Геополитическое положение Узбекистана на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 19:36, реферат

Краткое описание

Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. По меркам истории слишком мало прошло времени с момента фактического разрушения СССР. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися, а ее геополитическое положение еще неопределеннее: политическая система, характер международных отношений, положение в геополитическом пространстве бывшего СССР очень зыбки.

Содержание

Введение
1. Геополитика постсоветского пространства. Последствия распада Советского Союза
2. Проблемы и перспективы развития СНГ
3. Проблемы взаимоотношений и перспективы развития сотрудничества России и Узбекистана
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

В октябре 2001 г. Вашингтон обнародовал соглашение с Узбекистаном, по которому Ташкент предоставляет Соединенным Штатам военные базы на своей территории в обмен на обещание обеспечить безопасность Узбекистана. Между двумя странами, как было записано в коммюнике, устанавливаются качественно новые отношения. В условиях пользования американцами узбекскими военными базами есть указания, что американские вооруженные силы могут «более широко использовать территорию Узбекистана», т.е. в этой стране американцы хотели обосноваться надолго. И одной из задач, которую усиленно решает Вашингтон, — это вытеснение России с территорией от Центральной Азии до Кавказа[4, с. 45].

Узбекские и западные специалисты не только занимались модернизацией аэродромов, но тщательно изучали возможности использования обходных шоссейных и железнодорожных маршрутов, выводящих к иностранным морским портам, минуя территорию России, а также транспортировки экспортных, импортных и транзитных грузов. Интерес к возрождению древнейшего караванного маршрута — Великого шелкового пути — проявляют не только страны Западной Европы и США, но и Япония. В те годы Ташкент не только охотно разрешил, но и присоединился к программе, которая получила название ТРАСЕК. Финансируется она Европейским союзом и поддерживается США. Основная цель, сформулированная в этой программе, состоит в том, чтобы вывести Узбекистан и другие страны (прежде всего Центральной Азии) из сферы влияния Москвы.

Но достичь этой цели американцы не смогли. Узбекистан и другие страны СНГ все еще используют транспортные и иные ресурсы России. Российская Федерация, как и в советские времена, является основным экспортером в Узбекистан жизненно необходимой продукции. Кроме того, экономическое положение республики тяжелое. У Ташкента мало промышленных предприятий с законченным циклом производства, промышленность и сельское хозяйство растут медленными темпами. Для развития сельского хозяйства и нормального функционирования предприятий не хватает воды, оборудования и техники.

В геостратегическом отношении Ташкент не располагает большим военным потенциалом. Он, безусловно, имеет большие мобилизационные ресурсы. Однако соединения бывшего Туркестанского военного округа, дислоцированные на территории Узбекистана, уничтожены и развалены. С помощью НАТО и прежде всего США, руководители республики мечтали создать новые боеспособные части. Они необходимы по многим причинам: из-за территориальных споров с соседями, из-за боязни военных действий исламских фундаменталистов, для борьбы с афганскими наркокурьерами, для самоутверждения в спорах с Россией, Киргизией, Казахстаном из-за воды, сырьевых ресурсов и т.п.

Но реализовать задумки по созданию боеспособной армии трудно из-за нехватки старших офицеров и генералов, имеющих опыт командно-штабной работы. Не лучшее положение со средним и младшим командным составом. Нет у Ташкента и современных вооружений и боевой техники. Из узбекской армии ушли русские офицеры, а национальные кадры в силу ряда причин не могут на нужном уровне выполнять их функции. По команде из Ташкента расформированы органы оперативной агентурной разведки, ликвидирована учебно-материальная база. А разведка, как известно, — глаза и уши армии. Отсутствие разведданных в штабах узбекской армии позволило террористическим и диверсионным группам Исламского движения Узбекистана в 2005 г. внезапно вторгнуться в республику на отдельных участках границы с Таджикистаном и Киргизией, организовать кровопролитный путч в Андижане, попытаться свергнуть президента Каримова [1, с. 56]

После «успешной работы» по реформированию армии в 1992— 1996 г. противовоздушная оборона оказалась парализованной и до 2000 г. не могла воспрепятствовать нарушениям воздушного пространства страны. В июне 2000 г. Ташкент присоединился к единой системе ПВО стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия). В рамках данной системы было заключено межправительственное соглашение между Россией и Узбекистаном о порядке представления РФ российских военных полигонов для проведения учебных стрельб силами и средствами противовоздушной обороны». Сейчас вместе с названными странами силы узбекской ПВО ведут совместную охрану воздушного пространства над территорией бывшего СССР.

В последнее время правительство Узбекистана значительно увеличило расходы на оборону. Они возросли почти до 1 млрд. долл. Ташкент после андижанских событий вступил в Шанхайскую организацию, старается усилить связи с Москвой. Он проявляет готовность и впредь закупать у России стрелковое оружие, средства связи, бронетехнику, вертолеты, авиационные неуправляемые ракеты, запчасти для авиационной техники, оперативно-тактические ракеты и системы ПВО. Часть стоимости импортируемых из России вооружений возмещается товарными поставками хлопка, газа и сельскохозяйственной продукции (цены составляют около 60% мировых рыночных). В высших военных учебных заведениях России с осени 2000 г. обучается более 100 военнослужащих из Узбекистана. После андижанских событий и присоединения к Шанхайской организации сотрудничества Ташкент отказал Вашингтону в аренде своих аэродромов.

Отношения России и Узбекистана существенно изменились после терактов в США 11 сентября 2001 г. Преследуя разные цели, Москва и Ташкент поддержали Вашингтон в борьбе против мирового терроризма. В августе 2003 г. Москва и Ташкент подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в газовой промышленности и увеличения поставок узбекского газа в Россию. К 2005 г. его поставки возросли с 2 до 10 млрд. м3. Но для увеличения объемов нужна модернизация транспортных сетей. Газопровод Средняя Азия—Центр готов модернизировать «Газпром», и Ташкент объективно заинтересован в том, чтобы российский концерн пришел в регион в качестве инвестора и оператора.

Формально никаких ограничений на участие российского капитала в узбекской энергетики нет. Но переговоры с политиками и специалистами республики затягиваются так, что потенциальные российские инвесторы уезжают ни с чем. К тому же ради поддержания своего золотовалютного резерва Ташкент ввел строгие ограничения на конвертацию любых валют. Эти ограничения распространяются и на частных лиц.

Кроме того, напряженность в Центральной Азии не снижается: есть все предпосылки для возникновения новых очагов напряженности между Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном. И в эти конфликты всегда готовы вмешаться военные силы США, которые из-за якобы нестабильности в Афганистане находятся в сердце Центральной Азии — Киргизии [9, с. 81].

Что касается экономического развития, то в условиях независимости Узбекистан избрал особый путь. К объявленной стратегической цели — создание рыночной экономики — Узбекистан продвигается путем умеренных и осторожных преобразований. Экономический спад здесь был самым незначительным из всех постсоветских государств, и сегодня эта страна по общему объему ВВП занимает пятое место в Содружестве Независимых Государств. Основные особенности экономического курса следующие:

  • достижение самодостаточности в отдельных сферах экономики,

  • привлечение иностранных инвестиций как в добывающую, так и в перерабатывающую промышленность,

  • использование природных и трудовых ресурсов,

  • переход через импортозаменение к экспортно-ориентированной экономике.

Как известно, экономика советского Узбекистана имела монокультурный характер, была сориентирована на выращивание и первичную переработку хлопка, причем такая ориентация наносила ущерб другим отраслям сельского хозяйства и вела к неблагоприятным экологическим последствиям. В 1990-е гг. посевы хлопчатника сократились, а производство пшеницы и других продовольственных культур возросло. В результате Узбекистан пришел к самообеспечению продовольствием, одновременно произошла структурная перестройка сельского хозяйства на рыночной основе[11, с. 25-26].

В советские времена Узбекистан был поставщиком природного газa, но сколько-нибудь значительных объемов нефтедобычи в республике не было. В 1990-е гг. в этой сфере произошли существенные изменения. Были разведаны большие запасы нефти, и началась промышленная эксплуатация ряда месторождений, что позволило не только обеспечить внутренние потребности Узбекистана, но и приступить к экспорту этого энергоресурса. В результате произошли существенные структурные сдвиги в узбекской экономике: доля топливной отрасли, куда входила и нефтедобыча, значительно возросла. Но, пожалуй, самое главное то, что Узбекистан, обеспечивая себя продовольствием, обрел наряду с продовольственной и энергетическую безопасность. Повысился уровень самостоятельности всей экономики страны. Хотя 50% узбекского экспорта идет через российскую территорию, но степень зависимости его народнохозяйственного комплекса от российского — одна из наименьших на всем постсоветском пространстве.

Наращивание экспорта требует не только производственных мощностей, привлечения новых финансовых, трудовых и природных ресурсов, но и развития системы транспортных коммуникаций. Для Узбекистана последнее обстоятельство особенно важно, поскольку его выходы во внешний мир весьма ограничены. Узбекистан не имеет непосредственного выхода в Россию, а его выход в «дальнее зарубежье» идет через территорию Афганистана, внутриполитическая ситуация в котором не способствует строительству надежных транспортных коммуникаций. В то же время развитие таких коммуникаций, в том числе в обход России, является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов Узбекистана. Как только хотя бы часть из них появится, степень геоэкономической независимости Узбекистана от России усилится, что может найти отражение и в политической форме — в дальнейшем обособлении Узбекистана в рамках СНГ.

Во внутриполитическом плане нынешний правящий режим Узбекистана обладает многими признаками авторитарности, но это не мешает Западу видеть в нем вполне возможного партнера. Это свидетельствует о наличии «двойных стандартов» и о том, что ценности «свободы и демократии» не так уж и важны в реальной политике. Между тем наблюдавшееся в 1990-е гг. постепенное дистанцирование Узбекистана от России имеет под собой не только геоэкономическую основу, но и политические причины. В период перестройки процессы, происходившие на территории России, способствовали определенной либерализации политической ситуации в Узбекистане. После развала СССР подобное либеральное влияние стало рассматриваться узбекской элитой, имевшей советско-партийное прошлое, как вредное для сохранения их собственной власти. От такого влияния следовало избавиться, в том числе и при помощи удаления от его источника.

Вместе с тем следует отметить, что у России и Узбекистана есть много общих интересов в области обеспечения безопасности. Обе страны сталкиваются с угрозой исламского терроризма, борьба с которым требует объединения усилий. Не случайно после серии террористических актов на территории Узбекистана его руководство продемонстрировало готовность к более тесному военно-техническому сотрудничеству с Россией. Узбекистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества, включающей в свой состав Россию, Китай, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.

Россия и Узбекистан поддерживают регулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях. Важным этапом для укрепления двусторонних отношений стало состоявшееся в Ташкенте 16 июня 2004 г. подписание В.В. Путиным и И.А. Каримовым Договора о стратегическом партнерстве между Российской Федерации и Республикой Узбекистан. Ярким свидетельством стремления двух государств развивать партнерские связи на качественно более высоком уровне является заключение 14 ноября 2005 года Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Выход на подписание этого документа стало показателем совпадения интересов наших государств, принявших на себя обязательства по дальнейшему строительству новых отношений на доверительном уровне.

19 июля 2006 года в Министерстве  иностранных дел Республики Узбекистан  состоялась церемония обмена  ратификационными грамотами Договора  о союзнических отношениях между  Россией и Узбекистаном. Обмен  ратификационными грамотами, подписанными  президентами двух стран, и оформление  соответствующего протокола Министром  иностранных дел Узбекистана  В. Норовым и Чрезвычайным и  Полномочным Послом России в  Узбекистане Ф. Мухаметшиным означало  вступление в силу и тем  самым международно-правовое закрепление  принципов союзничества в качестве  основы российско-узбекских отношений[6, с. 12].

Тесная координация поддерживается по линии внешнеполитических ведомств двух государств. На ежегодной основе составляются программы межмидовского сотрудничества России и Узбекистана. В них всегда подчеркивается взаимная заинтересованность в развитии разносторонних партнерских, стратегических, союзнических связей, имеющих под собой прочную экономическую основу, в укреплении безопасности в регионе. По итогам переговоров был достигнут ряд договоренностей, в частности, подписано Соглашение о создании СП «УзРосАвиа» по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24 на базе узбекского Чирчикского авиационного ремонтно-механического завода. Председатель российского правительства был принят Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым.

Вступление Узбекистана в ЕврАзЭС и восстановление его членства в ОДКБ открыло дополнительные возможности для дальнейшего углубления двусторонних связей, взаимодействия в региональных и международных делах.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наращивая двусторонние отношения, Россия и Узбекистан отдают приоритет развитию экономического сотрудничества. В начале марта 2007 года в Москве прошло девятое заседание российско-узбекской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Стороны проанализировали состояние и перспективы торгово-экономического взаимодействия двух стран, нацелили его на всемерное расширение, повышение качественного уровня. Был достигнут широкий спектр договоренностей, с которыми продолжится работа по совершенствованию нормативной базы хозяйственных связей, будет активизировано инвестиционное взаимодействие. Поставлены задачи полнее раскрывать его потенциал в сферах ТЭК, транспорта, информационных технологий, мирного использования атома, медицины, биотехнологий, туризма, наращивать хозяйственные контакты по межрегиональной линии.

Узбекистан является одним из основных торговых партнеров России среди стран Центрально-Азиатского региона. По объему взаимной торговли с Россией Узбекистан находится на 4-м месте среди стран Содружества.

Информация о работе Геополитическое положение Узбекистана на постсоветском пространстве