Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в. и в XXI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Геополитика является одним из влиятельнейших интеллектуальных направлений ХХ века, определяющих характер исследований в таких областях, как внешнеполитическая и военная стратегия государств, национальные интересы, национальная безопасность, на анализ и прогнозирование локальных и глобальных международных конфликтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе…6
1.1 Россия в постсоветском пространстве………………………………………6
Глава 2. Концепция национальной безопасности: проблемы
формирования и реализации…………………………………….11
2.1 Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты………………………………………………………….11
2.2 Национальные интересы России во внешней политике…….13
2.3 Национальные интересы России в обеспечении безопасности……14
2.4 Национальные интересы России во внутренней политике……………..16
Глава 3. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…..17
Заключение……………………………………………..33
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шарапов переделанная.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

     Значительно сократились для России и возможности  железнодорожного транспорта:

     - в настоящее время для выхода  к территориям европейских государств  приходится преодолевать границы  Украины, Белоруссии, Молдовы;

     - значительный отрезок транссибирской магистрали проходят по областям, принадлежащим Казахстану.

     Такое же положение сложилось с нефте- и газопроводами, которые, прежде чем  соединить Российскую территорию с  Западной Европой, пересекают территории Украины и Белоруссии.

     Не  в лучшем состоянии оказалась  единая система космической связи. Важнейшие станции слежения и  противоракетной бороны были расположены  на Украине, в Казахстане, Латвии, Азербайджане.

     Вместе  с тем, с учетом сложившегося геополитического и геостратегического положения, Российская Федерация не может рассматриваться в качестве заурядной региональной державы, как в этом ее настойчиво пытается убедить Запад. Россия в настоящее время является одним из важнейших мировых центров, сохраняет признаки великой державы.

     Каковы  же признаки такой геополитической  роли Росси:

     - масштабы территории, уникальное  географическое расположение в  Европе и Азии;

     - сохранение за собой места  постоянного члена Совета Безопасности  ООН;

     - ракетно-ядерный потенциал России  – единственный в мире, способный нанести поражение Америке как сверхдержаве;

     - не утеряно (хотя и значительно  уменьшено) влияние России на  других игроков в мировой политике (геополитическое пространство России сужено до такой степени, чтобы с ним перестали считаться, оно по-прежнему остается одним из ключевых на политической карте мира);

     - сохранился российский национальный  генетический код, содержащий  стремление к самостоятельному  и «заметному» месту в истории;

     - наличие практически всех видов  сырья и ресурсов, экономический и военно-технический потенциал, образованное население позволяют России вернуть утраченную позицию одной из ведущих индустриально-промышленных стран мира;

     История неоднократно свидетельствовала, что  от хода развития событий в России зависит положение не только в ней самой, но и в мире в целом.

     В свою очередь, кризисные явления  в экономике и политике, нестабильность, значительное ослабление военной мощи не только подрывают место и роль России в мире, но и стимулируют  различные виды экспансии, которые  могут привести к утрате существующих геополитических сфер влияния, а также самостоятельности и независимости в проведении своей внутренней и внешней политики. Как отметил резидент Российской Федерации В.В.Путин: «…Россия обречена быть великой державой, или ее не будет вовсе». 
 
 

Глава 2. Анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

     2.1 Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. 
 

     Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

     Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу будут заключаться: 

     - в развитии демократии и гражданского  общества, повышении конкурентоспособности  национальной экономики; 

     - в обеспечении незыблемости конституционного  строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; 

     - в превращении Российской Федерации  в мировую державу, деятельность  которой направлена на поддержание  стратегической стабильности и  взаимовыгодных партнерских отношений  в условиях многополярного мира. 

     Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации будут являться национальная оборона, государственная  и общественная безопасность. 

     Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением  основных приоритетов национальной безопасности, будет сосредоточивать свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: 

     - повышение качества жизни российских  граждан путем гарантирования  личной безопасности, а также  высоких стандартов жизнеобеспечения; 

     - экономический рост, который достигается  прежде всего путем развития  национальной инновационной системы  и инвестиций в человеческий  капитал; 

     - наука, технологии, образование,  здравоохранение и культура, которые  развиваются путем укрепления  роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; 

     - экология живых систем и рациональное  природопользование, поддержание которых  достигается за счет сбалансированного  потребления, развития прогрессивных  технологий и целесообразного  воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; 

     - стратегическая стабильность и  равноправное стратегическое партнерство,  которые укрепляются на основе  активного участия России в  развитии многополярной модели  мироустройства. 
 
 

     2.2 Национальные интересы России во внешней политике 
 

     На  долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать  международные отношения на принципах  международного права, обеспечения  надежной и равной безопасности государств. Россия будет рассматривать Организацию  Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как "Группа восьми", "Группа двадцати", РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств также будет являться для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества, одновременно выступая за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры.  

     Определяющим  фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется  неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права. Также в Стратегии четко определено, что Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов. 

     В документе говорится о том, что  в сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию  политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов. Особо выделяется, что проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России, а успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития. 

     2.3 Национальные интересы России в обеспечении безопасности 
 

     В документе выделены отдельно два  больших раздела, посвященных национальной обороне и государственной и общественной безопасности. 

     Основной  Стратегической целью в рамках совершенствования  национальной обороны ставят предотвращение глобальных и региональных войн и  конфликтов, а также осуществление  стратегического сдерживания в  интересах обеспечения военной безопасности страны. Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу будет нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе будет являться переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил. Предусмотрена реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе.  

     Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и  общественной безопасности названы  защита основ конституционного строя  Российской Федерации, основных прав и  свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.  

     Российская  Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будет исходить из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Наряду с этим, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. 

     2.4 Национальные интересы России во внутренней политике 
 

     Как отмечается в Стратегии, для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал  и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие. 

     Впервые в истории современной России повышение качества жизни российских граждан выделено в национальный приоритет. Стратегическими целями в области повышения качества жизни российских граждан будут являться снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации. 

     Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, при этом национальная безопасность, как это следует из Стратегии, обеспечивается путём достижения связанных между собой стратегических национальных приоритетов, к которым относятся: национальная оборона, государственная и общественная безопасность; и так же важно: повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство. 

     Обеспечение достойных условий жизни человека в России признаётся таким же приоритетом  обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления: обороноспособность и безопасность государства. В этом состоит важнейшая особенность принятой Стратегии, её социальная и социально-политическая направленность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления. 

     Как важнейшее условие существования  государства национальная безопасность представляет сбой защищенность от внешних  и внутренних угроз, устойчивость к  неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и  внешних условий существования страны, которые характеризуют стабильный прогресс общества и его граждан

Информация о работе Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в. и в XXI в