Информационные войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследований в области информационных войн (ИВ), многогранность форм и методов этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны (ИПВ). Не секрет, что в наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Информационная война: истоки, виды и цели информационного противоборства........................................................................5
1.1 Информационная война: определение и сфера деятельности ...........5
1.2 Составные части информационной войны.........................................12
1.3 Цели информационной войны.............................................................14
1.4. Методы информационной войны.......................................................21
Глава 2.Последствия информационной войны........................................27
Заключение..................................................................................................31
Список использованной литературы.........................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по геополитике.docx

— 61.88 Кб (Скачать файл)

"Эффект резонанса"  достигается, когда тому или  иному факту, проблеме или психологической  установке придается искусственно  преувеличенное значение, которое  по мере продвижения в культурное  ядро, диссонирует и разрушает существующую в обществе систему ценностей. Диссонанс достигается при раздувании одной из уже существующих моральных норм, которые в определённых рамках сами по себе помогают обществу.

Крупномасштабное информационное противостояние между общественными  группами или государствами имеет  целью изменить расстановку сил  в обществе.

Как указывают американские военные эксперты, ИВ состоит из действий, предпринимаемых с целью  достижения информационного превосходства  в обеспечении национальной военной  стратегии путем воздействия  на информацию и информационные системы  противника с одновременным укреплением  и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры.

Информационное превосходство  определяется, как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Оно может быть также определено и как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.

Информационное превосходство  позволяет иметь реальное представление  о боевой обстановке и дает интерактивную  и высокоточную картину действий противника и своих войск в  реальном масштабе времени. Информационное превосходство является инструментом, позволяющим командованию в решающих операциях применять широко рассредоточенные построения разнородных сил, обеспечивать защиту войск и ввод в сражение группировок, состав которых в максимальной степени соответствует задачам, а также осуществлять гибкое и  целенаправленное материально-техническое  обеспечение.

Информационное противоборство осуществляется путем проведения мероприятий  направленных против систем управления и принятия решений (Command & Control Warfare, C2W), а также против компьютерных и информационных сетей и систем (Computer Network Attack, CNA).

Деструктивное воздействие  на системы управления и принятия решений достигается путем проведения психологических операций (Psychological Operations, PSYOP), направленных против персонала и лиц, принимающих решения и оказывающих влияние на их моральную устойчивость, эмоции и мотивы принятия решений; выполнения мероприятий по оперативной и стратегической маскировке (OPSEC), дезинформации и физическому разрушению объектов инфраструктуры. Вообще, по словам некоторых экспертов, попытки в полной мере осознать все грани понятия информационной войны напоминают усилия слепых, пытающихся понять природу слона: тот, кто ощупывает его ногу, называет его деревом; тот, кто ощупывает хвост, называет его канатом и так далее. Можно ли так получить более верное представление? Возможно, слона-то и нет, а есть только деревья и канаты. Одни готовы подвести под это понятие слишком много, другие трактуют какой-то один аспект информационной войны как понятие в целом. Однако проблема поиска надлежащего определения этому явлению весьма серьезная и требует, на наш взгляд, детальнейшей и серьезной проработки. В противном случае можно вполне разделить незавидную участь черепахи из басни С.П. Расторгуева, которая "не знала и уже никогда не узнает, что информационная война - это целенаправленное обучение врага тому, как снимать панцирь с самого себя"6.

1.4. Методы информационной  войны

Спецификой информационной войны является комбинированный  характер. Основные боевые действия ведутся  в социо-культурной сфере экономики: образование, СМИ, наука, охрана природы, силовые ведомства, органы управления государством.

Для закрепления контроля применяются различные методы:

1. экономический контроль за счёт создания искусственных финансовых кризисов – выход, получение "льготных" кредитов, которые выделяются МВФ. Для получения кредита нужно выполнить ряд обязательств, как правило, заведомо невыполнимых. (Венесуэла и др. государства).

2. Скрытие существенной информации.

Этот метод состоит  в умалчивании информации, существенно  влияющей на принятие решения или  просто интересной обществу. 
Монополия на этот метод принадлежит, конечно же, государству.  
"Она утонула" - более современный пример применения того же метода. 
В телеэфире этот метод применяется при рекламе чудодейственных лекарств, о чьих побочных эффектах рекламодатели сообщить забывают.

3. Информационный мусор.

Этот метод состоит  в том, что, если спрятать совсем нужную информацию нельзя, ее погружают в огромный поток пустой информации. 
"Где умный человек прячет лист? В лесу". Так писал Честертон довольно давно, но принцип этот до сих пор с успехом применяется в информационных войнах. Если вы не хотите, чтобы человек имел доступ к качественной информации, а скрыть ее не можете, забейте его информационные каналы мусором. Отсюда фактическое поощрение мусора в почтовых ящиках, спама, телефонного обзвона с рекламными предложениями.

Сюда же примыкает обилие бессмысленных репортажей и шоу  на телевидении. Вещать надо много часов, качественную информацию делать трудно, вот и гонят, что попало.

Идеальным примером применения этого метода является ежегодное  общение Президента с народом  через средства массовой информации. Заранее формируется пакет безобидных вопросов, на которые Президент с явным удовольствием подготавливает пространные ответы, а реальные вопросы не проходят через кордоны милиции.

4. Смещение понятий.

Этот метод состоит  в том, что общепризнанный термин используется не по назначению, и его  смысл в общественном сознании смещается.

5. Отвлечение внимания.

Этот метод состоит  в том, что внимание человека, выбирающего  информацию, привлекается к незначимым событиям, отвлекая его от существенных событий.

Этот принцип взят на вооружение желтой (и не только) прессой для  привлечения внимания аудитории  к незначимым новостям за счет броских  заголовков и тем самым отвлечения внимания от реально значимых новостей. Хрестоматийный пример – "Наташа Королева сбита автомобилем". Это - заголовок  статьи про то, что жительница Томска с этими, вполне распространенными, именем и фамилией действительно  попала под машину. Но заголовок  на первой странице, а новость –  внутри газеты. Купи – и прочти.

В эту же категорию попадают бесконечные новости по телевидению  о пожарах, наводнениях и переворотах  во всех странах, кроме одной (угадайте, какой именно).

6. Применение ничего не  значащих понятий.

Этот метод состоит  в использовании понятий, находящихся  на слуху, но не имеющих определения, и, в сущности, не имеющих смысла. 
"Духовность" - классический пример. Вообще говоря, бездуховных людей не бывает. Имеется ли в виду под "бездуховностью" необразованность, невоспитанность, атеизм или еще что-то, непонятно. Наиболее вероятно, что так клеймится приверженность к позиции, отличной от позиции говорящего, но звучит красиво.

Непревзойденным виртуозом  потока бессмысленной информации был  во времена своего генсекства М.С. Горбачев. 

7. Негативная информация сама себя продает, а за позитивную кто-то должен платить.

Этот метод состоит  в том, что негативная информация получает приоритет над позитивной. Он практически приведет к самоуничтожению СМИ как источника информации. Напомню, что в конце 70-х никто СМИ за серьезный источник информации не считал, и даже ярый диссидент Солженицын с придыханием описывал в "В круге первом", как его герой умел извлекать информацию из межстрочных промежутков газеты "Правда". 
Сегодня по инерции, полученной в эпоху гласности, некоторым кажется, что сейчас информация в СМИ есть. Спешу их разочаровать. Никакая достоверная позитивная информация, не связанная с государственными органами, сегодня в СМИ попасть по определению не может. Эпоха джинсы научила работников пера и камеры, что за публикацию позитивных сведений с их героев можно (а, значит, и нужно) брать деньги. Достоверность информации к этому процессу отношения не имеет и отбрасывается в первую очередь. 

Реальный случай, когда  бизнесмен заказал в популярной газете "Московский Богомолец" негативную статью о своем бизнесе, поскольку  понимал, что на позитивную никто  не обратит внимания. 
Все это к тому, что реальную позитивную информацию на телевидение не пропихнешь по определению. За эфир позитивной информации надо платить, что в случае достоверной информации – практически нонсенс. 
С другой стороны, негативная информация идет на ура и бесплатно. Считается, что народу интересно знать и видеть ужасы катастроф, стихийных бедствий и так далее.

8. Ссылка на несуществующие  основания.

Этот метод состоит  в том, что информация представляется достоверной на основании, которое  не имеет никакого реального смысла. 
Шампунь хорош, потому что увеличивает шелковистость волос на 34% - типичный пример. Кто и как меряет шелковистость, остается на совести рекламщиков, а звучит – красиво. Известны случаи формирования профессиональных ассоциаций с красивыми названиями только для того, чтобы их рекомендации прозвучали в рекламе. Никакого реального тестирования свойств продукта при этом даже не предусматривается. 
Отдельного обсуждения заслуживают рейтинги. Жульничество, в них заложенное, заметно невооруженным глазом. Пострадавших сторон две – PR бюджеты больших компаний, покупающиеся на эти рейтинги (да и Бог с ними), и, что гораздо обиднее, ни в чем не повинные зрители. Им не только приходится смотреть на все телебезобразие, но и, кроме того, размышлять, что же с ними не так, если всем передача нравится, а их она коробит.  
Забавный пример этого метода я вижу в книжных магазинах, где с недавних пор появилась полка бестселлеров. Большинство книг, на ней располагающихся, по-моему, просто невозможно читать – не из-за содержания, а из-за неимоверных усилий, которые требуется для продирания через новорусский язык, на котором они написаны. Яркий представитель таких бестселлеров книги О.Робски. Я уверен, что если бы они не лежали на полке бестселлеров, их никто не купил бы. Но человеку свойственна неуверенность в своем вкусе.

9. Информационные табу.

Этот метод состоит  в том, что информация по некоторым  вопросам считается запрещенной  по определению. Он отличается от умалчивания  тем, что о наличии такой информации всем известно, но сама она скрывается.

10. Прямая ложь.

Этот метод состоит  в распространении информации, заведомо ложной даже с точки зрения ее распространителя.

Особо популярна так называемая "ложь во спасение". Например, народ не надо волновать тысячью заложников, поэтому дадим цифру поменьше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Последствия информационной войны

Взрыв нескольких гранат нельзя назвать войной, кто бы их не бросал. Взрыв нескольких водородных бомб - это уже и начатая и завершенная война. Информационную пропаганду 50-ых, 60-ых годов, которой занимались СССР и США, можно сравнить именно с несколькими гранатами. Поэтому никто не называет прошлое противостояние информационной войной, в лучшем случае оно заслуживает термина "холодная война". День сегодняшний, с его телекоммуникационными вычислительными системами, технологиями кардинально изменил окружающее пространство. Отдельные информационные ручейки превратились в сплошной поток. Если ранее было  возможно "закрыть" конкретные информационные каналы, то сегодня все окружающее пространство информационно адаптировалось. В результате проблема защиты информации, которая ранее была как никогда актуальна, перевернулась подобно монете, что вызвало к жизни ее противоположность - защиту от информации. Почему надо защищать информационную систему от информации? Потому что любая поступающая на вход системы информация неизбежно изменяет систему. Целенаправленное же, умышленное информационное воздействие может привести систему к необратимым изменениям и к самоуничтожению. Поэтому информационная война - это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере.

Исходя из приведенного определения  информационной войны, применение информационного  оружия означает подачу на вход информационной самообучающейся системы такой  последовательности входных данных, которая активизирует в системе  определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия - алгоритмы генерации  алгоритмов.

Создание универсального защитного алгоритма, позволяющего выявить системе - жертве факт начала информационной войны, является алгоритмически неразрешимой проблемой. К таким же неразрешимым проблемам относится выявление факта завершения информационной войны. Однако, несмотря на неразрешимость проблем начала и окончания информационной войны, факт поражения в ней характеризуется рядом признаков, присущих поражению в обычной войне. К ним относятся:

1) включение части структуры  пораженной системы в структуру  системы победителя (эмиграция из  побежденной страны и в первую  очередь вывоз наиболее ценного  человеческого материала, наукоемкого  производства, полезных ископаемых);

2) полное разрушение той  части структуры, которая отвечает  за безопасность системы от  внешних угроз (разрушение армии  побежденной страны);

3) полное разрушение той  части структуры, которая ответственна  за восстановление элементов  и структур подсистемы безопасности, разрушение производства, в первую очередь, наукоемкого производства, а также научных центров и всей системы образования; прекращение и запрещение разработок и производств наиболее перспективных видов вооружения);

4) разрушение и уничтожение  той части структуры, которая  не может быть использована  победителем в собственных целях;

5) сокращение функциональных  возможностей побежденной системы  за счет сокращения ее информационной  емкости (в случае страны: отделение  части территории, уничтожение части  населения).

Обобщив перечисленные признаки, можно ввести понятие "степень  поражения информационным оружием", оценив ее через информационную емкость  той части структуры пораженной системы, которая либо погибла, либо работает на цели, чуждые для собственной  системы. Информационное оружие даст максимальный эффект только тогда, когда оно применяется по наиболее уязвимым от него частям ИСС. Наибольшей информационной уязвимостью обладают те подсистемы, которые наиболее чувствительны к входной информации - это системы принятия решения, управления. На основании сказанного можно ввести понятие информационной мишени. Информационная мишень - множество элементов информационной системы, принадлежащих или способных принадлежать сфере управления, и имеющих потенциальные ресурсы для перепрограммирования на достижение целей, чуждых данной системе. Исходя из определения информационной мишени, намечаются основные направления работ, как по обеспечению ее безопасности, так и по повышению ее уязвимости. Например, для того, чтобы повысить уязвимость противника, следует максимально расширить его информационную мишень, т.е. подтолкнуть его на включение в мишень как можно больше равноправных элементов, причем желательно открыть доступ в сферу управления таким элементам, которые легко поддаются перепрограммированию и внешнему управлению. Заставить противника изменить свое поведения можно с помощью явных и скрытых, внешних и внутренних информационных угроз. Причины внешних угроз в случае целенаправленного информационного воздействия (в случае информационной войны) скрыты в борьбе конкурирующих информационных систем за общие ресурсы обеспечивающие системе допустимый режим существования.

Информация о работе Информационные войны