Геополитическое положение современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение геополитического положения России на современном этапе. В качестве основных задач рассматриваются - определение отношений России с Западом и России с Китаем, а также определение задач российской геополитики.

Содержание

Введение 3
1. Геополитическое положение России 4
2. Россия и страны Запада 8
3. Россия и Китай 11
Заключение 13
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Еще более осложнили  взаимодействия между Россией и  Западом война с Югославией в марте-июне 1999 г. и последовавшие за ней события. У нас восприняли решение о бомбардировках Югославии как покушение на суверенитет независимого государства и попытку Запада, в первую очередь США, диктовать мировому сообществу свою волю в обход ООН, закрепить создание однополярного геополитического порядка и разрушить основы сложившейся после второй мировой войны системы международной безопасности. Таким образом, акция натовских союзников покушалась на коренные принципы российской внешней политики и была расценена как прямая угроза национальной безопасности [6].

Это усилило в нашей  стране чувство небезопасности и "геополитического одиночества", дало новые козыри сторонникам антизападных и изоляционистских геополитических концепций. В результате создаваемая с 1996 по 1998 гг. модель отношений с Западной Европой перестает работать на фоне новой волны антироссийских настроений. Эта разрушительная тенденция не позволяет образовать прочный базис для взаимного сотрудничества с исторически самым важным для России европейским геополитическим ареалом, полноценная замена которому представляется невозможной.

Касаясь геополитических  отношений России и США, сейчас, можно наблюдать то, что главный упор Вашингтон делает на укрепление и развитие своих связей с союзниками по НАТО и Японией, а не Москвой.

В этих условиях американцы все чаще действуют, не считаясь с  интересами России. Об этом свидетельствуют  решение о расширении НАТО за счет бывших союзников СССР, растущее проникновение  США в бывшие советские республики, попытки американского диктата при решении региональных конфликтов (Босния, Kocoво, Ирак, Иран, Корея и т.д.). Хотя Вашингтон продолжает декларировать готовность к сотрудничеству с Москвой, однако на практике США все чаще стремятся решать региональные проблемы без участия России. Особое значение имеет вопрос о расширении состава и функций НАТО, которая под руководством США превратилась в доминирующую военно-политическую структуру в Европе. В результате Россия, не будучи членом НАТО, в значительной степени оказалась в изоляции при решении ключевых вопросов европейской безопасности.

Альтернативой стратегии  военно-политического диалога с  США и американскими союзниками может быть только курс на стратегический союз с Китаем. Но такой союз не может компенсировать выталкивания России из Европы, ведь Пекин не хочет, да и не может защищать европейские интересы Москвы. Конечно же, расширение взаимодействия Российской Федерации с Европейским союзом, Китаем, Индией, Японией, другими крупными державами, наряду с поддержанием ровных отношений с США, будет способствовать укреплению тенденции к формированию многополярной структуры международных отношений.

Роль единственной сверхдержавы требует такой концентрации ресурсов и политической воли, которой Соединенные Штаты не обладают. При всем политическом, экономическом, информационном и особенно военном лидерстве Вашингтона его нынешняя сила не позволяет единолично диктовать мировому сообществу свою волю, установить Pax Americana. Если США изберут курс на приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных отношений Россия - важный партнер Соединенных Штатов. Это позволяет надеяться, что нам удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к геополитической конфронтации, а, в конечном счете обеспечить позитивное взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.

 

3. Россия и Китай

Русскую цивилизацию  издревле тянуло к китайской. Например, расширение познания Китая способствовало развитию русского военного искусства. Считается, что военная стратегия и тактика Александра Невского - синтез опыта лучших вождей Древней Руси и китайской военной классики, заимствованной сложным путем при общении с монголо-татарами, Куликовская битва - образец воплощения Дмитрием Донским теории древнекитайских военных классиков (Сунь-цзы и др.).

В одном из китайских  журналов было написано «В американской стратегии завоевания мира Евразия является основным полем действий. В настоящее время происходят процессы изолирования и окружения, Китай и Россия, которые обладают комплексной мощной силой, являются последней стратегической целью. Будучи странами, которые преследуют единые интересы, а также которые несут важную миссию в мире, КНР и РФ должны совместно сдерживать действия США по давлению на слабые страны, а также укротить стратегические амбиции в создании империи» [7].

Можно сказать, что сближение  Китая и России - это неизбежный результат стратегического давления США, а также выбор, которые стороны  сделали в целях собственного выживания. В противовес комплексной силе стран, Китай и Россия по отдельности значительно отстают от США, и лишь только вместе обладают мощной силой. В экономическом аспекте, КНР и РФ взаимно дополняют друг друга, страны могут избежать энергетическую блокировку и рыночные ограничения со стороны США. После того, как уменьшилась экономическая зависимость Евразийского сообщества от США и Европы, в политическом плане было получено больше свобод. С военной точки зрения, огромная территория, население, многочисленные военные, вместе с тем, Китай и Россия являются общепризнанными ядерными державами, даже Соединенные Штаты во главе с НАТО не смогут создать эффективное географическое окружение. Важно то, что КНР и РФ являются самыми прочными политическими образованиями на евразийском континенте, обладают исторически длительной цивилизацией и совершенной промышленной и сельскохозяйственной базой. Взаимодействие между Китаем и Россией не только будет способствовать продвижению безопасности и развитию двух государств, но и может привлечь внимание других стран на территории Евразии, в том числе Ирана и Пакистана, чтобы нарушить стратегические планы США в регионе.

Тем не менее принципиальные геополитические интересы Китая пока преимущественно направлены не в сторону России, а в Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Юго-Восточной Азии, где он пытается закрепить свои прочные позиции государства-лидера, используя такой благоприятный фактор, как широкое распространение здесь хуа-цяо — многочисленных и предприимчивых китайских диаспор [3].

В перспективе с ростом индустрии КНР потребуются огромные ресурсы промышленного сырья, результатом чего будет осуществляться поворот в сторону сырьевых ресурсов близлежащих районов России — Сибири, Дальнего Востока, а также Казахстана и Центральной Азии, потому что другие ресурсные районы мира уже геоэкономически поделены.

Взаимодействие Китая  и России предоставило базовую гарантию для поддержания мира на планете  в 21 веке. Латинская Америка представляет собой внешнюю силу Евразийского сообщества, Африка - дружественная сила, в Азии также много сторонников. З.Бжезинский в свое время говорил, что сплоченность Евразии - это страшный сон для США. По его мнению, соединение политических сил в Евразии приведет к тому, что Соединенные Штаты не смогут доминировать в мире. Китаю и России следует идти рука об руку и придерживаться единых позиций по большому спектру вопросов.

 

Заключение

Усугубляет положение отсутствие научной концепции геополитических  отношений России: не обозначены и  не защищаются сферы ее интересов.

Самой историей России отведена роль атланта мирового цивилизованного равновесия между Западом и Востоком. Раздробленная, она не сможет выполнить роль мирового силового барьера.

Вывод один - геополитическая  уязвимость России очевидна, более  того, она возрастает, и это особенно опасно в условиях «третьего передела мира», продвижения НАТО к границам России, войн НАТО в Европе.

Причины утраты естественного  лидерства России — в бесконечной  политической борьбе в ее верхах, криминализации экономики, беспрестанных выборных кампаниях, расколе российской политической элиты и др.

Сейчас объединить участников СНГ могла бы некая общая для  всех внешняя или внутренняя угроза или идея, близкая всем без исключения участникам объединения, а также  общий для всех экономический  интерес, который сулит каждому реальную практическую отдачу, выигрыш, прибыль. И еще одно обязательное условие — реальный центр притяжения Россия оказалась в этом центре глобальных перемен и стала крупнейшей зоной нестабильности.

В современном мире для  реализации прочных широкомасштабных торгово-экономических, политических, культурных и иных связей с различными странами или регионами ни Россия, ни какая другая великая держава не нуждается в каких-либо буферах или посредниках в традиционном их понимании. Например, Кавказ или Ближний Восток не следует рассматривать как некий форпост той или иной державы или пассивный объект притязаний третьих стран, поскольку они сами постепенно приобретают статус активных участников мировой политики, отстаивающих собственные законные интересы. В то же время при оценке реалий региона или страны необходимо отказаться от буквалистски понимаемого принципа игры с нулевой суммой, в соответствии с которой экономическое, культурное или иное проникновение другого государства в сферу традиционных интересов, скажем России, автоматически и обязательно ущемляет интересы последней. Вероятно, для решения проблемы действительно должна произойти переоценка ценностей и выбор оптимальной стратегии для интеграции и развития всего мирового пространства центром, которого будет, как и раньше – Россия.

 

Список литературы

      1. Терентий Л.М. Угрозы безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве как следствие влияния ее геополитического положения // Дисс. на соис. канд. полит. наук, специальность: 23.00.02. - Москва, 2004. – 173 с.
      2. Колосов B.A., Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы / Полис., 2000, № 3. – С. 40-61.
      3. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001— 479 с.
      4. Колосов, В.А., Трейвиш, А.И. Новое геополитическое положение России. Доклад Горбачев-Фонда. М., 1992. 
      5. Салмин, А.М. Россия, Европа и новый мировой порядок / Полис, № 2, 1999. - с. 10-31.
      6. Туровский, Р.Ф. Югославский разлом. — Полис, № 4, 1992. - с.74-84.
      7. Е. Вертлиб. Геостратегия Китая и Россия. 12 марта 2012 // http://www.regnum.ru/news/1509859.html

Информация о работе Геополитическое положение современной России