Геополитика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1: Геополитическое содержание внешней политики России включает следующие моменты: 1) Ее расположение на стыке культурных миров. 2) Гигантские размеры территории, континентальность и трансокеаничность. 3) Крайняя затрудненность доступа к мировому океану.
Вопрос 3: А. Первая мировая война (1914-1918). 2. Геополитические амбиции и противоречия основных воюющих государств.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕОПОЛИТ_18_05.docx

— 237.97 Кб (Скачать файл)

Преподавание геополитики было запрещено в Советском Союзе. Геополитика долгие годы оставалась проклятой наукой зловредной Германии. Возможно, у Сталина была своя, тайная причина, чтобы воспрепятствовать распространению науки о могуществе государств. В Геополитическом словаре, опубликованном под редакцией Ива Лакоста (Yves Lacoste, Dictionnaire geopolitique, Flammarion, 1993), говорится:

«Сталин запретил в Советском Союзе  и во всех странах, управляемых коммунистическими  партиями, всякое упоминание о геополитике (и даже о географии человека, способной пропагандировать идеи геополитики). Было разрешено лишь говорить, что она является неотъемлемой частью нацистской идеологии. Похоже, что Сталин стремился вытравить любые воспоминания о крупной геополитической операции, какой стал в свое время германо-советский пакт, а также о том, что советское руководство попало в ловушку, не предполагая о возможности немецкого наступления на восток, начавшегося через неполных два года после подписания этого пакта».

4. Англия и США: смена караула на посту мирового лидера

На всем протяжении XIX века и вплоть до начала первой мировой войны Великобритания воплощала собой глобализацию обменов и всячески способствовала устранению барьеров на пути развития международной торговли. Для этого Англия обладала сразу тремя преимуществами: высоким уровнем экономического развития, что позволяло ей считаться главной мастерской мира, по крайней мере, в течение трех первых четвертей XIX века; огромной колониальной империей, где она безраздельно господствовала и могла выгодно сбывать производимые товары; полным контролем над морями и океанами.

Однако эти преимущества не могли  не иметь временного характера. В последней трети XIX века у Великобритании появились два могущественных соперника: Германия и особенно Соединенные Штаты Америки. В результате Второй мировой войны произошла смена караула на морях и океанах: Великобритания окончательно уступила свое место Соединенным Штатам. Но эта операция имела ряд особенностей. Великобритания воспринимала США как сына, сделавшего блестящую карьеру. Она довольно спокойно отнеслась к переходу на роль верного помощника и уважаемого советника при сильном, но неотесанном партнере - Соединенных Штатах Америки. В свою очередь США, вернувшиеся к политике изоляционизма в 1919 году, оказались втянуты против своей воли в мировую политику. Президент Рузвельт прекрасно осознавал необходимость этого шага, но большинство американцев пошло на отказ от изоляционизма только потому, что считало себя жертвой подлой агрессии (нападение японцев на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года, объявление войны гитлеровской Германией 11 декабря 1941 года).

Атлантическая хартия, подписанная  Черчилем и Рузвельтом 14 августа 1941 года, официально закрепила переход мирового лидерства от Великобритании к США еще во время Второй мировой войны. За несколько недель до появления на свет этого документа Советский Союз вступил в войну против гитлеровской Германии и стал объективным союзником Великобритании. Атлантическая хартия включала в себя расширенный вариант «четырнадцати пунктов Вильсона» и являлась по сути черновым наброском доктрины универсализма, действие которой распространялось на весь мир: запрещались всякие территориальные изменения без согласия населения данных территорий; провозглашалось право народов свободно выбирать способ правления в своей стране; утверждалось равенство всех народов, великих и малых, победителей и побежденных в вопросах международной торговли и доступа к источникам сырья; закладывались основы сотрудничества государств в экономической и социальной областях; провозглашался принцип свободы судоходства в открытом море...

Этим совместным заявлением два  великих англо-саксонских государства  продемонстрировали полное единство своих  взглядов на послевоенное мирное урегулирование. Тем не менее, переход ответственности от Великобритании к Соединенным Штатам вызвал два типа геополитической напряженности.

– Хотя Великобритания согласилась  с перспективой стать блистательным  помощником Соединенных Штатов, она  продолжала считать себя великой  державой. Во-первых, в 40-х годах Великобритания оставалась крупнейшей империей. Но согласно взглядам Президента Рузвельта, послевоенное урегулирование предполагало деколонизацию, исчезновение всех колониальных империй (британской, французской, голландской...), которые считались в Соединенных Штатах пережитком иной эпохи и препятствием для формирования действительно всемирной экономической системы. В то же время для поддержания своего статуса великой державы Великобритания присоединилась к программе создания атомной бомбы, но Соединенные Штаты проявили чрезвычайно мало готовности делиться секретами изготовления столь страшного оружия (англо-американский кризис в 1943 году; Закон Мак-Магона, принятый в июле 1946 года и устанавливающий строжайший контроль за распространением информации о ядерном оружии). После окончания второй мировой войны Великобритания обзавелась все-таки ядерным оружием, но ... украдкой от Соединенных Штатов.

– Вступая в войну, в декабре 1941 года, Соединенные Штаты Америки не предполагали, что после победы над Германией и Японией они не смогут вернуться к состоянию изоляции от внешнего мира, которое позволило им в свое время спокойно строить и развивать свою экономику вдали от европейских конфликтов. По. мнению президента Рузвельта, гарантом послевоенного мира должны были стать институционные структуры (прежде всего ООН), позволяющие победителям (США, СССР, Китаю, Великобритании и затем Франции) согласовывать свою политику в рамках международных организаций (главная роль отводилась Совету безопасности ООН). Соединенные Штаты не были готовы ограничить свой суверенитет во имя международного правопорядка. Именно поэтому во время Бреттон-Вудской конференции (1-22 июля 1944 г.), посвященной созданию новой международной валютной системы, США выступили против британского плана, изложенного крупнейшим экономистом Кейнсом, который предлагал создание международной валюты - банкора. В этом случае фунт стерлингов, служивший основой международной валютной системы с 1815 по 1914 год, был бы заменен не другой национальной валютой, т.е. долларом, а принципиально новой валютой, выпускаемой общим фондом для центральных банков.

После первой мировой войны державы-победительницы, ссылаясь на право народов распоряжаться  своей судьбой, перекроили в значительной степени карту Европы и Ближнего Востока. В 1945 году победители провозглашали уже другие принципы (см., в частности, Декларацию об освобожденной Европе, принятую в Ялте 11 февраля 1945 года). Но если в 1918-1919 годах победители (Франция, Великобритания, США и Италия) хотя и ссорились, но все-таки сумели достичь более или менее приемлемого компромисса, то ситуация в 1945 году была совершенно иной. Тогда столкнулись две точки зрения, исключающие всякое взаимопонимание и всякое сближение. С одной стороны, Соединенные Штаты Америки, избежавшие разрушений благодаря своему географическому положению и многократно усилившие свой промышленный потенциал, чему способствовала их роль арсенала союзных держав, выступали за мировой порядок, основанный на свободе торговли и на урегулировании спорных проблем путем переговоров. С другой стороны, Советский Союз, разрушенный войной и удерживаемый железной хваткой Сталина, стремящийся защитить себя от нового внезапного нападения, остался верен своей политике осажденной крепости. Советский режим стремился укрыться от тлетворного влияния мира капитализма и укрепить свою безопасность благодаря «простреливаемому пространству», которое составляли страны Восточной Европы вдоль западных границ СССР. Таким образом началось новое противостояние между морской державой, выступающей за стимулирование обменов товарами и идеями, и континентальной державой, ставшей пленницей своего замкнутого пространства, живущей в постоянном напряжении, в ожидании нового вторжения на свою территорию.

Вопрос 4:

Глава.1 Состояние современной геополитики

Суша как геополитический фактор включает в себя:

¦ размеры, площади территорий государств;

¦ их соотношение и взаимодействие с морем;

¦ климат (температуры, количество осадков, сезонность, другие характеристики);

¦ состояние почв с точки зрения их плодородности, произрастания тех  или иных культур;

¦ природные ископаемые;

¦ запасы пресной воды;

¦ наличие рек как источников гидроэлектроэнергии, водных артерий  как сил, поддерживающих природное  равновесие.

Водная среда как вторая составляющая географического фактора политики:

¦ образует во взаимодействии с сушей  определенные формы и очертания  континентов, островов, побережий, придавая им геополитические выгоды или неудобства;

¦ включает в себя подводную среду  с ее подводным миром, полезными  ископаемыми, возможностями их освоения;

¦ создает удобство для рыболовства  и рыбоводства, добычи и разведения морского зверя, моллюсков, жемчуга  и др.;

¦ дает возможность судоходства, торговли, перевозки пассажиров, туризма и  т. д.;

¦ ускоряет развитие так называемых «морских» наций. 

Воздушная среда осваивалась человечеством  в третью очередь, после освоения суши и моря. Она дает возможность: 

 

¦ избегать препятствий в виде неровностей  земной поверхности;

¦ быстро преодолевать морские просторы;

¦ резко увеличить скорость передвижения;

¦ достигать трудно- и недостижимых мест земной поверхности;

¦ почти всегда прокладывать курс по прямой;

¦ повысить эффективность изучения земной поверхности с недостижимых ранее высот;

¦ резко увеличить эффективность  боевых действий путем массированных  бомбардировок и качественной воздушной  разведки;

¦ наладить быстрые пассажироперевозки, а также перевозки с политическими  целями (официальные визиты государственных  деятелей, обмен делегациями парламентариев, государственных и общественных организаций и т. д.).

В ходе завоевания воздушной среды  человек поднимался «все выше и выше», проник в верхние слои атмосферы, приближая освоение следующей, космической  среды.

Таким образом, связь политики с  физическим миром, с географией за последние  два века (в течение которых  эта связь пристально изучается  географами, политологами, геополитиками) не только не ослабла, а более того, заметно усилилась. Если политики Древнего мира говорили о борьбе Суши и Моря, а геополитики классического периода включали в этот ансамбль еще и воздушную среду, то теперь следует добавить туда космическое пространство. Освоение космической среды позволило «космическим» державам:

¦ усилить и качественно улучшить контроль земного пространства, сделав его поистине глобальным;

¦ повысить возможности и эффективность  изучения и дальнейшего освоения поверхности, глубин и недр Земли;

¦ создать новое, более мощное и  эффективное лазерное оружие и космические  ракеты, используемые как носители ядерного оружия;

¦ создать новые, космические отрасли  науки и техники;

¦ создать плацдарм для освоения Луны и планет Солнечной системы.  

Но это еще не все. Каждая сфера этого физико-космического фактора геополитики значительно расширилась и углубилась. Расширение указанных сфер произошло за счет:

¦ освоения всей территории ойкумены и перенесения ее границ практически  до северного и южного полюсов;

¦ заселения почти всех более  или менее пригодных для жизни  островов, подключения к цивилизованной жизни их населения;

¦ освоения практически всей акватории  Мирового океана с помощью современных  судов, другой техники;

¦ освоения воздушного океана пассажирскими  лайнерами, исследовательскими и военными летательными аппаратами. Значительное углубление исследования и использования сухопутной, океанской, воздушной и космической сфер произошло в результате:

¦ дальнейшего проникновения человека в земную кору с целью добычи необходимых  подземных ресурсов и дальнейшего  исследования подземного мира;

¦ погружения человека на все большие  глубины океана с мирными и  военными целями;

¦ штурма верхних слоев атмосферы, что привело к стиранию границ между воздушной и космической  средой и изобретению таких аппаратов, как «Шаттл» и «Буран» для  полетов в обеих средах;

¦ постепенного движения человечества от освоения околоземного космического пространства через освоение планет Солнечной системы к выходу в  безбрежие Космоса.

Мы говорили о влиянии геокосмического, физического, ощущаемого фактора на политику. Но последняя в не меньшей степени зависит и от нефизических, негеографических и неощущаемых непосредственно органами чувств действующих сил. Речь идет о связи политики с социальными фактами, т. е. такими явлениями и процессами, которые генерируются внутри общества, которые рождаются через взаимодействие людей, социальных групп или социумов. Действительно, взаимоотношения государств в значительной степени детерминированы (и об этом писали классики геополитики) такими демографическими показателями, как:

¦ количество и плотность населения;

¦ принадлежность к данной территории (автохтоны, пришельцы в составе  племени, современные мигранты). 

К этому, с точки зрения современной  демографии, следует добавить такие  проблемы, как:

¦ увеличение (снижение) продолжительности  жизни;

¦ изменение соотношения мужского и женского населения, пожилых и  молодых;

¦ необходимость повышения образовательного уровня, особенно молодежи;

¦ соотношение городского и сельского  населения;

¦ уровень потребления алкоголя, табака, наркотиков;

¦ рост количества техногенных аварий с человеческими жертвами.

Информация о работе Геополитика России