Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:37, контрольная работа
Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.
Введение 3
1.Основные цели интеграции 4
2. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве 5
3. Условия и факторы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве 12
4.Перспективы развития экономической интеграции на постсоветском пространстве 21
Заключение 25
Список литературы 27
Успешное проведение экономических преобразований в странах СНГ невозможно без тщательной разработки и осуществления скоординированной реформы законодательства. Если участники СНГ хотят оживить торговлю, стимулировать капиталовложения (в том числе и взаимные), их законодательство должно стать не только привлекательным для бизнеса, но и унифицированным. Сейчас отдельные части законодательства стран-участниц не соответствуют друг другу, а законы и реальность отделены пропастью. Проблема усугубляется несогласованностью различных зарубежных рекомендаций. Эти тенденции могут привести к несовместимости законодательных систем стран СНГ. Обеспечение правовой базы интеграционных мероприятий требует существенного повышения роли Межпарламентской Ассамблеи как органа, призванного разрабатывать модельные законодательные акты и добиваться сближения действующего законодательства государств, подписавших Договор об экономическом союзе.
3. Условия и
факторы развития
Об интеграции между странами Содружества стали говорить в первые же месяцы после распада Советского Союза. И это не случайно. Ведь вся экономика советской империи строилась на планово-административных связях производств и отраслей, на узкопрофильных разделении труда и специализации республик. Такая форма связей не устраивала большинство государств, и поэтому между новыми независимыми государствами было решено строить интеграционные связи на новой, рыночной основе[1].
Еще задолго до подписания
(в декабре 1999 г.) договора о создании
Союзного государства было образовано
СНГ. Однако на протяжении всего срока
своего существования оно не доказало
эффективности ни в экономическом,
ни в военно-политическом плане. Организация
оказалась аморфной и рыхлой, не
справляющейся со своими задачами.
О кризисе Содружества говорил
бывший украинский президент Л. Кучма
в беседе с российскими журналистами:
«На уровне же СНГ мы часто собираемся,
говорим, что-то подписываем, потом
разъезжаемся - и все забыли... Если
нет общих экономических
На первых порах СНГ
сыграло, безусловно, позитивную историческую
роль. Во многом именно благодаря ему
удалось предотвратить
межнациональные вооруженные конфликты
и, в конечном счете, добиться прекращения
огня, открывая возможность для мирных
переговоров[3].
Из-за кризисных тенденций в СНГ начался поиск иных форм интеграции, стали образовываться более узкие межгосударственные объединения. Возник Таможенный союз, преобразовавшийся в конце мая 2001 г. в Европейское экономическое сообщество, в которое вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия. Появилась и другая межгосударственная организация – ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Правда, функционирование этих объединений также не отличается результативностью.
Одновременно с ослаблением
позиций России в странах СНГ
в борьбу за влияние на постсоветском
пространстве активно включились многие
центры мировой политики. Данное обстоятельство
в немалой степени
Вместе с тем трудно
найти рациональное объяснение тому
факту, что даже страны, дистанцировавшиеся
от России, получали и продолжают получать
от нее через механизмы СНГ
материальные дотации в десятки
раз превышающие суммы помощи,
исходящей от Запада. Достаточно упомянуть
о неоднократных списаниях
Назовем основные факторы, порождающие интеграционные тенденции на постсоветском пространстве:
- разделение труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
- желание широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
- технологическая взаимозависимость, единые технические нормы и др.
Действительно, страны СНГ
в совокупности имеют богатейший
природный и экономический
Однако эти возможности
используются крайне нерационально, а
интеграция как способ совместного
хозяйствования не позволяет пока переломить
негативные тенденции деформации воспроизводственных
процессов и задействовать
Однако, как уже было отмечено
выше, интеграционные процессы наталкиваются
и на противоположные тенденции,
определяющиеся, прежде всего, стремлением
правящих кругов в бывших советских
республиках упрочить недавно полученный
суверенитет, укрепить свою государственность.
Это рассматривалось ими как
безусловный приоритет, и соображения
экономической целесообразности отступали
на второй план, если интеграционные меры
воспринимались как ограничение
суверенитета. Однако всякая интеграция,
даже самая умеренная, предполагает
передачу каких-то прав единым органам
интеграционного объединения, т.е. добровольное
ограничение суверенитета в определенных
областях. Запад, с неодобрением встречавший
любые интеграционные процессы на постсоветском
пространстве и рассматривавший
их как попытки воссоздания СССР»,
сначала скрыто, а затем и открыто
начал активно
Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.
Готовность бывших советских республик и интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами - членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно - со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие их них рассматривали
СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного
развода», стремясь осуществить его
и укрепить собственную государственность
таким образом, чтобы минимизировать
неизбежные потери от нарушения сложившихся
связей и избежать эксцессов. Задача
реального сближения стран
С 1992 по 1998 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран - членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был, достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна в последние годы. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.
Главное же препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Как уже говорилось, еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Нельзя сбрасывать со счетов
и распространенные среди широких
слоев населения этих государств
надежды на то, что активизация
взаимного сотрудничества поможет
преодолению серьезных
Тем не менее, по мере того, как
происходило становление
Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран - членов СНГ, повлек за собой валютные осложнения и дополнительные трудности в функционировании валютного механизма в этих государствах. Эти процессы усилили поиски компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития сотрудничества в рамках СНГ.
Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений стран - членов СНГ в Россию. Почти все страны СНГ были вынуждены девальвировать свои валюты; уменьшились их валютные резервы, усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и запасов. Тем не менее, этот кризис не подорвал объективную заинтересованность стран - членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности.