Геополитическая характеристика Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 17:52, реферат

Краткое описание

Индия оценивает свое геополитическое положение в XXI в. со сдержанным оптимизмом. За годы, истекшие после провозглашения ее независимости, она показала, что может решать большие и сложные задачи. В последнее десятилетие XX в. в мире, где объективно /c. 409/ действует процесс глобализации, страна с миллиардным населением не только не утратила свою самобытность, но и завоевала прочное место под солнцем, превратившись в экономически мощную ракетно-ядерную державу, задающую тон не только в сфере производства сверхмощных компьютеров и компьютерных программ, новейших технологий, но и в сфере политики, культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Geopolitika_India.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

На базе подводных лодок на юге острова Хайнань в Южно-Китайском море Китай содержит подлодки класса Jin. Эта ближайшая к Индийскому океану база КНР находится всего лишь в 1200 морских милях от Малаккского пролива. У базы есть подземная часть, в которой субмарины могут спрятаться от любых средств поиска.

Концентрация стратегических военно-морских сил на Хайнане - наглядный пример того, как Китай стремится стать доминирующей силой в Индийском океане.

Несмотря на определенные географические преимущества, Индия при этом становится все более и более уязвимой.

Сегодня Китай реализует стратегию «нитки жемчуга». Она уже значительно увеличила стратегическую глубину проникновения КНР на задворки Индии.

«Нитка жемчуга» - это пункты присутствия и дипломатические связи Китая в регионе Индийского океана. Порт Гвадар в Пакистане, военно-морские базы в Мьянме, средства радиоэлектронной разведки на островах в Бенгальском заливе, финансирование строительства канала через тайский перешеек Кра Истмус, военное соглашение с Камбоджей, наращивание сил в Южно-Китайском море.

80% нефти Китая проходит  через Малаккский пролив, который  контролируют военно-морские силы  США. Чтобы изменить эту опасную  ситуацию, Китай решил нарастить  присутствие на морских маршрутах  в регионе от Персидского залива  до Южно-Китайского моря.

Вдобавок к этому КНР добивается расположения других государств в Южной Азии: строит контейнерные порты в Бангладеше (Читтагонг) и на Шри-Ланке (Хамбантота), помогает Мальдивам строить военно-морскую базу в Марао.

Например, в мае 2007 г. между КНР и Шри-Ланкой было подписано соглашение о строительстве порта в городе Хамбантота, который будет служить станцией дозаправки и обслуживания для китайского гражданского и военного флота. Несмотря на неоднократные заявления Пекина, что Хамбантота является чисто коммерческим предприятием, очевидно, что строительство порта является частью стратегии «нитки жемчуг.

Двойственное назначение порта налицо. Помимо вышеперечисленных причин, строительство объекта в Хамбантоте сможет также удовлетворить некоторые геополитические интересы Китая в регионе. Во-первых, порт будет служить естественной гаванью для всех судов, ходящих под флагом КНР, независимо от их целевого предназначения, в том числе и АПЛ. Во-вторых, у Китая появится возможность отслеживать весь морской и воздушный трафик в Индийском океане со своей базы. В-третьих, Китай получит возможность сжать кольцо вокруг своего давнего противника в регионе – Индию плотнее и окружить ее своими союзниками. И, наконец, в-четвертых, порт в столь важном местоположении даст Пекину определенные рычаги давления для большой игры в Индийском океане.

Несомненно, эта ситуация свидетельствует о грядущем противостоянии двух азиатских гигантов. Всплески напряженности уже случаются. Например, в 2009 г. встреча индийской подлодки класса Kilo с двумя китайскими эсминцами в Баб-эль-Мандебском проливе у берегов Сомали вылилась в получасовую стычку, в ходе которой стороны искали друг у друга «слабые места». Китайские СМИ заявили, что корабли КНР вынудили подлодку подняться на поверхность. Индийский флот это категорически отрицает. К счастью, корабли и лодка разошлись без боя.

Однако не только территориальные споры и вопросы господства в Индийском океане вносят разногласия в отношения Индии и Китая.

Вода становится ключевой проблемой безопасности в китайско-индийских отношениях и потенциальным источником устойчивого конфликта.

Экономические системы Китая и Индии уже сейчас страдают от недостатка водных ресурсов. Распространение орошаемых угодий сельского хозяйства и интенсивно использующих воду отраслей промышленности, вместе с требованиями возрастающего количества представителей среднего класса, привело к серьезной борьбе за водные ресурсы. Действительно, обе страны вошли в эру постоянного водного дефицита, который в ближайшее время, вероятно, будет равняться, с точки зрения потребления воды на душу населения, водному дефициту, существующему на Ближнем Востоке.

Быстрый экономический рост может замедлиться перед лицом острого дефицита, следовательно, если потребность в воде продолжит расти текущими темпами, то, возможно, Китай и Индия - две страны, экспортирующих продовольствие - преобразуются в главных импортеров. Такое развитие событий, безусловно, серьезно усугубит глобальный продовольственный кризис.

Даже при том, что в Индии больше пахотной земли, чем в Китае - 160.5 миллиона гектаров по сравнению с 137.1 миллионами гектаров - именно Тибет является источником большинства главных индийских рек. Обширные ледники Тибетского плато, огромное количество подземных источников и значительная высота делают Тибет самым большим в мире пресноводным хранилищем после полярных ледниковых покровов. Действительно, истоки всех главных рек Азии, кроме Ганга, находятся на территории Тибетского плато. Даже два главных притока Ганга берут начало в Тибете (Гафуров С., Митина Д. Китай и Индия: борьба за доминирование).

Сейчас Китай стремится реализовать такие проекты развития междуречного пространства и бассейнов рек на Тибетском плато, которые угрожают уменьшить международные речные потоки в Индию и другие cоприбрежные государства. Прежде чем такие гидротехнические проекты дадут повод к новому витку водного конфликта, Китай должен согласовать совместные меры развития речных бассейнов с расположенными вниз по течению государствами, а также должным образом оформить договоренности.

Расположенные вверх по течению дамбы, заграждения, каналы, и ирригационные системы могут преобразовать воду в политическое оружие, которое легко использовать открыто в военное время, или скрыто и тонко в мирное, чтобы сигнализировать неудовлетворенность cоприбрежным государством. Даже опровержение гидрологических данных в критически важный сезон может являться политическим инструментом. Внезапные наводнения в последние годы в двух индийских пограничных штатах - Химачал-Прадеше и Аруначал-Прадеше - служат уродливым напоминанием о недостатке информации, предоставляемой Китаем о своих проектах. Такие поводы могут в свою очередь побудить расположенное вниз по течению государство искать военный способ уравновешивания нежелательных ситуаций.

Фактически, Китай владеет каптажем большинства международных рек, вытекающих из Тибета, хрупкой экосистеме которого уже угрожает глобальное потепление. Единственной рекой, на которой пока нет гидромашиностроительных заводов, является Инд, бассейн которого расположен главным образом в Индии и Пакистане, а также Салуин, который течет в Бирму и Таиланд. Местные власти провинции Юньнань, однако, рассматривают возможность каптажа Салуина в склонной к землетрясению области вверх по течению реки.

Правительство Индии требовало у Китая большей прозрачности в обмене гидрологическими данными, принятия обязательств не менять естественный поток любой из рек и не уменьшать количества воды в международных водных потоках. Но даже опытный механизм взаимодействия по обмену гидрологическими данными - настроенный в 2007 просто для “взаимодействия и сотрудничества” - не срабатывал.

Самой опасной идеей, из рассматриваемых Китаем, является идея поворота на север реки Брахмапутры, известной как Ярлунг Тсангпо жителям Тибета, и переименованной Китаем в Ялуцангпу. Это самая высокогорная река в мире, и также одна из самых быстрых. Диверсия вод Брахмапутры с выжженной Желтой рекой - идея, которую Китай не обсуждает публично, потому что проект подразумевает экологическое опустошение северо-восточных равнин Индии и восточного Бангладеша, и таким образом был бы родственным объявлению водной войны с Индией и Бангладеш.

Однако, изданная в 2005 и получившая официальное государственное одобрение книга «Спасение Китая: воды Тибета», открыто пропагандировала поворот течения Брахмапутры на север. Кроме того, намерения Китая отклонить Брахмапутру на север, используя “мирные ядерные взрывы” для строительства подземного туннеля через Гималаи, получили отклик на международных переговорах в Женеве в середине 1990-ых на Соглашении Всеобщего запрещения испытаний ядерного оружия.

На сегодняшний день вопрос теперь не в том, изменит ли Китай маршрут Брахмапутры, а в том, когда он это сделает. Как только закончится стадия технико-экономического обоснования, и схема вмешательства будет готова, проект будет представлен как совершившийся факт. Китай уже идентифицировал изгиб, где Брахмапутра сформирует самый длинный и самый глубокий каньон в мире - буквально на границе с Индией - в качестве точки вмешательства.

Амбиции Китая по перенаправлению Тибетских вод к северу поддерживаются двумя факторами: завершение строительства дамб Трех Ущелий, которое, несмотря на явную экологическую несостоятельность проекта, Китай провозглашает самым большим техническим подвигом начиная с постройки Великой стены; и власть Президента Ху Цзиньтао, который считает двумя основными вопросами своей политики вопросы водных ресурсов и Тибета. Ху Цзиньтао, гидролог по образованию, обязан своим быстрым восхождением вверх Коммунистической партии, после зверского подавления сопротивления военному положению, которое он осуществил в Тибете в 1989.

Таким образом, гидротехнические проекты и планы Китая - напоминание, что Тибет лежит в основе разделения Индии Китая.

В экономическом плане наиболее интенсивное соперничество идет на африканском континенте, где Индия и Китай борются за ресурсы и рынки в рамках повторной демонстрации "борьбы за Африку", которая велась когда-то колониальными державами.

На нынешнем этапе Китай делает ставку на «адресные кредиты» для создания объектов инфраструктуры. Избавляясь от «долларовой массы», Пекин конвертирует ее в сырьевые активы и укрепление своих геополитических позиций. За последние три года рост объемов торговли между Китаем и Африкой составил более 30 %. В прошлом году товарооборот между сторонами превысил 100 млрд. долл. США. Африканские страны экспортировали в КНР своей продукции на 56 млрд. долл. США и импортировали китайской на 50 млрд. долл. США. Объем накопленных китайских инвестиций за рубежом в Пекине оценивают в 118 млрд. долл. США, из них 67% приходится на Африку.

Развитие китайско-африканского сотрудничества ведет к расширению притока на Черный континент китайских мигрантов. Эксперты оценивают число мигрантов в диапазоне 750 тыс. - 1 млн. человек.

Китай начал обхаживать африканские страны примерно десять лет назад, предлагая инвестиции и торговлю в обмен на льготные кредиты и помощь в развитии без выдвижения политических условий. Но Индия очень быстро догоняет его. В прошлом году, во время первого индийско-африканского саммита она пообещала выделить "черному континенту" 5 миллиардов долларов США в виде кредитов и сотни миллионов долларов США в качестве финансовой помощи. На кон поставлен не только доступ к промышленному сырью, но и поддержка кандидатуры Индии на постоянное место в Совете Безопасности ООН, против чего выступает Китай. Индия также пытается восстановить утраченные позиции в Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии.

Китай стремится к заключению договора о дружбе с Непалом, который должен прийти на смену соглашению, связывающему эту страну с Индией с 1950 года. Растущее влияние Пекина в Бангладеш в полной мере проявилось, когда вооруженная полиция закрыла фотовыставку, организованную там тибетскими активистами. Индия вложила 1 миллиард долларов США в программы помощи Афганистану, в то время как китайская компания инвестировала 3 миллиарда долларов США в гигантский медный рудник в этой стране.

Что касается технологий, то здесь соперничество разыгрывается по нотам азиатской версии космической гонки "холодной войны" 21-го века. В 2008 году Индия запустила свой первый беспилотный лунный аппарат "Чандраян-1", а к 2020 году планирует высадить человека на Луне. Китай отправил первого тайконавта в космос в 2003 году и намерен послать свою первую экспедицию с человеком на борту на Луну к 2024 году.

Однако самый главный источник соперничества является одновременно и самым абстрактным. Это борьба между достоинствами и преимуществами индийской демократии и китайской автократии. Ни одна из сторон не пропагандирует свою политическую систему, однако они считаются конкурирующими моделями для развивающегося мира. И если нынешняя эпоха представляет собой "азиатское столетие", как говорят многие аналитики, то она во многом будет определяться и этим идеологическим соперничеством.

 

Использованная литература

 

  1. Галищева Н. В. «Экономика Индии», МГИМО,  2009г., - 352 с.
  2. Лебедева Н.Б. Индия и АСЕАН, журнал «Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития». Выпуск№ 13, 2009г.
  3. Ломова-Оппокова М. «Индия: страна и ее регионы», УРСС 2000г., - 360 с.
  1. Маляров О.В.: Независимая Индия. - М.: Восточная литература, 2010г.

  1. Московский гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России ; под ред. Д.В. Стрельцова: Внешнеполитический процесс в странах Востока. - М.: Аспект Пресс, 2011 г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Геополитическая характеристика Индии