Исламский экстремизм и Россия в историко-социологическом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:56, реферат

Краткое описание

Россия в сложном переплете нынешних взаимоотношений Восток-Запад занимает свое особое место. Как писал еще в 1915 г. Николай Бердяев, «Россия не может определять себя как Восток и противополагать себя Западу. Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем». И позже, уже в 1946 г. он пояснял, что «в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад… Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира».

Вложенные файлы: 1 файл

Исламский экстремизм и Россия.docx

— 43.08 Кб (Скачать файл)

Сыграли свою роль и создание на мусульманских территориях национально  – государственных автономий (у  большинства мусульман СССР –  впервые в истории), и поощрение  развития (пусть с известными ограничениями) традиций местной самобытности. Бесспорно  и то, «что в течение десятилетий  происходило «врастание» мусульманской  элиты в социальную систему советского общества». Мусульмане СССР одобряли советскую  помощь антиколониальным и антизападным движениям. Так что вполне логична  была в СССР изумлявшая западных авторов  «удивительная терпимость по отношению  к исламу». И все это не исчезло, да и не могло исчезнуть после 1991 г. Более того, наследие и дореволюционных, и советских времен продолжает жить на постсоветском пространстве.

В целом, несмотря на развал СССР и порожденные распадом кризисные  явления во всех сферах жизни России и СНГ, «социум общей судьбы»  устоял, хотя процесс его возрождения  и укрепления серьезно тормозится событиями  в Чечне. Учитывая системный кризис, поразивший одновременно сферы экономики, политики, идеологии и морали на всем постсоветском пространстве, а также – бесчисленные конфликты, территориальные споры, извлеченные из глубин истории ссоры и взаимные претензии народов СССР, надо удивляться, что во всем этом хаосе и сплетении трагедий исламо-экстремизм не сыграл значительной роли и не занял заметного места. Тем не менее, его проявления имели место почти повсюду, а исламский фундаментализм и сейчас еще имеет некоторые позиции среди мусульман Поволжья и Дагестана (в основном – как выражение оппозиции молодого поколения, пока еще находящегося в меньшинстве, традиционно мыслящему большинству). Более серьезная роль исламских фундаменталистов (неточно именуемых «ваххабитами») в Чечне и в Средней Азии преимущественно связана с сильнейшим влиянием идейной, финансовой, военной и кадровой поддержки международных кругов исламского фундаментализма (т.н. «зеленого интернационала», организации «Аль-Каида» Усамы Бен Ладена и т.п.), а также – его тайных союзников. Среди них – и правящие круги некоторых мусульманских государств, и, очевидно, многие неформальные религиозные структуры (от суфийских братств до различного рода международных мусульманских фондов), да и некоторые круги Запада, с начала событий 1979 г. в Афганистане и Иране рассчитывавшие вытеснить СССР и вообще коммунизм с Востока руками исламо-экстремистов, а затем – решить с их помощью свои проблемы на Балканах (в Боснии, Албании, Косово, Македонии, Черногории), в Африке (вытеснив Францию из Магриба, Ливии и Египта) и на Ближнем Востоке (противопоставив исламо-экстремистов баасистам в Ираке и Сирии, светским националистам в Ливане и Палестине, курдскому движению в Турции, Иране и Ираке).

Международный аспект исламо-экстремизма в Чечне и Средней Азии ныне доминирует. Но было бы неверным игнорировать внутренние его корни, сыгравшие определенную роль на первых порах, прежде всего – экологические бедствия (например, фактическую гибель Аральского моря), массовую безработицу в начале 90-х годов и небывалое падение производства (в Чечне – на 4/5), лояльную в отношении совпартаппарата прежнюю позицию старого духовенства, препятствовавшего религиозному самовыражению молодых националистов. В Чечне к этому добавился высокий уровень организованной преступности вследствие криминализации тейпово-вирдовой (т.е. конфессионально-клановой) системы, о также – живучести тяжелых воспоминаний о Кавказской войне 1817–1861 гг. и депортации 1944–1956 гг.

Чеченский фактор, используемый противниками и конкурентами России, безусловно представляет опасность для ее целостности. Однако, бросив ретроспективный взгляд в прошлое, можно признать, что «социум общей судьбы» вторично (после 1917–1922 гг.) испытывается на прочность и в основном (к сожалению, не во всем) выдерживает это жестокое испытание. Если тенденция последних лет продолжится, исламо-экстремизм в России не будет иметь никаких шансов. На это работают давние межцивилизационные контакты и взаимодействие России и ислама. В самой России мусульман и немусульман ежедневно (уже в течение почти тысячи лет) сближают география, история, экономика, политика и геостратегия, взаимовлияние и взаимопонимание, основанные на взаимной учебе и взаимном уважении в процессе совместной жизни.

Таким образом, проблема исламо-экстремизма наших дней неотделима от состояния отношений Востока и Запада. Полное урегулирование этих отношений возможно лишь в результате кардинального разрешения противоречий, накопившихся в результате многовекового соперничества, войн и колониализма. На этом пути делаются лишь первые шаги и отнюдь не главной державой Запада. Что касается отношений России и Востока, России и ислама, то их специфика и своеобразие требуют иной оценки и иного подхода. Основная причина их неурегулированности (относительной) – негативное воздействие извне. Иными словами, разрешение еще имеющихся проблем во многом зависит от будущих успехов внешнеполитической стратегии России.

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990
  2. О России в русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990
  3. «Евразийство: теория и практика». М., 2001
  4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989
  5. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995
  6. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995
  7. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1965
  8. Рашитов Ф.А. История татарского народа с древнейших времен до наших дней. Саратов, 2001
  9. Вопросы истории. 1993, №1, с. 35–36.
  10. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке (середина XIX в. – 1908 г.). М., 1975
  11. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М., 1972
  12. Социальный облик Востока. М., 1999, с. 56–57
  13. Социальный облик Востока. М., 1999, с. 362–364
  14. Вопросы истории. 1993, №1, с. 38–39;
  15. Восток, 1991, №5, с. 52–63;
  16. Новая газета, 11–13.02.2002.
  17. Известия, 15.10.2001; Новая газета, 11–13.02.2002.
  18. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М., 2001
  19. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 1994
  20. Азия и Африка сегодня. 2001, №4, с. 33–34.
  21. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998

Информация о работе Исламский экстремизм и Россия в историко-социологическом аспекте