Реферат на тему: « Геополитический
вызов исламского мира»
Исламский мир в геополитическом мире
История ислама, второй по
численности последователей мировой
религии, ведет свое начало
с 622 г. н.э., когда пророк Мухаммед,
спасаясь от преследований, бежал
из Мекки в Медину. Со временем
возник исламский мир — сообщество
48 государств, в которых большинство
населения исповедуют ислам. Сегодня
на планете число приверженцев
ислама составляет пятую часть
населения Земли (мусульманами
считают себя 20%), или 1,3 млрд человек.
Понятие «исламский мир»
достаточно условно. Этот термин
охватывает два географически
разнородных региона. Так называемый
мусульманский Восток — арабские
государства Ближнего Востока
и Персидского залива, государства
Южной и Юго-Восточной Азии
— Афганистан, Иран, Пакистан и
Турцию. В этих странах ислам
выступает определяющим фактором
общественной жизни. Другим является
так называемый мусульманский
Север, включающий мусульманские
страны постсоветского пространства
на Кавказе и в Центральной
Азии, мусульманские регионы России
(где мусульманами считают себя
15 млн человек). Правда, мусульманский
Север заметно отличается от Востока.
В советский период атеизм значительно
подорвал здесь исламские традиции. По
этой причине фактором наднациональной
идентичности выступали клановые отношения,
но не ислам. За пределами этих двух наиболее
крупных ареалов исламского мира быстро
растут мусульманские общины в странах
Запада: в США (5,7 млн), во Франции (3 млн),
в Германии (2,5 млн), Великобритании (1,5
млн).
В современном мире
мусульманские государства выступают
важным фактором геополитики.
Достаточно отметить, что исламский
мир обладает колоссальными запасами
нефти и газа, здесь происходит
интенсивное движение мировых
капиталов, во многом благодаря
тому, что через этот регион
проходят основные воздушные
и сухопутные коммуникации, связывающие
Европу с Азией.
Быстрому росту
исламского мира способствует
демографический фактор: если в
1980 г. численность мусульман в
мире составляла 18% от всего населения
Земного шара, то в 2000 г. — уже 23%, а, по
прогнозам, к 2025 г. составит уже 31%, т.е.
впервые превзойдет по численности христианское
население планеты.
Сам исламский мир
идеологически расколот: 80% — это
сунниты, 20% шииты. Из-за своей
разнородности и многообразия
мусульманский мир не стал
единым центром силы. Исламский
мир неоднороден политически,
отсутствуют объединительная идея.
Но в сфере внешней политики
многие мусульманские государства
пытаются закрепить за собой
политическую нишу на международной
арене, мотивируя ее религиозными
мотивами. Другой характерной приметой
внешней политики большинства
стран Ближнего Востока и Персидского
залива стал ярко выраженный
антиамериканизм.
Геополитический вектор Ирана и Турции
В геополитических вопросах
на постсоветском пространстве Иран сыграл
позитивную роль.В одном случае в урегулировании
межтаджикского конфликта. Иран опасался
усиления этнической нестабильности в
регионе, что неизбежно усилило бы и его
сложные внутренние этнические проблемы.
В карабахском конфликте Иран стал на
сторону христианской Армении, проявив
здравый смысл и не поддавшись солидарности
с единоверным Азербайджаном.
Российские эксперты
подчеркивают, что иранское политическое
руководство обеспокоено возможностью
повторения «афганской модели»
в Иране для свержения теократического
режима Тегерана и замены его
прозападным, поскольку США поддерживают
антиклерикальные силы в Иране.Основная
проблема в том, что Иран уязвим с точки
зрения этнических конфликтов: из 65-миллионного
населения страны только чуть более половины
населения персы, четвертую часть составляют
азербайджанцы, а остальную четверть —
разнообразные меньшинства: курды, туркмены
и арабы. Азербайджанцы и персы представляют
определенную опасность для национальной
целостности Ирана.Это постоянно пытаются
использовать американцы для усиления
нестабильности в регионе, поддерживая
постсоветский Азербайджан в его имперских
устремлениях к созданию так называемого
«Большого Азербайджана».
Другой причиной
нестабильности на мусульманском
Востоке является «вечная вражда»
Ирана и Турции, поскольку каждое
из государств имеет свои имперские
устремления. Турки и персы исторически
противостоят друг другу в исламском регионе.
Каждое государство имеет свою концепцию
исламского общества, их устремления направлены
к расширению геополитических сфер влияния.
В случае обострения отношений между Ираном
и Турцией весь регион будет охвачен массовыми
беспорядками, при этом можно прогнозировать,
что этнические конфликты выйдут из-под
контроля. Турция вполне может стать жертвой
региональных этнических конфликтов,
поскольку имеет в своем составе примерно
20% курдов, проживающих в основном в восточных
регионах страны. Иракские и иранские
курды активно втягивают турецких курдов
в борьбу за национальную независимость.
Поэтому обострение внутренних конфликтов
в Турции способно стимулировать курдов
к стремлению получить полную национальную
автономию.
Современные геополитики
часто называют Турцию постимперским
государством, которое сегодня пребывает
в ситуации определения своего геополитического
вектора. При этом возможно развитие трех
сценариев:
- прозападные модернисты стремятся
превратить ее в европейское
государство;
- правоверные исламисты, напротив,
ориентируются на Ближний Восток
и мусульманский мир;
- современные националисты
обращают свой взор в сторону
постсоветского пространства и России
— они видят новое предназначение тюркских
народов в создании Великой тюркской империи,
включая бассейн Каспийского моря и Среднюю
Азию.
Турция стремится предстать
в роли «освободительницы» своих
братьев по вере от долгого
российского гнета. Но идеи
пантюркизма и панисламизма не
получили широкого отклика на
постсоветском пространстве, отчасти
из-за продолжительного атеистического
советского прошлого центрально-азиатских
народов, которые во многом
утратили восприимчивость к воинственным
религиозным призывам. Ни Турция, ни
Иран не смогли закрепиться в Центральной
Азии, частично успешной оказалась лишь
их политика в Закавказье. Но и здесь Иран
не сумел создать клерикальную опору наподобие
той, на которую он опирается в Ливане
или Афганистане. Шансы на утверждение
«иранской модели» в Азербайджане ничтожны
— во многом потому, что в качестве образца
там избрали светскую кемалистскую Турцию.
Саудовская Аравия на геополитическом
пространстве
Это край “черного
золота”, родина Ислама, страна
Мекки и Медины — наиболее
священных мест для миллионов
мусульман. Саудовская Аравия
занимает особое положение не
только на арабской, исламской,
но и на мировой арене. Ее
по праву считают большим домом
для арабов, где решаются проблемы,
сглаживаются противоречия, оказывается
помощь. Это государство играет
важную роль в укреплении исламской
солидарности, распространении исламской
мысли, поддержке исламских народов
и защите их интересов, в
оказании помощи исламским организациям
во всем мире. Активную политическую
роль Саудовская Аравия играет
с 30-х годов. XX в. Она была инициатором
созыва первого в исламской истории Совещания
в верхах глав мусульманских государств.
Король Абдул Азиз Аль Сауд выступил с
такой инициативой, носящей геополитический
характер, в первый же день образования
Королевства Саудовская Аравия в 1932 г.
Тогда же он призвал руководителей исламских
государств и их народы строго придерживаться
канонов Святой Книги - Корана. Королевство
занимает первое место среди стран, предоставляющих
помощь государствам Третьего мира. Отсюда
и то огромное влияние, которое оказывает
государство на региональную и мировую
геополитику. За последние 40—45 лет Саудовская
Аравия победила бедность, достигла огромных
успехов в системе социальной защиты населения,
образования, здравоохранения, спорта
и т.д. Успехи внутреннего строительства
в Саудовской Аравии связаны с огромными
запасами нефти и торговлей ею: 25% разведанных
мировых запасов. По данным израильских
источников, “черное золото” приносит
саудовской казне более 100 млрд. долл. ежегодно.
Но эти успехи были бы невозможны, если
бы государство не поставило добычу и
продажу энергоносителей на службу своему
народу.
Страна несколько
десятилетий исповедует один
важный принцип: саудовец —
двигатель развития, саудовец —
конечная цель развития. В стране
была принята и успешно реализована
система пятилетних планов, позволившая
добиться успехов во всех сферах
общественной жизни.
Учеба, образование традиционно
занимают одно из главных мест в политике
правительства. В стране практически ликвидирована
безграмотность, создана сеть специального
среднего и высшего бесплатного образования
(техникумы и университеты). А для желающих
учиться за границей есть специальные
государственные и частные фонды.
В области здравоохранения:
детская смертность здесь одна
из самых низких в мире. В
70-х годах один врач обслуживал
6000 пациентов, а в 90-х — 1500.
Самым крупным достижением
саудовцев считаются успехи и
в развитии сельского хозяйства.
Сельскохозяйственный сектор в
экономике — второй по значению
после нефти. Королевство из
импортера сельскохозяйственной
продукции превратилось в экспортера.
Производство пшеницы, которая занимает
95% производства злаковых культур в стране,
за последние 20 лет выросло в тысячу раз.
Более 40 млн. га земель отдано крестьянам
безвозмездно. Сельскохозяйственный банк
предоставляет им беспроцентные кредиты.
Половину стоимости удобрений, приобретаемых
фермерами, оплачивает государство. На
тех же условиях строятся склады — холодильники
для хранения сельскохозяйственной продукции.
Государство покупает урожай по выгодным
для крестьян ценам. Излишки продовольствия
играют немаловажную роль в реализации
региональной и глобальной геополитики
Саудовской Аравии в странах Азии и Африки.
Забота о неимущих
— постоянная политическая линия этого
исламского государства, родины пророка
Мохаммеда. Пророк говорил, что общество
правоверных напоминает живой организм:
если болеет одна его часть, то боль отдается
во всех частях тела, вызывая бессонницу
и лихорадку. Следуя заветам Мохаммеда,
саудовское государство следит за тем,
чтобы давались пенсии, выделяет дотации
на основные продукты питания, цены на
продукты были ниже чем на мировых рынках.
Система организации и защиты труда в
Саудовской Аравии считается одной из
наиболее совершенных в мире. Королевство
строит отношения со всеми немусульманскими
странами с учетом обоюдных интересов.
Король Фахд заявил: мы ведем взвешенную
реалистическую политику по всем вопросам,
связанным с решением кризисных ситуаций.
Саудовская Аравия
оказывает поддержку совместным
арабским усилиям, направленным
на защиту Палестины, считая
себя в состоянии постоянной
конфронтации с Израилем. В то
же время в целом внешняя
политика саудовцев идет в
фарватере США. Отсюда и вмешательства
во внутренние дела Ирака, Ирана,
Афганистана. Поэтому сложные,
а порой и напряженные отношения
сложились между Саудовской Аравией
и некоторыми другими исламскими
государствами, в частности, с
Ираном, Ираком. Причин тому несколько:
и ориентация ваххабитского королевства
на США, отсюда противоположный
подход к присутствию западных
вооруженных сил в Персидском
заливе, и конкуренция на мировом
рынке нефти, и идеологические
противоречия. Еще один фактор
напряженности — ежегодное паломничество
в Мекку, во время которого,
по мнению саудовцев, верующие
других стран, особенно иранцы,
пытаются вмешиваться в их
внутренние дела.
Геополитическое
противостояние исламского мира
Исламский мир и Запад
Современные геополитики отмечают,
что между исламом и Западом в конце XX
в. началась межцивилизационная война,
и обе стороны признают затянувшуюся конфронтацию
именно войной. С. Хантингтон в своей концепции
столкновения цивилизаций отвел исламу
роль главного врага западного мира. После
трагедии 11 сентября 2001 г. в Вашингтоне
и террористических актов в столицах западных
стран Запад рассматривает мусульманские
государства в качестве «изгоев», «отверженных»
и преступных стран.Печально известная
«ось зла» включает пять мусульманских
государств — Иран, Ирак, Сирию, Ливию,
Судан. Со своей стороны, мусульмане считают
Запад ответственным за колониальное
порабощение и унижение исламского мира,
а антитеррористические операции в Афганистане
и Ираке были восприняты как война против
ислама. Не только западные геополитики,
но и мусульманские лидеры рассматривают
столкновение Вашингтона с Багдадом как
вооруженное противостояние Севера и
Юга. Многие наблюдатели отмечают, что
на арабском Востоке, в Заливе и других
частях исламского мира диктаторские
замашки С. Хусейна, подавление им гражданских
свобод и прав человека воспринимались
иначе, чем в Европе и Северной Америке.
Даже захват Ираком Кувейта символизировал
для исламских радикалов социальный передел,
своего рода интифаду против нефтедобывающих
государств Залива во имя справедливого
распределения богатств. Кувейт считали
заповедником западной демократии на
арабской земле, а иракского президента
— государственным деятелем, стремящимся
возродить былую славу и могущество арабов
и ислама. Поэтому оккупация Ирака вызывала
новый всплекс антиамериканизма и рост
арабской солидарности.
Исламский мир на постсоветском пространстве
Российские эксперты подчеркивают,
что существует угроза экспорта радикальных
исламских идей в мусульманские регионы
СНГ. Центрально-азиатские власти обвиняют
в подрывной деятельности Исламскую партию
освобождения (Хизб ут-Тахрир). Считается,
что ее эмиссары появились в Ташкенте
и на юге Киргизии еще в 1995 г. Свои первые
глубоко законспирированные ячейки партия
создавала в Оше и Джалал-Абадской области.
Именно они сыграли ключевую роль в событиях
в Бишкеке (1999 и 2000). Хизб ут-Тахрир не была
замечена в призывах к насилию, но развернула
активную пропаганду против светских
режимов центрально-азиатских государств.
Используя этническую аргументацию, она
требовала изгнать из региона «евреев
и русских», правящую элиту Узбекистана
клеймила как «сионистскую», а листовки
Исламского движения Узбекистана (ИДУ)
в том же духе называли президента И. Каримова
«иудейским кафиром, ненавидящим мусульман».