разные системы обработки и удобрения почв, известкование кислых почв и гипсование щелочных. Необходимо регулировать водный, воздушный и другие режимы почв. Несоблюдение комплекса агромероприятий приводит к быстрому ухудшению свойств почв, снижению их плодородия. При осуществлении тех или иных агроприемов всегда следует помнить, что культурные растения в отличие от диких предъявляют повышенные требования к условиям обитания, в результате они дают несравненно более высокие урожаи. Задача земледельцев состоит в том, чтобы умело использовать почвы, которые являются главным нашим богатством.
Список использованной литературы:
1. Тазабеков Т. – Общее почвоведение.- Алматы, 1998.
2. Геннадиев, А.Н. География почв с основами почвоведения/ А.Н.Геннадиев, М.А. Глазовская – М.: высшая школа, 2008. -462 с.
3. Ганжара, Н.Ф. Почвоведение/Н.Ф. Ганжара –М.: Агроконсалт, 2001. -392 с.
4. ”Почвенный покров и его образования”, В.А. Ковда. Издательство “Наука”.
5. http://mse-online.ru/pochva/
6.https://www.google.kz/
7. http://agromage.com/stat_id.
8. https://www.google.kz/
Информация о работе Общая схема почвообразовательного процесса