Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:05, реферат
Теперь рассмотрим положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.
На протяжении двадцатого века у японцев было множество концепций развития своего государства, практически каждую из них можно назвать успешной. Япония за сравнительно короткий срок превратилась в страну с развитой экономикой и заняла одно из первых мест в мировой экономической системе. Но ее империалистические планы рухнули вместе с падением фашизма в 40-х годах XX столетия. В память о ее намерениях до сих пор еще не отменена 9-я статья конституции Японии, запрещающая ей иметь «средства войны», включая сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы. В настоящий момент Япония имеет вооруженные силы всех направлений, но с возможностью их применения только внутри страны. До сих пор мировое сообщество опасается того, что территориально небольшая, но экономически развитая и целеустремленная Япония, получив возможность применять военные силы вне своей страны, сможет представлять собой угрозу безопасности многих странам. Поэтому многие начинания Японии в ее военно-политической деятельности в рамках всевозможных международных организаций гасятся предусмотрительными международными лидерами. Но возможно в будущем Японии удастся убедить мировое сообщество в своих мирных намерениях и стать мощной военной державой. Такой поворот событий усилил бы позиции Японии не только в мировой экономической, но и политической сферах.
Отношения Японии и Китая
В настоящее время Япония и Китай готовы оказывать друг другу посильную помощь в решении многих проблем. Отношения между странами нормализовались около 30 лет назад. По словам представителей Японии, это результат усилий обеих сторон. Для дальнейшего мирного сотрудничества необходимо учитывать общий опыт, уроки истории и ранее подписанные документы.
Сегодня отношения двух стран регулируют 3 документа: Совместное коммюнике 1979 года, соглашение "о мире и сотрудничестве" 1978 года и Совместная японско-китайская декларация 1998 года.
Формирование японского империализма, стремительная экономическая и военная экспансия на Дальнем Востоке определили два основных направления японской политики:
- ликвидация неравноправных договоров с западными странами, в геополитике это направление оформилось как азиазизм;
- экспансия во внешние владения Азии, на которые пока не особенно претендовали другие государства.
В японской геополитике условно выделяют независимое и зависимое от германской геополитики направления. Центром независимых геополитических исследований до Второй мировой войны был Императорский университет в Киото. Глава киотосской школы геополитики – С. Комаки, руководитель первой в стране кафедры географии.
Три геополитические доктрины Коноэ Фумимаро:
«Новая структура»
во внутренней политике, расформирование
всех политических партий, замещение
их Императорской ассоциацией
Создание «Великой Восточно-Азиатской сферы сопроцветания».
3. Внешнеполитический
курс, ориентированный на союз
с Германией и Италией,
В мае 2008 года Ху Цзиньтао стал первым китайским президентом, решившим посетить Японию с официальным государственным визитом за последние 10 лет, и призвавшим к усилению сотрудничества двух стран. Совместное соглашение президента Ху и японского премьер-министра Ясуо Фукуды гласит: «Обе страны согласны с тем, что Япония и Китай разделяют большую ответственность за мир во всем мире и развитие в XXI веке».
Китай присоединился к другим китайским странам, таким как Южная Корея, Северная Корея и Сингапур, критикующим японские учебники по истории, которые обеляют военные преступления Японии во время Второй мировой войны, утверждая, что искажения были свидетельством повышения милитаризма в японской политике. Из-за того, что написано в учебниках, в Китае начало расти антияпонское чувство. Это было усиленно растущим чувством китайского национализма и посещением премьер-министра храма Ясукуни, синтоистской святыни, в котором почитаются павшие во время войн, включая 14 военных преступников. Также продолжается спор об островах Сэнкаку, приведший к столкновению китайского и японского правительств.
В апреле 2005 года вспыхнули последние споры, породившие атнияпонские протесты и спорадическое насилие на территории Китая, от Пекина до Шанхая, которые затем перекинулись в Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Шэньян. И хотя Коидзуми открыто сказал в заявлении, сделанном 22 апреля 2005 года в Джакарте, о «сильных угрызениях совести» по поводу военных преступлений Японии, многие китайские наблюдатели расценивают его как недостаточное и не являющееся действительно искренним, так как больше 80 членов Парламента и членов Кабинета министров за несколько часов до этого совершили паломничество в храм Ясукуни.
Кроме того, Китай и Япония постоянно спорят по поводу фактического количества погибших в Нанкине (Наньцзин). Китай утверждает, что, по крайней мере, 300000 гражданских лиц были убиты, Япония же спорит, что умерших было гораздо меньше. Поднимаются вопросы о том, а имела ли место Нанкинская резня вообще. Эти споры вызвали вражду со стороны мирового китайского сообщества, включая Тайвань, в отношении Японии. Эти инциденты легли в основу настороженных отношений к Китаю в японском обществе. Показательным в этом случае является опрос, проведенный также совсем недавно. Согласно результатам опроса, 36% японцев сообщили, что отношения Китая и Японии являются хорошими, тогда как 57% заявили, что они плохие. В Китае 67% респондентов сообщили о хороших отношениях между странами и 29% сказали, что они плохие Причины такого расхождения во мнениях и отношениях сторон могут, с одной стороны, корениться как раз в недавних пищевых отравлениях, а также в том, что японцы сильно опасаются увеличения военной мощи Китая.
Объективно Япония является посредником между США и Китаем, способным повлиять на обе стороны. Именно Япония заинтересована в существовании Чаймерики. Всякий конфликт по принципу «ты за белых или за красных» ей невыгоден. Рвутся налаженные экономические связи, падает производство, банковский капитал оказывается под угрозой избыточного контроля и т.д. Однако, всякое влияние предполагает стратегию и видение идеальной картины. Эту картину мы можем представить, как сохранение японского влияния на США и далее на Европу. То есть, Япония за доминирование США в европейской жизни. В эту картину Китай вписывается довольно легко, поскольку Китай тоже заинтересован в доминировании США в Европе, если США не препятствуют развитию Китая. Зато возникают серьезные противоречия между Китаем и Японией в Юго-Восточной Азии. Однако критическими они могут встать только при условии вытеснения из ЮВА всех остальных игроков – США, Кореи, Европы и Индии. Самый простой способ поддержания равновесия – диверсификация связей. Китай получает рынок в Африке и Латинской Америке, рынок сбыта в Европе, доступ к нефти в Персидском заливе в обмен на сохранение интересов других стран в ЮВА. Эту картину мы сейчас наблюдаем. Вопрос в другом, насколько Япония способна сохранить выгодные для неё правила игры в долгосрочной перспективе. Отношение японцев к китайцам двойственное – смесь презрения с почтением. Япония находится в культурной орбите Китая, но много раз воевала или грабили Китай. Ей по-своему невыгодны слишком сильная Америка, страх перед которой заставил отказаться от рывка и попытки занять первое место в мире, и слишком сильный Китай.
Япония отлично понимает, что ведущая роль в мире недостижима. Более того, нельзя делать ставку на вечную гегемонию США в мире. Все гегемоны когда-то приходят в упадок. Её успехи куда больше держаться на централизации управления, чем успехи Китая. Перед Японией возникает целый ряд угроз, ликвидировать которые она может только через объединение с Китаем в некий союз, способный покончить с властью США в Тихоокеанском регионе. В случае возникновения этого союза, США уходят навсегда с Дальнего Востока. японцы становятся навсегда независимой от Запада нацией. Вопрос только в том, испытывают ли японцы подобную потребность. Скорее всего, да, испытывают. Вся история Японии с первых моментов проникновения европейцев на Дальний Восток – борьба за независимость. Для Японии развал России объективно является выгодным. Взяв Курилы, Сахалин, а, возможно, Камчатку в придачу, Япония получает максимум, позволяющий уйти потом под покровительство Китая. С этого момента США уже не нужны Японии. Как только Япония объединяется с Китаем, высвобождаются много миллиардные расходы, которые страна несет ради сохранения влияния на США. Возникает на сегодняшний день довольно любопытная ситуация. Чем больше Китай развивается, тем выгоднее для Японии раздел России. И одновременно, чем больше Китай развивается, тем менее выгодна для Японии экспансия Китая на юг политическими и, тем более, военными методами. При оформлении союза Дальневосточных государств Япония объективно заинтересована в сохранении границ в ЮВА. Однако, вывести США из этого региона слишком сложно.
Отношения Япония - Россия.
Мы считаем необходимым разделение современных отношений России и Японии на два блока- это отношения в экономическом блоке и территориальные отношения по поводу спорных земель. Далее подробнее рассмотрим эти блоки.
Территориальные проблемы
Современные отношения Японии и России исходят из прошлого этих стран. Ещё в советский период начался конфликт касательно Курильских островов. В данный момент Япония, как и прежде, требует от России передать ей группу южнокурильских островов, которые были присоединены к СССР после окончания Второй мировой войны. «Северные территории» - это острова: Кунашир (Кунасири), Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шпанберга (Шикотан), и группе островов Плоские (Хабомаи), к которой относятся острова Сигнальный (Кайгара), Танфильева (Суйсё), Юрий (Юри), Анучина (Акиюри), Зеленый (Сибоцу) и Полонского (Тараку) . Общая площадь всех островов составляет 5 тыс. кв. км.
В конце 1991 года на фоне распада Советского Союза началось правление Ельцина, Москва приняла твердую позицию, не желая возвращать Японии спорные территории. И хотя Япония решила оказывать России техническую и финансовую поддержку, отношения между ними оставались слабыми.
В 1993 Ельцин совершил визит в Японию. Он не пошел на дальнейшие уступки в споре о «северных территориях» касательно четырёх островов, что находятся к северо-востоку от Хоккайдо, которые являются главным препятствием японо-российских отношений, но согласился исполнить обещание СССР 1956 года вернуть Японии два острова Шикотан и Хабомаи.
В 1994 года министр иностранных дел Японии Хата Цутому посетил Москву. Во время переговоров обе стороны согласились искать решение затянувшихся споров о «северных территориях», но разрешение этого спора в ближайшем будущем не предвидилось. Несмотря на территориальные разногласия, Хата предложил некоторую поддержку в рыночных экономических реформах России.
В 2005 году президент России В.В.Путин выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии двух островов - Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс. Под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий.
Перед своим визитом в Москву в апреле 2008 года премьер-министр Ясуо Фукуда обещал посредством «железной воли» добиться от России передачи спорных островов.
После переговоров Фукуда заявил, что по его мнению прогресс на переговорах был возможен, и посчитал, что позитивное направление вполне могло быть принято. Однако, данный вопрос глубоко не обсуждался, японские критики выдвинули свою версию нежелания России идти на «уступки».
«Территориальный вопрос никогда не сможет быть решён из-за всеобъемлющего национализма, поднимающегося в России», - сказал Сигэки Хакамада, эксперт по российско-японским отношениям из Университета Аояма Гакуин в Токио. – «Россия очень хорошо знает, что политическая база Фукуды очень слаба, поэтому она не готова вести переговоры с ним» .
Перед саммитом Большой восьмерки, проходившем в июле 2008 года в Хоккайдо японские агитаторы, чтобы затронуть вопрос «северных территорий», устроили особый тур для зарубежных журналистов. Было запланировано посещение мыса Носаппу, откуда в ясную погоду хорошо видны Южные Курилы и где специально установлен телескоп, через который японские дипломаты периодически наблюдают за «северными территориями».
Также вопросом спорных островов японская сторона воздействует и на свое местное население. Простые японцы надеются приехать ещё раз на могилы предков или даже берут с собой детей и внуков, чтобы показать им, где жил отец или дед – на тот случай, если эти дети или внуки вдруг смогут вернуться в эти места. Всякий раз, когда Россия и Япония имеют встречи на высшем уровне народонаселение ожидает положительных изменений, но они не происходят.
Нужно отметить, что в данный момент производятся попытки решения территориальной проблемы, так в сентябре 2009 года премьер-министр Японии Юкио Хатояма предложил президенту Дмитрию Медведеву обсудить эту проблему и постараться решить ее "еще в этом поколении". Медведев заявил, что "Россия готова к обсуждению всех вопросов - и вопросов сотрудничества, и наиболее сложных вопросов". Со своей стороны японский премьер сказал: "Я благодарен за ваши слова. Между нашими странами есть территориальная проблема. Мы хотели бы окончательно решить этот вопрос и заключить мирный договор".
Экономическое сотрудничество
С начала перехода России на рыночный путь развития экономики Япония оказала ей финансовую помощь, а позднее был предоставлен кредит для проведения реформ. В целях практической помощи России в Японию для краткосрочного обучения приглашаются специалисты и стажеры. В рамках кредитной политики японская сторона обеспечила кредитованием приобретение в Японии промышленного оборудования для российских предприятий.
Важное значение в экономических связях приобретают научно-технические контакты двух стран. В этой области японская сторона проявляет реальную заинтересованность, так как Россия достигла значительных результатов в сфере фундаментальной и прикладной науки.
Россия продает Японии только лес, рыбу, уголь и цветные металлы. Японская промышленность, машиностроение, электроника в своем техническом развитии ушли столь далеко, что торговля в этих областях может развиваться лишь в однобоком направлении. Нельзя не отметить, что японский массовый товар поступает в Россию не из Страны восходящего солнца, а из японских филиалов в других странах. Несмотря на то что наши страны являются ближайшими соседями, Россия в общем объеме торговли Японии занимает далеко не первое место.