Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа
Каковы бы, однако, ни были предшественники и традиции, многие геополитические, кажущиеся тупиковыми проблемы сегодняшней России решать придется заново, пробуя новые подходы и используя другую тактику. Главная среди них — определение статуса новой России, ее позиции (изоляция, центр силы, что-то иное) в современном многополярном мире и выработка соответствующей линии поведения. Для решения данной проблемы необходимо прежде всего четко представлять динамику совокупной геополитической мощи страны, т.е. суммы сильных и слабых сторон геополитического положения России, на фоне ведущих государств мира и их группировок.[17]
Однако к середине 90-х годов ситуация начинает качественно меняться. Доминирование США в мировом сообществе не только с раздражением воспринимается представителями других потенциальных геополитических полюсов и центров силы, но отнюдь не приветствуется даже среди их союзников. Как подчеркивала в одном из ноябрьских номеров "Washington Post": "По всей Европе, Азии, Латинской Америке и Африке растет убеждение в том, что сосредоточение в руках США огромного политического, экономического и культурного влияния порождает заносчивость, которая неприятна и, может быть, даже опасна". В мировом сообществе все чаще раздаются призывы о "необходимости строительства многополярного мира" и "нового международного порядка". Возникшие и укрепляющиеся в Европе, Азии и Америке новые центры силы и регионы взаимопересекающихся интересов требуют учета их точки зрения в глобальном переустройстве мира.
Существенное, если не определяющее, значение в этом процессе сыграло изменение внешнеполитической концепции России как по отношению к странам Содружества, так и партнерам в "дальнем зарубежье". Если на заре российской независимости существовала вероятность того, что Россия примет прозападную ориентацию и по либеральному отнесется к проблеме безопасности на пространстве бывшего СССР, то к середине 90-х годов такой шанс исчез. Россия не только изменила свою внешнеполитическую ориентацию, сменив "прозападную дипломатию А. Козырева" на "провосточную дипломатию Е. Примакова", но и перешла от ориентации на сотрудничество в рамках СНГ к ставке на собственные усилия. Целью ее политики все больше становится односторонняя, а не взаимная безопасность. Естественно, что такое полярное изменение внешнеполитических приоритетов произошло не случайно. Увеличивающаяся активность США в зонах национальных интересов России, формирование под их покровительством антироссийских альянсов из числа бывших ее союзников; вполне закономерные и оправданные попытки новых независимых государств укрепить свое экономическое и политическое положение, используя географические и природно-ресурсные преимущества; нынешняя экономическая, военная и политическая слабость самой России и объективная невозможность выступать в роли гаранта безопасности в зонах ее национальных интересов - все это слагаемые, повлекшие изменение российского общественного мнения и, как следствие - внешнеполитического курса.
Начиная с середины 90-х
годов все большее число
К середине 90-х годов в
глобальном геополитическом противостоянии
между Россией и США на Евразийском
континенте, во всяком случае, в его
азиатской части, одно из первостепенных
мест заняли внешнеполитические ориентации
Китая и Японии, которые, в свою
очередь, стремились "не упустить благоприятный
момент" и использовать это противостояние
в собственных интересах. Именно
эти обстоятельства приводят к тому,
что, во-первых, место России в Америке,
как, собственно, и место США в
российской внешней политике, все
более отчетливо начинает занимать
Китай, а во-вторых - происходит существенная
корректировка
Начало третьего тысячелетия и нового XXI века можно охарактеризовать как начало формирования принципиально новой модели развития глобальной геополитической системы в мире, предопределяющей установление новых международных и межгосударственных отношений, изменение баланса сил, ресурсов, создание новых условий развития мирового сообщества.
Выборы 2000 года и избрание
Президентом России В.Путина и выборы
2001 года и избрание Президентом США
Джорджа Буша предвещают новые этапы
развития политических, экономических,
финансовых и военных отношений
двух великих держав. Положительные
тенденции в отношениях между
США и Россией стали возможны
благодаря твердой позиции
Для США это позволит:
- перейти от сокращения
к увеличению темпов роста
производства и
- увеличить экспорт в
Россию широкого спектра
В США эти действия приведут к увеличению ВВП, стабилизации на финансовых и фондовых рынках, к росту курса доллара по отношению к евро, а также могут стать гарантией стабильности экономики. США может стать основным торговым партнером России и увеличить товарооборот компаний, продукция и/или услуги, которые они предоставляют, производятся в США или за пределами США, но выпускаются на рынок от имени США.
Наращивание экспорта США в Россию особых возражений не вызовет, так как, во-первых, подобное оборудование и машиностроительные виды продукции в России не производились и не производятся, следовательно, отсутствует товарная конкуренция; во-вторых, устаревшие в России на 60-80% и требующие срочной замены основные производственные фонды приведут в скором времени к падению производства в топливно-энергетической, металлургической, химической и т.д. промышленности, со всеми вытекающими, нежелательными для России негативными последствиями.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: экспорт оборудования из США будет только способствовать резкому подъему экономики России. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что речь идет не только о развитии экономических отношений между США и Россией, а о потенциальных возможностях экономического, финансового и промышленного развития России, ее интеграции в сообщество экономически развитых цивилизованных государств с рыночной экономикой и основами правового регулирования.
Одна из самых главных
проблем, существующих в России - проблема
финансового и фондового
Во-вторых, ввести в оборот
активы, в том числе принадлежащие
государству и являющиеся неоспоримой
собственностью государства. Это позволит
ввести в оборот имеющиеся резервы
и развивать вторичный рынок
капитала, что обеспечит приток в
промышленность России прямых инвестиций,
создать ликвидный рынок ценных
бумаг России и разместить финансовые
инструменты на мировых фондовых
рынках и активно развивать
Экономическое и политическое развитие России и США зависит, прежде всего, от твердой позиции Президента России Владимира Путина и Президента США Джорджа Буша-мл., администрации Президента и Правительства США по оказанию финансовой поддержки в первую очередь американским компаниям, работающим в России и создающим материальную сферу производства, выпускающим товары на рынок от имени американской фирмы и доля США в которых составляет 51% и более процентов. [17]
Бжезинский считает, что
сближение России и США неизбежно.
Партнерство между США и
Какой должна быть и какая на самом деле, позиция России после проведённых взрывов в США 11 сентября? РФ, взяв курс на вталкивание Америки идей, что сотрудничество между нашими странами в области борьбы с терроризмом, является продуктивным и вечным. Но при этом руководство России не учитывает различных причин этого терроризма: Россия борется с отдельно взятым проявлением терроризма на своей территории, пусть даже и этому терроризму способствуют некоторые страны ислама, например, Турция или Саудовская Аравия. Терроризм в России носит ярко выраженный националистический характер и он вырос из осколков империи, бездумного руководства Ельцина и общей ослабленности России, как государства способного бороться с преступниками, которые в данное время совершают террористические акты в Чечне. Этот терроризм, имеет локальный характер, имеет приглушённую религиозную окраску, не имеет особо выраженный антирусский характер, ставит своей конечной целью создание независимого государства, как палестинский терроризм и в конце концов по мере усиления государственности России (или в случае провала политики России на Кавказе - создание государства Ичкерия) может быть побеждён, когда возникнут подходящие условия. Американский терроризм имеет более всеохватывающий, глобальный характер, он состоит из смеси ненависти бедных к богатым, американских эгоцентристских, узконаправленных настроений, национальной спесивости и гордыни империостроительства (в которой американцы обвиняли всех, начиная от Великобритании и Франции и заканчивая Советским Союзом, и в конце концов заболели сами), просчётов внешней политики США и упорного навязывания своих идей и понятий в качестве ориентиров для построения счастья всему миру и отдельным странам. Против этого всеобщего вида терроризма, направленного конкретно против американцев, их образа жизни, их ценностей и идеалов, их навязчивого вмешательства в менталитет целых народов - вот в решении этих причин нынешнее руководство России пытается сейчас помочь США.
Но Россия не способна решить эту проблему, да и Америка бессильна это сделать: только кропотливо переоценив свои ценности, взвесив своё поведение на международной арене за последние 50 лет на весах нравственности и морали, Америка может быть способна решить, или скорее сгладить антиамериканскую направленность терроризма. Россия же, сможет помочь США, только в одном случае: взяв "на себя" часть этой ненависти. В исламском мире после окончания эпохи двухвластия СССР и США, начался процесс отторжения американских идеалов: в начале рухнули советские идеалы, то должны упасть и американские. К сожалению, ход истории заставляет меня сделать вывод, исламские государства на протяжении всей своей истории пользовались благами китайской, индийской, иудейской, европейской цивилизаций, не внося никаких концептуальных новшеств в эти системы, затем, сносили в своей цивилизации следы влияния какой-либо чужеродной цивилизации и начинали пользоваться ориентирами другой цивилизации, ассимилировав или переработав на свой манер опыт и знания предыдущей цивилизации, выдав её за свою собственную (исключение, пожалуй, составляет расцвет мусульманской государственности в 10-12 веках). Характерный пример, - сегодняшняя Турция, которая пошла по этому пути с правления светского Ататюрка.
Россия предлагая всестороннюю помощь США ошибается в выборе: начинается ослабление США, падение веса и роли этой державы. На мировую арену выходят новые гиганты, которые растут на глазах, это объединённая Германия и Китай, необходимо дружить с растущими странами, а не поддерживать падающие. Америка бесспорно, сегодня ещё сильна, но завтра.... Уже ясно, что США теснят и политически, и экономически растущие монстры и её будут продолжать теснить эти гиганты, в начале из своих регионов и сфер влияния, позднее - везде. России нужна такая перспектива, поставив не на того игрока, Россия потеряет и время, и деньги.
Дружить необходимо, но поддерживать нужно не всё. России необходимо использовать момент, для укрепления связей с оттолкнувшимся от позиции защиты США европейским союзом, наладить взаимодействие внутри бывших среднеазиатских республик, организовав азиатские силы быстрого реагирования для совместной борьбы с терроризмом, а не пытаться "всё поставить" на дружбу с Америкой. США, может воспользоваться этой ситуацией по своему, что уже видно, на примере заигрываний с Узбекистаном: используя тактику "выталкивания своих союзников или вернее поверивших в дружбу с США из сфер их влияния" для того, чтобы позднее "придти и занять" их место. И эта политика используется именно к тем странам, которые на определённых исторических этапах поддерживают Америку, т.е. в отношении к своим союзникам, когда ей это было выгодно, для того чтобы занять место этой державы в этом регионе мира, вынуждает Россию ввезаться в бой, для того, чтобы Россия окончательно проиграла Среднюю Азию, ослабела и экономически и политически, окончательно утратив авторитет в мусульманских странах Ближнего Востока и навсегда уйти из этого региона. Вспомним историю: США оставили своих союзников в их проблемах, например, Великобританию на Ближнем Востоке, когда ослабевшая и критически больная Великобритания оставшись одна в решении проблем в этом регионе мира перед Второй Мировой Войной, была вынуждена оставить после этой войны этот регион для того, чтобы США пришли в этот регион в роли победителя.