Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 09:35, контрольная работа
Вопрос 1.Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитики? Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.
• второй: сформулировать конкретную политику США для того, чтобы компенсировать, подключить и/или контролировать вышесказанное в целях сохранения и продвижения жизненных интересов США, а также составить концепцию более всеобъемлющей геостратегии, которая устанавливает взаимосвязь между конкретными политическими курсами США в глобальных масштабах.
Короче говоря, для Соединенных Штатов евразийская геостратегия включает целенаправленное руководство динамичными с геостратегической точки зрения государствами и осторожное обращение с государствами-катализаторами в геополитическом плане, соблюдая два равноценных интереса Америки: в ближайшей перспективе - сохранение своей исключительной глобальной власти, а в далекой перспективе – ее трансформацию во все более институционализирующееся глобальное сотрудничество. Употребляя терминологию более жестоких времен древних империй, три великие обязанности имперской геостратегии заключаются в предотвращении сговора между вассалами и сохранении их зависимости от общей безопасности, сохранении покорности подчиненных и обеспечении их защиты и недопущении объединения варваров.
Вопрос 5. Геополитика России в XXI веке.
Ответ: Геополитика России в ХХI веке представлена следующими направлениями:
1. приоритет "зрелого стратегического партнерства" с Америкой, что для некоторых приверженцев этой идеи являлось на самом деле термином, под которым зашифрован глобальный кондоминиум;
2. акцент на "ближнее зарубежье" как на объект основного интереса России, при этом одни отстаивают некую модель экономической интеграции при доминировании Москвы, а другие также рассчитывают на возможную реставрацию некоторого имперского контроля с созданием таким образом державы, более способной уравновесить Америку и Европу;
3. контр-альянс, предполагающий создание чего-то вроде евразийской антиамериканской коалиции, преследующей цель снизить преобладание Америки в Евразии.
4. сегодняшняя ситуация становится как никогда зловеще ясна и понятна и впервые начинает вызывать к жизни осознание необходимости и реальности геополитического мышления. Особенности сегодняшней ситуации в том, что к пространству России имеют претензии три мощнейшие геополитические силы: Китай, исламский фундаментализм и НАТО. Каждая из этих сил имеет собственный миф о своей ключевой роли в развале Советского Союза и свои претензии на передел постсоветского пространства. Три выделенных субъекта рассматривают друг друга в качестве важнейших геополитических конкурентов в борьбе за лидерство в XXI веке. У России появляется возможность вести с этими тремя силами собственную линию — Россия может становиться каждый раз проводником потенциала третьего субъекта в отношении двух других. Эта "проводимость" или "непроводимость" (погашение) потенциалов и является реальной геополитической характеристикой строения России.
Вопрос 6. Геостратегия современного Китая.
Ответ: Геостратегия современного Китая основывается на создании плацдармов, одновременно позволяющих скрепить коммуникационный каркас государства и «идти вовне». Опережающее развитие приморских регионов, где расположены главные локомотивы китайской экономики, вызывает не только неизбежные территориальные диспропорции в развитии страны, но и опасность политической дезинтеграции. Для истории китайской цивилизации характерны циклы объединения и разъединения двух государств, образуемых на юге в бассейне Янцзы и на севере в бассейне Хуанхэ. Поэтому современная геостратегия Китая, повторяя треугольную конфигурацию страны, имеет три генеральных направления — Юго-Восток, Северо-Запад и Северо-Восток. Китай активно формирует на своих границах три главных геополитических плацдарма на юге в провинции Гуандун, на северо-западе в Синьцзян-Уйгурский автономном районе (СУАР) и на северо-востоке в провинции Хэйлуньцзян.
Юго-Восточная Азия — направление главного экономического удара геостратегии Китая, чей военно-морской флот в Южно-Китайском море. Этот «бросок на юг» обусловлен кроме всего и исторической памятью. Контроль за Малаккским проливом обеспечивал средневековому Китаю статус мировой морской державы. Геоэкономическая мощь «Поднебесной» в этом обеспечена китайской диаспоры, разным экспертным данным китайская диаспора контролирует полностью экономику Сингапура, Индонезии (90%), Таиланда (75%), Малайзии (60%). Хуацяо занимают прочные деловые позиции на Филиппинах и других странах региона.
Северо-западный Китай имеет важное значение
для Пекина как регион добычи урана, газа
и нефти. Здесь создан крупный центр международной
оптовой торговли. Через Синьцзян пройдет
Возрожденный Великий шелковый путь из Китая в Западную
Европу. «Прорублено окно» к Индийскому
океану. В пакистанской зоне контроля
совместно с Китаем была построено одна
из самых высокогорных автомобильных
дорог через Каракорум, соединяющая Синьцзян
с Пакистаном и дающим выход в Тибет.
На северо-востоке Китая российский Дальний
Восток находится под демографическим
и экономическим давлением со стороны
Поднебесной. Только население одного
китайского города Харбина превышает
население всего Российского Дальнего
Востока.
В ближайшем будущем Россия станет крупнейшим
поставщиком энергоносителей в Китай.
Подписанные в 2006 г. соглашения предусматривают
поставки 60-80 млрд. куб. м газа в год (проект
газопровода «Алтай»), строительство ответвления
от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий
океан и экспорт электроэнергии до 60 млрд.
кВт-ч (строительство сверхмощной Туруханской
ГЭС и других электростанций). Россия фактически
становится сырьевым придатком Китая,
а в российском экспорте не продукция
машиностроения, а сырье составляет свыше
90%. В 2007 г. 22 % внешнеторгового оборота
Китая с Россией пришлось на пограничную
северо-восточную провинцию Хэйлуньцзян
(10,7 млрд. долл. США).
По мере наращивания геополитической
мощи Китай в ближайшем будущем может
объявить исторические договоры с Российской
империей «неравноправными» и «несправедливыми».
И потребует согласно Нерчинскому договору
1689 года вернуть Южную часть российского
Дальнего Востока с Приморским краем,
значительной частью Хабаровского края,
Амурской и частично Читинской области
Китаю.
Вопрос 7. Геополитика арабского мира.
Ответ: Геополитика арабского мира имеет древнейшую историю. Изначальным этапом ее можно рассмотреть геополитику семитской расы от древней Ассирии, Сирии вплоть до общесредиземноморской финикийской империи. Очерк этой древнейшей палео-геополитики семитских народов представлял бы собой увлекательное и поучительное повествование. Сразу можно заметить, что уже в этот период семитское пространство имеет оба характерных полюса – сухопутный и морской. Ассирия, Эдом, Моав и аравийские государства относятся к тому, что геополитика называет «цивилизацией Суши», финикийская морская империя являет пример законченной «талассократии». Более того, в геополитическом учении именно Карфаген берется в качестве собирательного понятия для обозначения «талассократии» - «власти посредством моря». Таким образом, в архаических пластах истории арабская геополитика находит один из классических типов геополитических систем – Карфаген, который является матрицей позднейших талласократий. С точки зрения ортодоксальной геополитики, современные США являются историческим и типологическим развитием именно карфагенской модели. В определенном смысле современный арабский мир и генетически, и пространственно наследует карфагенскую эстафету, быть может, поэтому диалог арабов с США переживается сегодня столь остро.
При этом следует подчеркнуть, что «финикийская» составляющая арабской геополитики – это только одна из двух. Естественно, преемственность в данном случае весьма относительна, и рассматривать ее характер следует весьма диалектически.
Вопрос 8. Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ответ: Геополитика Азиатско-тихоокеанского региона представляет собой бурно развивающуюся, слабо интегрированную (в отличие от Запада), многочисленную по населению и традиционно устойчивую часть света. Региональной державой, возглавляющей процессы в регионе, является Китай, чья численность населения уже перевалила рубеж в миллиард человек. Позиции Пекина по региональной политике являются скорее не зоной влияния, за зоной уважения, так как соседние государства с огромным почтением относятся к стремлениям Китая. Это позволяет державе лавировать в отношениях с другими цивилизациями.
Историческое противостояние Китая и Японии ставит перед США дилемму работать либо с Японией, либо с Китаем, причем именно эти противоречия должны будут решаться в течение следующей четверти века. У Китая в плане построения своего геополитического ареала есть несколько вариантов:
Социо-культурное и экономическое давление на азиатско-тихоокеанский регион оказывают не только США и Япония, где к тому же размещена американская военная база. С Запада сильное влияние оказывает Индия и близкие к ней страны. С севера уступает свои позиции Российская Федерация.
Особую проблему представляет собой корейский вопрос. Это наиболее крупная с политической точки зрения региональная проблема, являющаяся источником нестабильности и множества противоречий. Первая позиция – это безъядерный статус полуострова в свете ядерной программы Северной Кореи. Концепция построения Большого Китая рассматривает весь полуостров в зоне своего политического интереса, а затем дальнейшей интеграции полуострова в свое пространство. Этому противодействует близкая географически Япония, которая рассматривает полуостров как объект своих геополитических интересов.
Другой нестабильной, но менее динамичный регион, прилегающий к азиатско-тиоокеанскому – это Индонезия, где национально-религиозные проблемы являются ключевыми в вопросах внешней политики и участия в их делах Китая. Напомню, что половина населения Индонезии мусульмане, также есть огромная китайская диаспора.
В регионе практически нет собственных этнических проблем, в частности, и благодаря Китаю, который сам по себе является государством-нацией, регулирующим отношения между другими национальными государствами. Кроме этого, нет жестких религиозных разногласий, которые способны внести нестабильность или стать основанием для затяжных территориальных или других материальных споров.
Китайские диаспоры в других странах располагают средствами, равными (по разным подсчетам) или близкими к собственному ВВП Китая, что является основным поступлением средств в экономически все еще отстающий регион. Также огромную роль играют американские инвестиции.
Вопрос 9. Геополитика Латинской Америки.
Ответ: В действительности латиноамериканская геополитика значительно отличается от западной ярко выраженным клановым характером, коллективистской доминантой и авторитарно-патриархальными отношениями между людьми. Католическое вероисповедание большинства латиноамериканцев еще вчера позволяло говорить о религиозной однородности этого региона, но в конце XX в. здесь начали активно распространяться протестантские общины, что, несомненно, связано с деятельностью западных (прежде всего американских) протестантских миссионеров.
Если XIX век в истории Латинской Америки современные исследователи называют «европейским веком», имея в виду значительное влияние в этот период не только Испании, но также Франции, Германии и Великобритании, то XX век стал эпохой американской экспансии в Латинской Америке.
В настоящее время европейские политики с тревогой отмечают, что в Латинской Америке пришло к власти новое поколение политиков, которое не имеет уже ничего общего с ценностями, ментальностью и политической щепетильностью Европы. Так, В. Стивенс, председатель Комитета ЕС по делам Латинской Америки, отметил, что план мирного урегулирования в Колумбии был выработан латиноамерикацами с помощью США без каких-либо консультаций с Европой, что серьезно задело самолюбие европейцев.
Дело в том, что последние годы США стали достаточно высоко оценивать позитивные отношения с Латинской Америкой как в экономическом, так и в политическом планах. Если в первой половине XX в. преобладало откровенное политическое давление и даже военные интервенции США в регионе (в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику), то сегодня преобладает более мягкое геоэкономическое давление под демократическими лозунгами гуманитарной помощи и развития партнерских отношений. Стремления американцев направлены на то, чтобы латиноамериканские политические и экономические структуры приобретали все большее сходство с Западом и были полностью подконтрольны. Прием латиноамериканских стран в НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли) во многом направлен на то, чтобы создать противовес расширению «внутренних» латиноамериканских торгово-экономических союзов.
Здесь необходимо подчеркнуть, что в Латинской Америке традиционно армия и военные играют значительную роль в политической жизни. Даже в XX в. политические партии и их лидеры редко получали власть, достаточную для противостояния активному вмешательству военных в осуществление политики. В Аргентине, Бразилии, Чили, Уругвае, Парагвае периодически происходили военные перевороты, в 1960—1970-х гг. там были смещены законно избранные гражданские правительства и достаточно долго существовали военные диктатуры. Военные сложили власть сравнительно недавно: в 1983 г. — в Аргентине, в 1985 г. — в Бразилии и Уругвае, в Чили — только в 1990 г. Вместе с тем, добровольно отказавшись от власти, военные сохранили за собой должности в кабинетах министров, на государственной службе, продолжая контролировать внутреннюю и внешнюю политику.
Вопрос 10. Противоречия европейской интеграции в свете геополитики.
Ответ: Противоречия между Европой и Россией объясняются в том числе отсутствием общих долгосрочных проектов и ясных перспектив сотрудничества. Примеры ВТБ, Северстали (попытка поглощения Arcelor), Аэрофлота (вынужденный отказ от участия в тендере на Alitalia) в том числе демонстрируют неэффективность работы российских компаний с целевыми группами в Европе. В то же время реализация собственных проектов в этой области является нормальной практикой для крупных западных компаний, таких, как ExxonMobil и Microsoft. Таким образом, чтобы иметь возможность защищать свои интересы, российские компании в Европе должны вкладывать в свой имидж. В свою очередь, заинтересованным в реализации проектов soft power (формирование позиции общества и элитных групп европейских стран) является не только бизнес, но и Кремль.