Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, реферат
1. Конституции кантонов и их особенности.
2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина.
3. Конституционные основы общественного строя.
4. Выборы, отзыв, референдум.
5. Государственные органы.
1. Конституции кантонов и их особенности.
2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина.
3. Конституционные основы общественного строя.
4. Выборы, отзыв, референдум.
5. Государственные органы.
1.Конституции кантонов и их особенности.
Конституционное развитие.
Швейцария со многих точек зрения, включая и конституционно-правовую, представляет собой хотя и небольшое, но весьма оригинальное государство. Она никогда не имела монархической формы правления, не переживала периода абсолютизма, всегда отличалась децентрализованным управлением и высокой степенью развития непосредственной демократии. В стране равноправны четыре языка, и мы не случайно в названии посвященной ей главы указали оба термина — государственное право и конституционное право. Первый употребляется в немецкоязычной части страны, а второй — в остальных ее частях.
Впрочем, и название швейцарского
государства на этих языках существенно
различается. Если на романских языках
оно именуется Швейцарской Конфедерацией
(по-французски, например, Confederation
В своих международных отношениях Швейцария придерживается политики постоянного нейтралитета, который после наполеоновских войн был в 1815 г. гарантирован Россией, Великобританией, Францией, Пруссией и Испанией.
В том виде, в каком
в настоящее время существует
Швейцария, она сложилась к 1848 г. в результате
гражданской войны, развязанной годом раньше
Лишь со второй попытки Конституция 1848г.
была изменена указанным образом. Первая
была предпринята в 1872г.: на референдуме 29
мая этого года 260 859 проголосовавших сказали
«нет» пересмотру, тогда как в пользу «да»
высказались 255 606 избирателей; 13 кантонов
проголосовали против пересмотра, а девять— ответили
утвердительно. Основная причина отклонения
проекта — слишком централистский
При всем разнообразии внесенных в Конституцию изменений
в её развитии можно выделить, по крайней мере, две заметные тенденции — усиление центральной власти и расширение перечня прав и свобод.
Общая характеристика действующей Федеральной конституции.
Прежде всего, следует
оговориться в отношении
ранее. Французский термин
«federal» может иметь и такое значение. Не
всякий государственный союз есть федерация, но
всяк федерация есть государственный союз.
Поэтому термин союзный применим и к конфедерации,
и к федерации, и к иным государственным
объединениям, именующим себя союзом.
Немецкий текст Конституции при
И хотя, следуя современным
(главным образом, газетным) традициям,
мы говорим о Федеральной
Обращаясь к основным
Раздел третий, состоящий
всего из семи статей, определяет порядок
пересмотра Конституции. Переходные положения,
насчитывавшие на 1 апреля 1994 г. 19 статей
с текстом (всего же 24 статьи), регулируют очень
Регулируемое Конституцией
политико-территориальное
Что же касается формы правления,
то определить ее непросто. Хотя коллегиальный
орган — Федеральный совет
— соединяет функции и
По способу изменения
Конституция Швейцарии
Полный пересмотр, согласно ст. 119 Конституции, производится только законодательным путем. Если одна из палат Федерального собрания вынесет постановление о полном пересмотре, а другая с этим не согласится, или полного пересмотра потребуют 100 тыс. избирателей, то вопрос о том, должен состояться пересмотр или нет, передается на голосование швейцарского народа. В случае положительного ответа большинства проголосовавших избирателей на этот вопрос обе палаты подлежат переизбранию, чтобы приступить к полному пересмотру Конституции (ст. 120). Идея полного пересмотра выдвигалась неоднократно, однако только 8 сентября 1935 г. состоялся референдум относительно его необходимости, на котором решение избирателей было отрицательным.
В 1965 г. обе палаты согласились с необходимостью полного пересмотра, однако процедура подготовки его продолжается сих пор, отличаясь обстоятельностью, тщательностью и, как видим неторопливостью. В 1978 и 1985 гг. публиковались проекты новой Конституции, последний из которых во всяком случае имеет вполне современный вид: в нем есть раздел о правах и свободах и руководящих принципах государства, детализированных в нескольких главах, раздел о федеративном устройстве, сохраняются характерные для Швейцарии институты непосредственной демократии. В 1987 г. Федеральное собрание постановило полностью пересмотреть Федеральную конституцию и поручило Федеральному совету представить ее проект. Однако полного пересмотра так до сих пор и не произошло.
Частичный пересмотр, согласно ст. 121 Конституции, может осуществляться как законодательным путем, так и по народной инициативе, т. е. по требованию 100 тыс. избирателей включить, отменить или изменить какую-либо статью Федеральной конституции. Если избиратели предлагают пересмотреть или включить несколько различных конституционных положений, то каждое из них должно составить предмет отдельной инициативы.
Народная инициатива может быть заявлена в форме общего предложения или разработанного проекта. Если палаты Федерального собрания согласились с народной инициативой в общего предложения, они должны разработать соответствующий проект и представить его на решение народа и кантонов (субъектов швейцарской федерации), а если Федеральное собрание согласилась с народной инициативой в виде разработаны проекта, он сразу передается на одобрение народа и кантон Голосом кантона, согласно ч. 3 ст. 123 Конституции, считается результат народного голосования в нем.
При несогласии палат с
инициативой вопрос о необходимости
частичного пересмотра
1) предпочитает ли он народную инициативу действующему праву;
2) предпочитает ли он контрпроект действующему праву;
3) какой из проектов должен вступить в силу, если народ и кантоны предпочитают действующему праву оба проекта;
Абсолютное большинство
определяется для каждого вопроса
отдельно. Вопросы, оставшиеся без ответа,
не учитываются. При одобрении избирателями
обоих проектов решение определяется
результатом голосования по третьему
вопросу. В силу вступает проект, получивший
больше голосов избирателей и
кантонов. Если же по третьему вопросу
большинство голосов
Вообще для вступления
в силу новой Конституции или
новой ее части необходимо большинство
голосов участвовавших в
Предложения о частичном пересмотре выносятся на референдум почти ежегодно, и на 1 апреля 1994 г. избиратели и кантоны одобрили, как отмечалось, 130 проектов конституционных изменений и еще больше отклонили. При этом 199 проектов было внесено путем народной инициативы, и подавляющее большинство их было отклонено на референдумах или заранее отозвано. Учитывая, что проекты Федерального собрания отклоняются на референдумах лишь в 25% случаев, можно прийти к выводу, что избиратели этим проектам доверяют больше. Однако, как отметила швейцарская Федеральная канцелярия, оказывается, что народные инициативы часто побуждают Федеральный совет и Федеральное собрание к реформам, до которых те сами дозрели бы значительно позже96.
Конституции кантонов.
Каждый кантон и полукантон имеет свою конституцию. В некоторых кантонах конституции были приняты еще до принятия первой федеральной Конституции 1848 г ( Тичино — в 1830 г., в Женеве — в 1847 г.) или до принятия ныне действующей Конституции (во Фрибуре — в 1857 г., в Невшате-ле — в 1858 г., в Тургау и Цюрихе в — 1869 г. и т. д.). Большинство кантональных конституций приняты в конце XIX — начале XX вв некоторые из конституций подверглись полному пересмотру (например, в Женеве — в 1958 г., в Нидвальдене — в 1965 г., в Тичино — в 1967 г., в Обвальдене — в1968 г., в Аарау — в 1980 г в Базеле-сельском в — 1981 г., в Ури — в 1984 г.) и имеют вполне современный вид. Пересмотры позволили приспособить их к новым реальностям, особенно в социально-экономической области. Конституции кантонов, естественно, содержат традиционные статьи о правах и свободах, об организации системы государственной власти. Однако последние акты, принятые в 70 — 90-х гг., значительно отличаются от своих предшественников. В них была осуществлена полная перекомпоновка нормативного материала, проведена его новая систематизация. Они содержат расширенный каталог основных прав и свобод, провозглашают принципы правового государства, определяют политические задачи кантонов, устанавливают основные цели их политики, расширяют возможности применения референдума и народной законодательной инициативы, четко определяют организацию органов государственной власти, статус, организацию и пределы автономии общин, уточняют отношения между церковью и кантонами, устанавливают территориальные границы внутри кантонов.
Приведем два примера,
показывающих, что последние кантональные