Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:21, реферат
По своему назначению нефтепроводы и нефтепродуктопроводы делятся на следующие группы: внутренние – соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтебазах; местные – по сравнению с внутренними имеют большую протяженность (до нескольких десятков километров) и соединяют нефтепромыслы с головной станцией магистрального нефтепровода или НПЗ с пунктами налива на железной дороге или в наливные суда, либо НПЗ с головной станцией нефтепродуктопровода; магистральные – характеризуются большой протяженностью (сотни и тысячи километров), поэтому перекачка ведется не одной, а несколькими станциями, расположенными по трассе. Режим работы трубопроводов – непрерывный, бесперебойный (25, 26).
ОСНОВЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ И ГАЗА
Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный для перекачки нефти и газа. Если хотят подчеркнуть, что перекачиваются именно нефтепродукты, то употребляют термин нефтепродуктопровод. В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензинопроводом, керасинопроводом, мазутопроводом и т.д.
По своему назначению нефтепроводы и нефтепродуктопроводы делятся на следующие группы: внутренние – соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтебазах; местные – по сравнению с внутренними имеют большую протяженность (до нескольких десятков километров) и соединяют нефтепромыслы с головной станцией магистрального нефтепровода или НПЗ с пунктами налива на железной дороге или в наливные суда, либо НПЗ с головной станцией нефтепродуктопровода; магистральные – характеризуются большой протяженностью (сотни и тысячи километров), поэтому перекачка ведется не одной, а несколькими станциями, расположенными по трассе. Режим работы трубопроводов – непрерывный, бесперебойный (25, 26).
Согласно СНиП 2.05.06-85 магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от условного диаметра труб (в мм).
Класс……………. I II III IV
Условный диаметр
трубы Ду, мм……....1000-1200 500-1000 300-500 <300
Магистральным газопроводом принято называть трубопровод, предназначенный для транспортировки газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения. Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части потока транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям.
Магистральные газопроводы в соответствии со СНиП 2.05.06-85 подразделяются на два класса в зависимости от рабочего давления в газопроводе:
Класс ……………………………… I II
Рабочее давление, МПа ……………. 2,5-10 1,2-2,5
Пропускная способность действующих однониточных магистральных газопроводов зависит от диаметра трубопровода и составляет от 10 до 50 млрд. м3 в год.
Прокладку трубопровода
можно осуществить как
В состав сооружений магистральных газопроводов (рис.5.1) входят:
линейные сооружения,
представляющие собой собственно трубопровод,
систему противокоррозионной
перекачивающие и тепловые станции;
конечные пункты нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, газораспределительные станции (ГРС), на которых принимают поступающий по трубопроводу продукт и распределяют его между потребителями, подают на завод для переработки или отправляют далее другими видами транспорта.
В некоторых случаях в состав магистральных трубопроводов входят и подводящие трубопроводы, по которым нефть или газ от промыслов подается к головным сооружениям трубопровода.
Основным элементом магистрального трубопровода являются сваренные в непрерывную нитку трубы, представляющие собой собственно трубопровод. Как правило, трубопроводы прокладывают одним из следующих способов:
подземным;
наземным в искусственной
надземным на опорах (на участках распространения многолетнемерзлых пород).
При подземном способе прокладки магистральные трубопроводы заглубляют в грунт обычно на глубину 0,8 м до верхней образующей трубы, если большая или меньшая глубина не диктуется особыми геологическими условиями или необходимостью поддержания температуры перекачиваемого продукта на определенном уровне. Для магистральных трубопроводов применяют цельнотянутые или сварные (прямо-и спирально-шовные) трубы диаметром от 300 до 1420 мм. Толщина стенок труб определяется проектным давлением в трубопроводе, которое может достигать 10 МПа (1, 2).
На пересечениях крупных рек газопроводы (а в некоторых случаях и нефтепроводы) утяжеляют закрепленными на трубах железобетонными грузами или сплошным бетонным покрытием и заглубляют ниже дна реки (3). Кроме основной укладывают резервную нитку подводного перехода того же диаметра. На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог трубопровод прокладывают в «патроне» из труб. Диаметр патрона на 100-200 мм. больше диаметра трубопровода.
Для удовлетворения потребностей в нефтепродуктах и газе населенных пунктов, находящихся вблизи трасс нефтепроводов и газопроводов, от них прокладывают ответвления или отводы из труб сравнительно малого диаметра, по которым часть потока нефтепродуктов (периодически) и газа (непрерывно) поставляется в эти населенные пункты. С интервалом 10-30 км в зависимости от рельефа трассы на трубопроводе устанавливают линейные краны (на газопроводах) или задвижки (на нефтепроводах) для перекрытия участков в случае аварии или ремонта. С обеих сторон линейного крана на газопроводе устанавливают свечи для выпуска газа в атмосферу при авариях.
Вдоль трассы проходит линия связи (телефонная, радиорелейная), которая имеет диспетчерское назначение. Ее можно использовать для передачи сигналов телеизмерения и телеуправления.
Располагаемые вдоль трассы станции катодной и дренажной защиты, а также протекторы защищают трубопровод от наружной коррозии, являясь дополнением к противокоррозионному изоляционному покрытию трубопровода (15, 23).
На расстоянии 10-20 км друг от друга вдоль трассы размещают усадьбы линейных обходчиков, в обязанность которых входит наблюдение за исправностью своего участка трубопровода и устройствами электрической защиты трубопровода от коррозии.
На нефтепроводах
Кроме основных объектов на каждой НС имеется комплекс вспомогательных сооружений: трансформаторная подстанция, снижающая напряжение подаваемого на линию электропередач (ЛЭП) тока от 110 или 35 до 6 кВ, котельная, а также системы водоснабжения, канализации, охлаждения и т.п. Если длина нефтепровода превышает 800 км, то его разбивают на эксплуатационные участки длиной 400-600 км, в переделах которых возможна независимая работа насосного оборудования. Промежуточные НС на границах участков должны располагать резервуарным парком объемом, равным 0,3-1,5 суточной пропускной способности трубопровода. Как головная, так и промежуточные насосные станции с резервуарными парками оборудуются подпорными насосами. Аналогично устроены насосные станции магистральных нефтепродуктопроводов (2).
Существуют промыслы, на которых добывается высоковязкая, высокозастывающая нефть. Для транспортировки такой нефти на трубопроводах устанавливают тепловые станции. В некоторых случаях их совмещают с насосными станциями. Для подогрева перекачиваемого продукта применяют паровые или огневые подогреватели (печи). Для снижения тепловых потерь такие трубопроводы могут быть снабжены усиленным теплоизоляционным покрытием.
Перекачивающие станции газопроводов располагаются вдоль трассы с интервалом 100-200 км (в среднем – 120 км). Оборудуют компрессорные станции (КС) газопроводов поршневыми или центробежными компрессорами (нагнетателями) с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания, газовых турбин и электродвигателей. В последнее время в качестве привода применяются авиационные или судовые турбины. Мощность одного агрегата в настоящее время достигает 25 МВт. Обычно центробежные нагнетатели работают группами по два или три последовательно, и несколько групп могут быть включены на параллельную работу. Подача одного агрегата может достигать 50 млн. м3/сут, а давление на выходе станции – 10 МПа. При высоком пластовом давлении в первый период эксплуатации месторождения газопровод может работать без головной компрессорной станции. Когда месторождение вступает в стадию падающей добычи, на промысле устанавливают дожимные компрессорные станции.
На всех компрессорных станциях газ очищается в пылеуловителях от механических примесей. Кроме того, на головной станции возможны осушка газа, очистка от сероводорода и углекислого газа и одоризация газа. Компрессорные станции, так же как и насосные имеют вспомогательные сооружения: котельные, системы водоснабжения, охлаждения, энергоснабжения, канализации т.д.
Информация о работе Основы трубопроводного транспорта нефти и газа