Демографическая ситуация в тамбовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но в последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом. По сути, Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом.

Содержание

Глава 1. Основные демографические показатели
1.2 Рождаемость в демографии
1.3 Смертность населения
Глава 2. Состояние рождаемости и смертности населения в области
2.1.Анализ рождаемости и смертности в области
2.2.Анализ миграции в области
Глава 3. Основные направления изменения демографических процессов в области
3.1 Цели, основные направления и задачи демографического развития Тамбовской области на период до 2025 г.
3.2 Приоритеты демографической политики Тамбовской области
на период до 2025 г..
3.3 Основные этапы и ожидаемые результаты осуществления демографической политики Тамбовской области на период до 2025 г.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

копия.docx

— 701.31 Кб (Скачать файл)

- акцентирование внимания на стимулировании неоткладывания регистрации брака и рождения ребенка с целью предупреждения дальнейшего сдвига рождаемости к более старшим возрастам.

Приоритетами  демографического развития в области  повышения продолжительности жизни  и сокращения смертности являются:

- сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин, формируемого главным образом в трудоспособном возрасте за счет опережающего снижения мужской смертности от причин, связанных с поведенческими факторами риска;

- уменьшение  территориальных  различий   в   продолжительности

жизни на основе сокращения смертности населения в каждой территории области до  уровней, соответствующих  их социально-экономическому потенциалу;

- переход к стабилизации и с этого уровня - к снижению смертности от социально обусловленных причин, предотвратимых при современном развитии социальных институтов (здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки и социального обслуживания и др.), в том числе:

 сокращение уровня  смертности от заболеваний сердечно-сосудистой  системы за счет профилактики  факторов риска, ранней диагностики,  внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение  развития указанных заболеваний,  развития системы восстановительного  лечения и реабилитации больных;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры,  организации  дорожного движения;

сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере  охраны труда к системе управления профессиональными рисками;

сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения  эффективности профилактической работы с гражданами групп риска;

сокращение смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики и  скрининговых программ;

сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования скрининговых программ профилактики и лечения  этих заболеваний;

- сокращение    смертности   в   возрастах   старше 40 лет опережающими темпами для мужчин путем создания условий для осознанного выбора более здорового образа жизни, а также повышения доступности и качества своевременной диагностики и лечения болезней;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков за счет повышения доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов,  их новорожденным детям, проведения профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, организации горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, занятий физической культурой;

- укрепление здоровья населения, создание условий и формирование мотиваций для ведения здорового образа жизни за счет разработки и реализации мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками, развития услуг, предоставляемых санаторно-курортным учреждениями области, развития геронтологической помощи.

Приоритетами  политики в области регулирования  постоянной и временной трудовой миграции являются:

- стимулирование миграции соотечественников из-за рубежа, в первую очередь квалифицированных специалистов и молодежи из стран СНГ и Балтии;

- привлечение  мигрантов в средние специальные и высшие учебные заведения области и молодежь из-за рубежа для прохождения службы в вооруженных силах  по контракту (или альтернативной службы), прежде всего, из стран СНГ и Балтии,   с   последующим   предоставлением   российского   гражданства   в упрощенном порядке и трудоустройством в области;

- стимулирование процесса адаптации, приживаемости и интеграции различных групп мигрантов, прибывших на постоянное место 
жительства   (в   том   числе   вынужденных   переселенцев   и   беженцев)   в 
социально-экономическую и культурную среду области;13

- обеспечение баланса трудовых ресурсов за счет организованной временной трудовой миграции из стран СНГ и Балтии на основе четко обоснованных потребностей в рабочей силе при приоритетном праве на трудоустройство местного населения, а также создание условий для легализации и увеличения доли легальных временных трудовых мигрантов в общей структуре потока трудовых мигрантов;

- стимулирование    усыновления   детей  гражданами области для сокращения    их   вывоза  за  границу;

- создание условий в сфере занятости для уменьшения  выезда из  области за границу молодежи,  женщин, квалифицированных специалистов;

- изменение структуры иммиграционного прироста в сторону увеличения  доли мигрантов;

          - создание условий для прекращения миграционного оттока населения.

3.3 Основные  этапы и ожидаемые результаты  осуществления демографического развития Тамбовской области на период до 2025 г.

Осуществлять демографическое развитие области на период до  2025 г. планируется поэтапно.

На первом этапе (в 2007-2010 г.г.) планируется реализовать меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций, в том числе основную часть мероприятий по снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных семейно ориентированных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по государственной адресной материальной поддержке семей, имеющих детей, включая проведение индексации пособий этим семьям с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению, материальной поддержке замещающих семей.

На этом этапе планируется  разработать региональную программу  демографического развития области, согласованную  с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов   в сфере образования,

здравоохранения,     жилищной     политики,    развития сельского   хозяйства, которая должна быть обеспечена необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением, и приступить к ее реализации.

Предполагается также  разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению  профессиональных заболеваний, улучшению  условий труда, по содействию занятости  женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности области.

По итогам реализации мероприятий  первого этапа к концу 2010 г. предполагается:

замедлить темпы естественной убыли населения и не допустить  снижения  численности населения  ниже уровня 1090,8 тыс. человек; увеличить   показатель    ожидаемой продолжительности жизни до 67 лет; по сравнению с 2006 годом увеличить суммарный коэффициент рождаемости до уровня 1,4; снизить материнскую смертность на 100 тысяч родившихся живыми    с   42   в 2007 г.  до 32,0  в 2010 г.  и  младенческую смертность с 9,5 в 2007 г. до 8,5 в 2010 г. на 1000 родившихся живыми; приостановить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

На втором этапе (2011-2015 г.г.) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Особое внимание будет уделено внедрению программы здорового образа жизни, специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными и опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний.

К 2015 г. предусматривается  существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения самосохранительное поведение.

По итогам реализации второго  этапа предполагается к 2015 г.: сохранить  численность  населения  на  уровне  не  ниже  1084,1  тыс. человек;

увеличить показатель ожидаемой  продолжительности жизни  до 68 лет; по сравнению с 2007 г. увеличить суммарный  коэффициент рождаемости до 1,7, снизить коэффициент материнской смертности  до 21  и коэффициент младенческой смертности до 7; уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

На третьем этапе (2016-2025 г.г.) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и  программ на демографическую ситуацию принимать превентивные меры по сбережению населения.

В связи со значительным уменьшением к этому периоду  численности женщин репродуктивного  возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение второго  и третьего ребенка.

С целью замещения в  результате возможного сокращения рождаемости естественной убыли населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное жительство в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 г. предполагается:

обеспечить рост численности  населения (в том числе за счет замещающей миграции) до уровня 1117,1 тыс. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 69 лет; по сравнению с 2006 г. увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,8; снизить уровень смертности; остановить процесс миграционной убыли населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С начала 1990-х годов демографическое  развитие России вступило в период кризиса, охватившего все основные демографические процессы: рождаемость, смертность и миграцию населения. Современные  тенденции воспроизводства населения  России породили беспокойства о будущем  демографическом развитии страны и  привлекли внимание общественности.

Демографические процессы можно  рассматривать как реакцию людей  на условия их жизни, либо как стремление приспособиться к этим условиям в  соответствии со своими потребностями.

Неблагоприятные тенденции  в экономике и обществе привели  к замене двухдетной модели репродуктивного  поведения на однодетную, к массовому  распространению бездетности и  к дестабилизации института брака. Падение уровня жизни, ухудшение  здоровья и повышение у населения  доли хронических больных, могут  привести к скачкообразному снижению продолжительности жизни.

Население отдельных регионов страны меняется не только в результате рождаемости и смертности, но и миграции. Современные тенденции миграции создают высокое демографическое давление на города с их бедной инфраструктурой и ограниченными ресурсами жилья. К этому следует добавить испытываемые мигрантами трудности адаптации, недостаток рабочих мест, социальную конкуренцию за ограниченные блага с местным населением.

Если всмотреться в  основное направление политики государства, сосредоточенное на повышение уровня рождаемости, то можно заметить, что  кроется она именно в социально-экономической  сфере, а не в тенденции глобализации мирового общества, и стремление женщин ни в чем не отставать от мужчин. Следовательно, можно определено сказать, что в основу концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а затем и самой программы, должны быть положены принципы стимулирование рождаемости, развитие сети детских, дошкольных учреждений, широкое применение семейных форм воспитания сирот и детей, оказавшихся без родительского попечения. Кроме этого, для реального решения проблемы рождаемости требуется сформировать здоровый образ жизни у населения, занять молодежь физкультурой и спортом, оградить ее от алкоголизма и наркомании, создать новые рабочие места и обеспечить людям безопасные условия труда, помочь молодым семьям в приобретении жилья. К этому можно добавить практически все меры, обеспечивающие населению высокое качество жизни – от газификации села и дорожного строительства до улучшения экологической обстановки и повышения транспортной безопасности. И не стоит забывать о высоком уровне смертности населения в наши дни, не контролируемой миграции, "старении" нации. Эффективность данной концепции будет только в том случае, когда демографическая проблема будет решаться комплексно, а не в одной ее части.

Но в тоже время, при  переходе на новый уровень демографического развития, а, следовательно, и переход  в другое, благоприятное состояние  социально-экономической и экономической  сферах жизни населения, потребует  огромное привлечение финансовых, человеческих и прочих ресурсов, которыми, к сожалению, Российская Федерация не располагает, на данном уровне развития, либо располагает, но нет возможности их задействовать.

Всё выше упомянутое носит  материальную часть проблемы, но не следует забывать и о психологическом  факторе, который тоже оказывает  огромное влияние. Менталитет русского человека построен таким образом  что он решает проблему в момент ее появления, а не в предпосылке, данная ситуация еще раз это подтверждает. Поэтому для внедрение концепции  развития России нужно помимо выше перечисленного ответственно подойти  и внедрять данную программу учитывая быт, культуру и менталитет граждан  Российской федерации. И я не сомневаюсь в том, что если подойти к решению  проблемы со всех сторон, то мы сможем в скором времени решить проблему демографии и построить действительно  социальное правовое государство, т.е. то, в котором конституционные  принципы соблюдаются всеми, и равны  для всех не на словах, а на деле.

Информация о работе Демографическая ситуация в тамбовской области