Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, реферат
Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864-1922).
Введение 2
1. Геополитический потенциал Республики Беларусь 2
1.1. Географическое положение Беларуси на карте Европы 2
1.1.1.Территория Республики Беларусь 2
1.1.2. Соседство 3
1.2. Транзитность Республики Беларусь 3
1.3. Поликультурность белорусского общества 4
1.4. Социально-политический статус Республики Беларусь 5
2. Геополитическое положение Республики Беларусь 5
2.1. Приоритеты внешней политики 7
2.2. Геоэкономический статус Республики Беларусь 8
2.2.1. Научно-технический потенциал страны 8
2.2.2. Геоинформационный потенциал страны 9
3. Отношения со странами Европейского Союза 10
3.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений Беларуси и Евросоюза 10
3.2. Внешняя политика Беларуси по отношению к Европейским странам 11
3.3. Неполитическая интеграция 12
3.4. Беларусь и международные организации 12
4. Военно-политический статус страны 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Основная нить отношений во внешней политике Республики Беларусь может быть определена следующими словами Президента А.Г.Лукашенко : «С учетом нашего геополитического положения единственно эффективной может быть только многовекторная, сбалансированная внешняя политика», - и далее: «Мы против дилемы: или мы вместе с Россией против Запада, или вместе с Западом против России ?»
Это стратегия "равной приближенности" к Востоку и Западу, дающая шанс эффективно использовать транзитные и индустриальный потенциал нашей страны, останется неизменной", - заявил А.Лукашенко в Астане, выступая в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева. По его словам, "конечно, восточное направление нам гораздо ближе и понятнее в силу исторических, культурных, языковых и объективных экономических причин. В этой связи А.Лукашенко подчеркнул, что "Россия была и остается нашим стратегическим союзником, а также важнейшим рынком для экспорта продукции и покупки сырья". Россия — основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов.
В свою очередь, Беларусь значительно
усиливает геополитическое
В условиях усиления мировой экономической интеграции Беларусь может стать «мостом» между Европой и Азией.
В экономическом отношении Беларусь ориентирована на высокоразвитые в научно-техническом отношении современные отрасли машиностроения, химической и электронной промышленности. Однако нехватка сырья и энергоносителей обусловливает потребность в разностороннем или, как говорят, многовекторном геоэкономическом партнерстве.
Экономическая
мощь, которой обладают некоторые
белорусские предприятия и
По оценкам ООН, Беларусь имеет неплохой научно-технический потенциал. Например, такой показатель, как доля высоко- и среднетехнологических товаров в общем экспорте, в Беларуси равен 46,5% (выше, чем в Австралии (16,2%), Новой Зеландии (15,4%), Израиле (45%), Гонконге (33,6%), Греции (17,6%), Португалии (40,7%), а также в Норвегии, Польше, Бельгии и ряде стран Восточной Европы). Однако высокотехнологического экспорта в Беларуси только 5% (по этому показателю мы отстаем от Литвы (7%), Латвии (6%), Эстонии (17%)). По расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Беларусь (1,1% от ВВП) опережает такие страны, как Новая Зеландия, Испания, Греция, Португалия, Словакия, Венгрия, Польша, Россия и ряд других стран.
Прежде всего, это связано с тем, что наибольшее внимание в мире уделяется сегодня таким зрелым, передовым в техническом отношении отраслям, как нефтехимическая, автомобильная, общее машиностроение, электромашиностроение, производство измерительной аппаратуры, бытовая электроника, которые для нашей страны являются основными. Например, то, что новые индустриальные страны сумели добиться повышения конкурентоспособности в этих отраслях, позволило им за короткие сроки изменить структуру своего экспорта в сторону увеличения в ней доли передовой технологии. Доля же трудоемких изделий в их экспорте резко снизилась. Такой опыт развития перенимает и Беларусь. В качестве наиболее важных видов технологий в нашей республике решено эффективно развивать такие, как информационная, технология по производству новых материалов, биотехнология, электронные технологии.
В этой связи представляется актуальным увеличение внимания к обеспечению технологической безопасности Беларуси. В первую очередь, это контроль за использованием национальных ресурсов; защита технологий, составляющих основу безопасности страны; приведение национальных норм и стандартов к общепринятым в мире технологий; принятие мировых стандартов качества и безопасности; создание экономической среды для разработки и производства товаров, которые обеспечивают увеличивающуюся доходность. Президент определил приоритетными задачами белоруской экономики привлечение иностранных инвесторов, модернизацию производства с целью преодоления недостаточной конкурентоспособности продукции, обновления производственных фондов.
Геоинформационный потенциал страны тесно связан с научно-техническим. Возможности конкуренции и равноправного партнерства в международном сотрудничестве в сфере информации для Беларуси зависят от уровня ее научно-технического потенциала и имеющихся передовых информационных технологий.
По основным показателям,
учитываемым при расчете
Интеллектуальный потенциал через усиление значения геоэкономического и геоинформационного факторов в современных условиях, призван обеспечить стабильный рост макроэкономических показателей и укрепить национальную безопасность страны.
Однако рост доступа развитых
стран к интеллектуально-
Геоэкономический потенциал требует постепенного увеличения масштабов открытия национального хозяйства внешнему миру. Для Беларуси как европейского государства вхождение в европейское цивилизационное пространство означает интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества. Охлаждение отношений произошло после проведения в Беларуси в 1996 г. референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г. На современном этапе белорусский МИД продвигает концепцию "ответственного соседства с ЕС", реализация которой поручена Межведомственной государственной комиссии по участию Республики Беларусь в европейских интеграционных процессах (создана в 1999 г.). В связи с расширением ЕС белорусское правительство, представители академических кругов, бизнеса активно изучают возможные последствия расширения ЕС для белорусской экономики.
Расширение Европейского союза на Восток приводит к тому, что он имеет с Беларусью общую границу протяженностью в несколько сотен километров. Этот факт вынуждает наполнить новым содержанием и новой энергией как европейскую политику Беларуси, так и политику ЕС по отношению к Беларуси. Вступление в ЕС ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) дает основание выразить надежду на начало нового этапа взаимодействия Беларуси с объединенной Европой. Проблемы границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать без участия белорусской стороны.
Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских интеграционных процессах. В этой связи главной целью в долгосрочном периоде должно выступать – достижение Беларусью стандартов ЕС во всех сферах и по всем направлениям – уровня развития технологий, техники, производительности труда, затрат на производство продукции, уровня зарплат, и т.п., но без объявления такой цели как – вступление Беларуси в ЕС. В случае сближения Беларуси и ЕС по уровням развития экономики, по уровню и стандартам жизни, сближение между ЕС и Беларусью будет происходить само собой. Не будет нужды в выстраивании барьеров для передвижения людей, товаров, капиталов.
В этой связи руководство страны уделяет серьезное внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС). У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз это понимает. «Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства на мировые процессы немаловажно»
Внешняя политика Беларуси
по отношению к европейским
Одним из ведущих ресурсов республики при активной интеграции в мировое и европейское сообщество может стать фактор сравнительно развитой транспортной инфраструктуры и эффективного использования образовательного, интеллектуального капитала.
Значение белорусской
территории как зоны
Болезненное отношение
многих к геополитическим шагам белорусского
руководства требует придания высшего
приоритета неполитической интеграции
Беларуси как с Россией, так и со странами
Центральной Европы, и с Евросоюзом. Именно
неполитическая интеграция через неправительственную
дипломатию, создание транснациональных
общественно-бизнес-
Беларусь – одна из стран-учредительниц ООН и ее член с 1945 г. Поэтому наша страна стремится активно сотрудничать с ее организациями (ЕЭК, ЮНЕСКО и др.), постоянно подтверждая свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Беларусь открыто заявила о безъядерном статусе республики: вывела со своей территории все тактическое и стратегическое оружие, вдвое сократила Вооруженные Силы.
Беларусь продолжает занимать
позицию конструктивного
В современных условиях военный и политический факторы оказываются тесно связаны с общим уровнем геополитического потенциала страны. Это объясняется тем, что чем больше страна включена в общемировые процессы, чем активнее она оперирует на международной арене, тем более сильные рычаги воздействия на другие государства она имеет и тем больше получает средств для своего экономического развития, а, следовательно, имеет больше возможностей финансировать военную компоненту своей безопасности.
В военно-стратегическом аспекте Республика Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке, на пересечении не только транспортных, но и военных путей «север – юг, запад – восток».
Республика Беларусь выступает за сохранение добрососедских отношений со всеми странами. В то же время существует необходимость постоянного повышения безопасности армии в целях обеспечения надлежащей обороноспособности страны. Беларусь участвует в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других подобных международных организаций. Наша страна добровольно отказалась от статуса ядерной державы и с конца 1996 г. Формально и фактически является безъядерной зоной, а также участницей всех договоренностей в сфере нераспространения ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия, Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.
«Расширение НАТО на восток,
провозглашение Североатлантическим
альянсом новой стратегической концепции,
предусматривающей применение военной
силы без санкции ООН и ОБСЕ,
создание европейских сил быстрого
развертывания, формирование сопредельными
государствами группировок