Беларусь на геополитической карте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, реферат

Краткое описание

Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864-1922).

Содержание

Введение 2
1. Геополитический потенциал Республики Беларусь 2
1.1. Географическое положение Беларуси на карте Европы 2
1.1.1.Территория Республики Беларусь 2
1.1.2. Соседство 3
1.2. Транзитность Республики Беларусь 3
1.3. Поликультурность белорусского общества 4
1.4. Социально-политический статус Республики Беларусь 5
2. Геополитическое положение Республики Беларусь 5
2.1. Приоритеты внешней политики 7
2.2. Геоэкономический статус Республики Беларусь 8
2.2.1. Научно-технический потенциал страны 8
2.2.2. Геоинформационный потенциал страны 9
3. Отношения со странами Европейского Союза 10
3.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений Беларуси и Евросоюза 10
3.2. Внешняя политика Беларуси по отношению к Европейским странам 11
3.3. Неполитическая интеграция 12
3.4. Беларусь и международные организации 12
4. Военно-политический статус страны 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Беларусь на геополитической карте.docx

— 52.69 Кб (Скачать файл)

        Основная нить отношений во внешней политике Республики Беларусь может быть определена следующими словами Президента А.Г.Лукашенко : «С учетом нашего геополитического положения единственно эффективной может быть только многовекторная, сбалансированная внешняя политика», - и далее: «Мы против дилемы: или мы вместе с Россией против Запада, или вместе с Западом против России ?»

Это стратегия "равной приближенности" к Востоку и Западу, дающая шанс эффективно использовать транзитные и индустриальный потенциал нашей страны, останется неизменной", - заявил А.Лукашенко в Астане, выступая в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева. По его словам, "конечно, восточное направление нам гораздо ближе и понятнее в силу исторических, культурных, языковых и объективных экономических причин. В этой связи А.Лукашенко подчеркнул, что "Россия была и остается нашим стратегическим союзником, а также важнейшим рынком для экспорта продукции и покупки сырья". Россия — основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов.

В свою очередь, Беларусь значительно  усиливает геополитическое положение России, обеспечивая прямой доступ к границам восточноевропейских государств. Беларусь, как транспортный коридор, дает возможность российскому сырью выйти на европейские рынки сбыта (через территорию Беларуси проходит около 80% российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС). Общие исторические и социокультурные корни стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.

В условиях усиления мировой экономической интеграции Беларусь может стать «мостом» между Европой и Азией.

2.2. Геоэкономический  статус Республики Беларусь

    2.2.1. Научно-технический потенциал страны

    В экономическом отношении Беларусь ориентирована на высокоразвитые в научно-техническом отношении современные отрасли машиностроения, химической и электронной промышленности. Однако нехватка сырья и энергоносителей обусловливает потребность в разностороннем или, как говорят, многовекторном геоэкономическом партнерстве.

     Экономическая  мощь, которой обладают некоторые  белорусские предприятия и отрасли,  предопределяет масштаб внешнеполитических  устремлений при удержании традиционных  рынков и приобретении новых.  Беларусь в состоянии стратегически  влиять на развитие других  стран и целых регионов.

     По оценкам ООН, Беларусь имеет неплохой научно-технический потенциал. Например, такой показатель, как доля высоко- и среднетехнологических товаров в общем экспорте, в Беларуси равен 46,5% (выше, чем в Австралии (16,2%), Новой Зеландии (15,4%), Израиле (45%), Гонконге (33,6%), Греции (17,6%), Португалии (40,7%), а также в Норвегии, Польше, Бельгии и ряде стран Восточной Европы). Однако высокотехнологического экспорта в Беларуси только 5% (по этому показателю мы отстаем от Литвы (7%), Латвии (6%), Эстонии (17%)). По расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Беларусь (1,1% от ВВП) опережает такие страны, как Новая Зеландия, Испания, Греция, Португалия, Словакия, Венгрия, Польша, Россия и ряд других стран.

    Прежде всего, это связано с тем, что наибольшее внимание в мире уделяется сегодня таким зрелым, передовым в техническом отношении отраслям, как нефтехимическая, автомобильная, общее машиностроение, электромашиностроение, производство измерительной аппаратуры, бытовая электроника, которые для нашей страны являются основными. Например, то, что новые индустриальные страны сумели добиться повышения конкурентоспособности в этих отраслях, позволило им за короткие сроки изменить структуру своего экспорта в сторону увеличения в ней доли передовой технологии. Доля же трудоемких изделий в их экспорте резко снизилась. Такой опыт развития перенимает и Беларусь. В качестве наиболее важных видов технологий в нашей республике решено эффективно развивать такие, как информационная, технология по производству новых материалов, биотехнология, электронные технологии.

В этой связи представляется актуальным увеличение внимания к обеспечению  технологической безопасности Беларуси. В первую очередь, это контроль за использованием национальных ресурсов; защита технологий, составляющих основу безопасности страны; приведение национальных норм и стандартов к общепринятым в мире технологий; принятие мировых стандартов качества и безопасности; создание экономической среды для разработки и производства товаров, которые обеспечивают увеличивающуюся доходность. Президент определил приоритетными задачами белоруской экономики привлечение иностранных инвесторов, модернизацию производства с целью преодоления недостаточной конкурентоспособности продукции, обновления производственных фондов.

2.2.2. Геоинформационный потенциал страны

Геоинформационный потенциал страны тесно связан с научно-техническим. Возможности конкуренции и равноправного партнерства в международном сотрудничестве в сфере информации для Беларуси зависят от уровня ее научно-технического потенциала и имеющихся передовых информационных технологий.

По основным показателям, учитываемым при расчете Индекса  технологического развития, Беларусь не уступает странам-лидерам и потенциальным  лидерам, но существенно отстает  от них в таких сферах, как коммерциализация технологических достижений, развитие телекоммуникационной сферы и Интернета. Как отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «Беларусь сегодня динамично развивается в сфере высоких технологий, о чем свидетельствует ее лидирующее положение в этой области среди стран бывшего Советского Союза. Свой путь в информационное общество мы определили, приняв комплексную национальную программу "Электронная Беларусь». Наши ученые принимали участие в разработке суперкомпьютера, который вошел в список пятисот самых производительных компьютерных систем, созданных компаниями из 14 стран мира. В стране создается Национальная космическая система дистанционного зондирования Земли. Обладая высокоразвитыми технологиями, подготовленными кадрами, сетевой инфраструктурой, Беларусь готова участвовать в реализации международных программ на правах активного партнера, а не пассивного потребителя чужого продукта.

Интеллектуальный потенциал через усиление значения геоэкономического и геоинформационного факторов в современных условиях, призван обеспечить стабильный рост макроэкономических показателей и укрепить национальную безопасность страны.

Однако рост доступа развитых стран к интеллектуально-ресурсным  богатствам Беларуси создаёт угрозу национальной безопасности.

3. Отношения со странами Европейского  Союза

     Геоэкономический потенциал требует постепенного увеличения масштабов открытия национального хозяйства внешнему миру. Для Беларуси как европейского государства вхождение в европейское цивилизационное пространство означает интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества. Охлаждение отношений произошло после проведения в Беларуси в 1996 г. референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г. На современном этапе белорусский МИД продвигает концепцию "ответственного соседства с ЕС", реализация которой поручена Межведомственной государственной комиссии по участию Республики Беларусь в европейских интеграционных процессах (создана в 1999 г.). В связи с расширением ЕС белорусское правительство, представители академических кругов, бизнеса активно изучают возможные последствия расширения ЕС для белорусской экономики.

3.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений Беларуси и Евросоюза

     Расширение Европейского союза на Восток приводит к тому, что он имеет с Беларусью общую границу протяженностью в несколько сотен километров. Этот факт вынуждает наполнить новым содержанием и новой энергией как европейскую политику Беларуси, так и политику ЕС по отношению к Беларуси. Вступление в ЕС ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) дает основание выразить надежду на начало нового этапа взаимодействия Беларуси с объединенной Европой. Проблемы границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать без участия белорусской стороны.

    Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских интеграционных процессах. В этой связи главной целью в долгосрочном периоде должно выступать – достижение Беларусью стандартов ЕС во всех сферах и по всем направлениям – уровня развития технологий, техники, производительности труда, затрат на производство продукции, уровня зарплат, и т.п., но без объявления такой цели как – вступление Беларуси в ЕС. В случае сближения Беларуси и ЕС по уровням развития экономики, по уровню и стандартам жизни, сближение между ЕС и Беларусью будет происходить само собой. Не будет нужды в выстраивании барьеров для передвижения людей, товаров, капиталов.

В этой связи руководство  страны уделяет серьезное внимание диалогу и развитию отношений  с Европейским Союзом (ЕС). У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном  из выступлений, должны быть хорошие  отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз это  понимает. «Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что темпы  интенсификации наших отношений  с Европой во многом будут зависеть и от нормализации отношений с  Соединенными Штатами. Влияние этого  государства на мировые процессы немаловажно»

3.2. Внешняя политика  Беларуси по отношению к Европейским  странам

Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям, странам Центральной, Восточной  и Южной Европы строиться, прежде всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте  европейского региона – основной и главной задачей является восстановление отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом Европы и Евросоюзом. Для Беларуси вхождение в европейское цивилизационное пространство будет означать интеграцию в мировое сообщество.

    Одним из ведущих ресурсов республики при активной интеграции в мировое и европейское сообщество может стать фактор сравнительно развитой транспортной инфраструктуры и эффективного использования образовательного, интеллектуального капитала.

   Значение белорусской  территории как зоны стратегически  важного для ЕС транзита будет  возрастать вплоть до реализации  Энергетической стратегии ЕС (примерно  до 2020 года). Несмотря на то, что  Энергетическая стратегия предусматривает  диверсификацию источников энергии,  объемы поставок углеводородов  упадут незначительно, уменьшится  только их доля .  На смену истощающимся месторождениям все больше сырья будет приходить из региона Каспия. Транзит этого сырья в Европу в любом случае не обойдет территорию РБ. Будет расти значение для ЕС доставки через Беларусь грузов по автомобильным, железным дорогам и воздушным путем.

3.3. Неполитическая  интеграция

   Болезненное отношение многих к геополитическим шагам белорусского руководства требует придания высшего приоритета неполитической интеграции Беларуси как с Россией, так и со странами Центральной Европы, и с Евросоюзом. Именно неполитическая интеграция через неправительственную дипломатию, создание транснациональных общественно-бизнес-государственных коалиций и реализацию экономических, социальных, гуманитарных и иных проектов развития является наиболее приемлемой формой взаимодействия Беларуси с соседними государствами. Выдвижение таких проектов, их информационное продвижение, складывание вокруг них международных коалиций и их реализация – эта схема по факту уже является основой действия Беларуси на международной арене.

3.4.  Беларусь  и международные организации

Беларусь – одна из стран-учредительниц  ООН и ее член с 1945 г. Поэтому наша страна стремится активно сотрудничать с ее организациями (ЕЭК, ЮНЕСКО и  др.), постоянно подтверждая свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Беларусь открыто заявила о безъядерном  статусе республики: вывела со своей  территории все тактическое и  стратегическое оружие, вдвое сократила  Вооруженные Силы.

Беларусь продолжает занимать позицию конструктивного сотрудничества с такими международными экономическими финансовыми организациями, как  Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР).

4. Военно-политический статус страны

В современных условиях военный  и политический факторы оказываются тесно связаны с общим уровнем геополитического потенциала страны. Это объясняется тем, что чем больше страна включена в общемировые процессы, чем активнее она оперирует на международной арене, тем более сильные рычаги воздействия на другие государства она имеет и тем больше получает средств для своего экономического развития, а, следовательно, имеет больше возможностей финансировать военную компоненту своей безопасности.

В военно-стратегическом аспекте  Республика Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке, на пересечении не только транспортных, но и военных путей «север – юг, запад – восток».

Республика Беларусь выступает за сохранение добрососедских отношений со всеми странами. В то же время существует необходимость постоянного повышения безопасности армии в целях обеспечения надлежащей обороноспособности страны. Беларусь участвует в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других подобных международных организаций. Наша страна добровольно отказалась от статуса ядерной державы и с конца 1996 г. Формально и фактически является безъядерной зоной, а также участницей всех договоренностей в сфере нераспространения ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия, Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.

«Расширение НАТО на восток, провозглашение Североатлантическим  альянсом новой стратегической концепции, предусматривающей применение военной  силы без санкции ООН и ОБСЕ, создание европейских сил быстрого развертывания, формирование сопредельными  государствами группировок войск  в непосредственной близости от государственной  границы, а также увеличение этими  странами расходов на военные нужды  существенно осложняют военно-политическое положение Республики Беларусь»,- заявил министр обороны Республики Беларусь Л.С. Мальцев.

Информация о работе Беларусь на геополитической карте