Геостратегия США в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Каковы бы, однако, ни были предшественники и традиции, многие геополитические, кажущиеся тупиковыми проблемы сегодняшней России решать придется заново, пробуя новые подходы и используя другую тактику. Главная среди них — определение статуса новой России, ее позиции (изоляция, центр силы, что-то иное) в современном многополярном мире и выработка соответствующей линии поведения. Для решения данной проблемы необходимо прежде всего четко представлять динамику совокупной геополитической мощи страны, т.е. суммы сильных и слабых сторон геополитического положения России, на фоне ведущих государств мира и их группировок.[17]

Вложенные файлы: 1 файл

Геостратегия сша в россии.docx

— 100.29 Кб (Скачать файл)

Однако к середине 90-х  годов ситуация начинает качественно  меняться. Доминирование США в  мировом сообществе не только с раздражением воспринимается представителями других потенциальных геополитических  полюсов и центров силы, но отнюдь не приветствуется даже среди их союзников. Как подчеркивала в одном из ноябрьских номеров "Washington Post": "По всей Европе, Азии, Латинской Америке и Африке растет убеждение в том, что сосредоточение в руках США огромного политического, экономического и культурного влияния порождает заносчивость, которая неприятна и, может быть, даже опасна". В мировом сообществе все чаще раздаются призывы о "необходимости строительства многополярного мира" и "нового международного порядка". Возникшие и укрепляющиеся в Европе, Азии и Америке новые центры силы и регионы взаимопересекающихся интересов требуют учета их точки зрения в глобальном переустройстве мира.

Существенное, если не определяющее, значение в этом процессе сыграло  изменение внешнеполитической концепции  России как по отношению к странам  Содружества, так и партнерам  в "дальнем зарубежье". Если на заре российской независимости существовала вероятность того, что Россия примет прозападную ориентацию и по либеральному отнесется к проблеме безопасности на пространстве бывшего СССР, то к середине 90-х годов такой шанс исчез. Россия не только изменила свою внешнеполитическую ориентацию, сменив "прозападную дипломатию А. Козырева" на "провосточную дипломатию Е. Примакова", но и перешла от ориентации на сотрудничество в рамках СНГ к ставке на собственные усилия. Целью ее политики все больше становится односторонняя, а не взаимная безопасность. Естественно, что такое полярное изменение внешнеполитических приоритетов произошло не случайно. Увеличивающаяся активность США в зонах национальных интересов России, формирование под их покровительством антироссийских альянсов из числа бывших ее союзников; вполне закономерные и оправданные попытки новых независимых государств укрепить свое экономическое и политическое положение, используя географические и природно-ресурсные преимущества; нынешняя экономическая, военная и политическая слабость самой России и объективная невозможность выступать в роли гаранта безопасности в зонах ее национальных интересов - все это слагаемые, повлекшие изменение российского общественного мнения и, как следствие - внешнеполитического курса.

Начиная с середины 90-х  годов все большее число российских политиков и политических комментаторов  высказывают подозрения, что Запад и особенно США не считаются с коренными интересами России и пользуются ее слабостью в целях расширения зон собственного влияния. Результат - негативное отношение россиян к США. Проведенный в мае 1997 г. ЮСИА опрос свидетельствует: семеро из каждых десяти россиян полагают, что США "пользуются нынешней слабостью России, чтобы низвести ее до уровня второсортной державы". Не составляет секрета, что и интерес к России в Америке стремительно падает. И если на уровне общественного сознания пока преобладает безразличие, то на политическом уровне все чаще доминирует раздражение, основанное на том обстоятельстве, что "Россия пытается проводить собственную внешнюю политику, особо не считаясь с интересами США". И данное "раздражение" имеет свое геополитическое основание. Слишком высоки ставки в борьбе между Россией и США за сферы влияния и особенно в регионе Евразии, являющемся ключевым с точки зрения геополитики. Трудно не согласиться с З. Бжезинским, который подчеркивает, что "Та держава, которая станет на нем (евразийском пространстве) доминирующей, будет оказывать решающее влияние в двух из трех наиболее развитых в экономическом плане регионах планеты: Западной Европе и Восточной Азии... Страна, доминирующая в Евразии, будет почти автоматически контролировать развитие событий на Ближнем Востоке и в Африке". Отсюда и главная задача - любыми путями добиться доминирующего положения в регионе, что требует, с одной стороны, ослабления позиций России, традиционно доминирующей в нем, а с другой - поиска союзника, с которым можно было бы разделить сферы влияния. Таких союзников в азиатской части Евразийского континента два - Япония и Китай, которые в XXI веке, по всем прогнозам, будут обладать значительным военно-экономическим потенциалом, но, несмотря на это, ни сами по себе, ни в китайско-японском альянсе не смогут выступать в качестве доминирующей силы на всем евразийском пространстве.

К середине 90-х годов в  глобальном геополитическом противостоянии между Россией и США на Евразийском  континенте, во всяком случае, в его  азиатской части, одно из первостепенных мест заняли внешнеполитические ориентации Китая и Японии, которые, в свою очередь, стремились "не упустить благоприятный  момент" и использовать это противостояние в собственных интересах. Именно эти обстоятельства приводят к тому, что, во-первых, место России в Америке, как, собственно, и место США в  российской внешней политике, все  более отчетливо начинает занимать Китай, а во-вторых - происходит существенная корректировка внешнеполитического  курса Японии и ее ориентация на улучшение отношений с Россией и Китаем.

 

Начало третьего тысячелетия  и нового XXI века можно охарактеризовать как начало формирования принципиально  новой модели развития глобальной геополитической  системы в мире, предопределяющей установление новых международных  и межгосударственных отношений, изменение  баланса сил, ресурсов, создание новых  условий развития мирового сообщества.

Выборы 2000 года и избрание Президентом России В.Путина и выборы 2001 года и избрание Президентом США  Джорджа Буша предвещают новые этапы  развития политических, экономических, финансовых и военных отношений  двух великих держав. Положительные  тенденции в отношениях между  США и Россией стали возможны благодаря твердой позиции Президента США Джорджа Буша-мл. и Президента России Владимира Путина, свидетельством чего является Совместное заявление в Генуе, 22 июля 2001 года и привлечь для выработки предложений деловую общественность США и России. В связи с подготовкой материалов к девятому ежегодному собранию членов и правления Совета на тему: "Россия в глобальной экономике: статус и перспективы" и предстоящим переговорам на высшем уровне между Президентами США и России, Джорджем Бушем-мл. и Владимиром Путиным, представляется наиболее рациональным рассмотреть следующие предложения, которые могут способствовать улучшению экономической обстановки как в США, так и в России на взаимовыгодной двусторонней долгосрочной основе.

Для США это позволит:

- перейти от сокращения  к увеличению темпов роста  производства и производительных  сил;

- увеличить экспорт в  Россию широкого спектра машинотехнической продукции, технологического оборудования, производственных перерабатывающих комплексов и т.д.

В США эти действия приведут к увеличению ВВП, стабилизации на финансовых и фондовых рынках, к росту курса  доллара по отношению к евро, а  также могут стать гарантией  стабильности экономики. США может  стать основным торговым партнером  России и увеличить товарооборот компаний, продукция и/или услуги, которые они предоставляют, производятся в США или за пределами США, но выпускаются на рынок от имени  США.

Наращивание экспорта США  в Россию особых возражений не вызовет, так как, во-первых, подобное оборудование и машиностроительные виды продукции  в России не производились и не производятся, следовательно, отсутствует  товарная конкуренция; во-вторых, устаревшие в России на 60-80% и требующие срочной замены основные производственные фонды приведут в скором времени к падению производства в топливно-энергетической, металлургической, химической и т.д. промышленности, со всеми вытекающими, нежелательными для России негативными последствиями.

Из вышесказанного можно  сделать следующие выводы: экспорт  оборудования из США будет только способствовать резкому подъему  экономики России. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что  речь идет не только о развитии экономических  отношений между США и Россией, а о потенциальных возможностях экономического, финансового и промышленного  развития России, ее интеграции в сообщество экономически развитых цивилизованных государств с рыночной экономикой и основами правового регулирования.

Одна из самых главных  проблем, существующих в России - проблема финансового и фондового секторов экономики. Этот очень важный вопрос, который заслуживает особого внимания и прямых переговоров с Владимиром Путиным, как с человеком, больше всего заинтересованным в проведении в России реальных, а не бумажных реформ. Этот вопрос включает в себя, прежде всего, изменения положения банковской деятельности банков-нерезидентов, действующих в России с многими ограничениями. Действие без ограничений в России филиалов или дочерних банков США, всемирно признанного государства, обеспечившего и обеспечивающего 100% гарантии сбережения и возврата денежных средств, принадлежащих вкладчикам или инвесторам, позволит привлечь замороженные в настоящее время денежные средства, принадлежащие гражданам России и хранящиеся у населения, как правило, в американской валюте, на общую сумму примерно 60 миллиардов долларов США и направить их в реальный сектор экономики на решение задач проектного финансирования в наиболее рентабельные проекты.

Во-вторых, ввести в оборот активы, в том числе принадлежащие  государству и являющиеся неоспоримой  собственностью государства. Это позволит ввести в оборот имеющиеся резервы  и развивать вторичный рынок  капитала, что обеспечит приток в  промышленность России прямых инвестиций, создать ликвидный рынок ценных бумаг России и разместить финансовые инструменты на мировых фондовых рынках и активно развивать внешнеэкономическую  деятельность и в итоге избежать прогнозируемого на 2003 год дефолта. Все это приведет к росту финансовой устойчивости и постепенной стабилизации банковской системы, укреплению экономики  российского государства и созданию капитала.

Экономическое и политическое развитие России и США зависит, прежде всего, от твердой позиции Президента России Владимира Путина и Президента США Джорджа Буша-мл., администрации  Президента и Правительства США  по оказанию финансовой поддержки в  первую очередь американским компаниям, работающим в России и создающим  материальную сферу производства, выпускающим  товары на рынок от имени американской фирмы и доля США в которых  составляет 51% и более процентов. [17]

 

Бжезинский считает, что  сближение России и США неизбежно. Партнерство между США и Россией - это естественный процесс, обусловленный  историей и геополитикой, и альтернативы здесь не может быть, особенно для  России. Об этом заявил бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский. "Если посмотреть на геополитическую позицию  России с большим числом довольно враждебно настроенных мусульманских  государств на юге и увеличивающимся  влиянием Китая на востоке, то становится очевидным, что единственный выбор  для России будет ближе к Западу", - отметил американский политик. Для Америки, подчеркнул Бжезинский, более тесное партнерство с Россией означает стабильность в Европе и мире, увеличение взаимного доверия по обе стороны Атлантики. Сближение, по мнению бывшего госсекретаря США, поможет нашим странам решать проблемы, которые представляют общую угрозу. Это, главным образом, терроризм и распространение ядерной угрозы, "поэтому наше сближение - естественный процесс". [2]

Какой должна быть и какая на самом деле, позиция России после проведённых взрывов в США 11 сентября? РФ, взяв курс на вталкивание Америки идей, что сотрудничество между нашими странами в области борьбы с терроризмом, является продуктивным и вечным. Но при этом руководство России не учитывает различных причин этого терроризма: Россия борется с отдельно взятым проявлением терроризма на своей территории, пусть даже и этому терроризму способствуют некоторые страны ислама, например, Турция или Саудовская Аравия. Терроризм в России носит ярко выраженный националистический характер и он вырос из осколков империи, бездумного руководства Ельцина и общей ослабленности России, как государства способного бороться с преступниками, которые в данное время совершают террористические акты в Чечне. Этот терроризм, имеет локальный характер, имеет приглушённую религиозную окраску, не имеет особо выраженный антирусский характер, ставит своей конечной целью создание независимого государства, как палестинский терроризм и в конце концов по мере усиления государственности России (или в случае провала политики России на Кавказе - создание государства Ичкерия) может быть побеждён, когда возникнут подходящие условия. Американский терроризм имеет более всеохватывающий, глобальный характер, он состоит из смеси ненависти бедных к богатым, американских эгоцентристских, узконаправленных настроений, национальной спесивости и гордыни империостроительства (в которой американцы обвиняли всех, начиная от Великобритании и Франции и заканчивая Советским Союзом, и в конце концов заболели сами), просчётов внешней политики США и упорного навязывания своих идей и понятий в качестве ориентиров для построения счастья всему миру и отдельным странам. Против этого всеобщего вида терроризма, направленного конкретно против американцев, их образа жизни, их ценностей и идеалов, их навязчивого вмешательства в менталитет целых народов - вот в решении этих причин нынешнее руководство России пытается сейчас помочь США.

Но Россия не способна решить эту проблему, да и Америка бессильна  это сделать: только кропотливо переоценив свои ценности, взвесив своё поведение  на международной арене за последние 50 лет на весах нравственности и  морали, Америка может быть способна решить, или скорее сгладить антиамериканскую направленность терроризма. Россия же, сможет помочь США, только в одном случае: взяв "на себя" часть этой ненависти. В исламском мире после окончания эпохи двухвластия СССР и США, начался процесс отторжения американских идеалов: в начале рухнули советские идеалы, то должны упасть и американские. К сожалению, ход истории заставляет меня сделать вывод, исламские государства на протяжении всей своей истории пользовались благами китайской, индийской, иудейской, европейской цивилизаций, не внося никаких концептуальных новшеств в эти системы, затем, сносили в своей цивилизации следы влияния какой-либо чужеродной цивилизации и начинали пользоваться ориентирами другой цивилизации, ассимилировав или переработав на свой манер опыт и знания предыдущей цивилизации, выдав её за свою собственную (исключение, пожалуй, составляет расцвет мусульманской государственности в 10-12 веках). Характерный пример, - сегодняшняя Турция, которая пошла по этому пути с правления светского Ататюрка.

Россия предлагая всестороннюю помощь США ошибается в выборе: начинается ослабление США, падение веса и роли этой державы. На мировую арену выходят новые гиганты, которые растут на глазах, это объединённая Германия и Китай, необходимо дружить с растущими странами, а не поддерживать падающие. Америка бесспорно, сегодня ещё сильна, но завтра.... Уже ясно, что США теснят и политически, и экономически растущие монстры и её будут продолжать теснить эти гиганты, в начале из своих регионов и сфер влияния, позднее - везде. России нужна такая перспектива, поставив не на того игрока, Россия потеряет и время, и деньги.

Дружить необходимо, но поддерживать нужно не всё. России необходимо использовать момент, для укрепления связей с оттолкнувшимся от позиции защиты США европейским союзом, наладить взаимодействие внутри бывших среднеазиатских республик, организовав азиатские силы быстрого реагирования для совместной борьбы с терроризмом, а не пытаться "всё поставить" на дружбу с Америкой. США, может воспользоваться этой ситуацией по своему, что уже видно, на примере заигрываний с Узбекистаном: используя тактику "выталкивания своих союзников или вернее поверивших в дружбу с США из сфер их влияния" для того, чтобы позднее "придти и занять" их место. И эта политика используется именно к тем странам, которые на определённых исторических этапах поддерживают Америку, т.е. в отношении к своим союзникам, когда ей это было выгодно, для того чтобы занять место этой державы в этом регионе мира, вынуждает Россию ввезаться в бой, для того, чтобы Россия окончательно проиграла Среднюю Азию, ослабела и экономически и политически, окончательно утратив авторитет в мусульманских странах Ближнего Востока и навсегда уйти из этого региона. Вспомним историю: США оставили своих союзников в их проблемах, например, Великобританию на Ближнем Востоке, когда ослабевшая и критически больная Великобритания оставшись одна в решении проблем в этом регионе мира перед Второй Мировой Войной, была вынуждена оставить после этой войны этот регион для того, чтобы США пришли в этот регион в роли победителя.

Информация о работе Геостратегия США в России