Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 15:58, курсовая работа
Коррупция в органах государственной власти представляет собой большую социальную угрозу как обществу, так и государству в целом. Она прямо или опосредованно влияет на мораль, ценности, устои общества. Поэтому,на мой взгляд, эта проблема является наиболее актуальной на сегодняшний день.
1.Введение..........................................................................................................2-4
2. Исторический аспект антикоррупционной деятельности........................5-12
3. Социально-экономические последствия порождаемые коррупцией....13-19
4. Международный опыт борьбы с коррупцией..........................................20-34
5. Антикоррупционная политика РФ : законодательная база....................35-40
6. Заключение..................................................................................................41-44
7. Список литературы..........................................................................................45
1)Устранить..системные..препят
• Нет внешнего контроля
над бюрократией. Если в Италии, Швеции
или любой другой развитой демократической
стране политики контролируют армию чиновников,
то в России чиновники никому не подконтрольны.
Пока не будет партийной конкуренция,
о нормальной антикоррупционной кампании
не может..идти..и..речи.
• Нет независимых
общественно-политических СМИ. Тут можно
привести в пример Италию, где СМИ раскрутили
дело Марио Кьезы, а потом освещали всю
операцию. У партийных лидеров просто
не было рычагов влияния на редакторов..и..издателей.
• Не развито гражданское
общество. Гражданское общество (оно сильно
в Европе и США, в странах Юго-Восточной
Азии еще не развито, но там существует
уважение к власти) — вот залог успеха
антикоррупционных кампаний. В Италии
Ди Пьетро с коллегами опирался на общественность,
и это сыграло..решающую..роль.
• Власть непрозрачна.
Это следствие трех первых причин.
Начинать «лечение» системы от коррупции нужно именно с этих проблем, а потом делать вполне понятные тактические шаги: создавать независимую судебную систему, если потребуется — специальную службу вроде гонконгской НКБК, чистить ряды и изменять принцип оплаты труда чиновников.
2)Переработать законодательство
Плохие законы могут уничтожить любую антикоррупционную инициативу, продуманные — гарантированно облегчат ее ход.
Во-первых, изменить принцип
формирования законов. Российское законодательство
создавалось из лучших мировых законов.
Оно безупречно, но не «настроено» под
нашу страну. Если в США закон о ценных
бумагах появился уже после того, как заработал
рынок, то в России это произошло почти
одновременно. Многие наши институты оторваны
от реальности.. Если назрела необходимость
изменить таможенное законодательство,
лучше прислушаться к роптанию импортеров,
чем ловить их за руку у властных кабинетов.
Реакция всегда запаздывает, а значит,
борьба с коррупцией может продолжаться
вечно.
Во-вторых, насколько
это возможно, «обелить» законодательство.
Некоторые процедуры сейчас вне закона,
хотя в них нет ничего уголовного. Яркий
пример — законопроект о лоббировании,
который несколько раз отклоняла Дума.
Если вдуматься, ситуация странная: крупный
бизнес вынужден идти на преступление
и давать взятку, даже продвигая прорывную
технологию. А ведь попытка донести свою
позицию до сведения законодателей — не
криминал. От четко прописанной процедуры
внесения бизнес-инициатив выиграют все.
Бизнесу незачем будет давать взятку,
чтобы его выслушали, а власти обесточат
мощную коррупционную схему.
В-третьих, избавиться
от «правовых пустот» — неточностей, недоговорок
и общих формулировок в законах. Пока что
их много. В законодательстве нет категории
«незаконное обогащение» ,как в конвенции
ООН. Появись она, можно было бы привлекать
к ответственности чиновников, которые
не могут объяснить происхождение своего
капитала.
Одной из самых эффективных форм воздействия на корыстных преступников конфискация, которая широко применяется в США и Европе. Этот законопроект депутаты также предлагали внести в законодательство, но Дума, как и закон о лоббировании отклонила его. Я не знаю, чем руководствуется правительство отклоняя реально нужные законопроекты. Наверное, срабатывает закон самосохранения. Ведь не предлагают списать статью о конфискации с нормы советских времен, где конфискация была полной: человека оставляли буквально с кроватью, фуфайкой, ложкой и чашкой. Конфискации должно подлежать все незаконно приобретенное, или его эквивалент, если незаконно приобретенное уже потрачено. Но законодателям такая трактовка не понравилась.
3)Провести криминологическую и коррупционную экспертизу законодательства, а она, очень нужна. В пример можно привести статью 575 ГК РФ [5], которая разрешает государственным служащим принимать подарки, если их стоимость не превышает пяти МРОТ. Видимо, с заполнения «правовых пустот» и надо начинать российскому правительству.
4)Найти «опорный» класс
Гонконгское правительство положилось на прогрессивную и решительную молодежь, которая составила костяк НКБК. Сингапурские власти сами вылепили класс честных бюрократов и теперь могут смело на них рассчитывать.
В России пока такой социальной группы нет. Возможно, такой социальной группой может быть набирающий темпы средний класс — прогрессивные образованные люди с четкими жизненными установками и моральными принципами. Надо только не мешать ему развиваться, и тогда через несколько лет он станет проводником антикоррупционной философии.
5)Создать благоприятную среду
В Италии и в азиатских странах борьбу со взяточничеством активно поддерживало население. В России коррупцию воспринимают как нечто самой собой разумеющееся, и это большая проблема.
Работать с молодыми специалистами и студентами. Здесь можно взять на вооружение азиатский принцип меритократии. Пока мы не начнем формировать у молодежи правильный взгляд на вещи, пока она не проникнется осознанием того, что плохо не только красть, но и брать взятки, с мертвой точки дело не сдвинется.
Подготовив таким образом почву и добившись ощутимых успехов в построении гражданского общества, можно запускать свои «Чистые руки». Как правило, серьезные реформы в России происходили после смены власти. Элита зацементирована личными связями, и, пока они не разрушены, система будет противоборствовать любым преобразованиям. Так что глобальные изменения нужно приурочить к смене элиты — другого выхода нет.
К сожалению, в сфере борьбы с коррупцией у России больше неудач, чем успехов, но нельзя утешать себя тем, что "она родилась вместе с государством и может погибнуть только вместе с ним" так как представляется возможным сдерживать ее в определенных рамках и примером тому служит позитивный опыт зарубежных стран .Проанализировав наиболее успешные антикоррупционные кампании-США, Сингапура, Италии и Гонконга мы попытались примерить их опыт к России, с учетом наших особенностей, на мой взгляд некоторый опыт этих стран все-таки можно применить и к России. В последней главе нашей курсовой работы мы рассмотрим непосредственно современные методы борьбы с коррупцией в России.
Антикоррупционная политика РФ : законодательная база
Известно, что коррупция самым
негативным образом сказывается на развитии
экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую
очередь органы государственной власти
и управления. Вследствие коррумпированности
значительной части государственных и
муниципальных служащих граждане, по сути,
вытесняются из сферы бесплатных обязательных
услуг в области образования, здравоохранения,
социального обеспечения: бесплатные
публичные образовательные, социальные,
а также административные услуги становятся..для..них..платными
Коррупция позволяет нарушителям уходить
от юридической ответственности за совершенные
противоправные деяния - это порождает
безнаказанность и способствует падению
престижа судебных и правоохранительных
органов, а также в целом государственной
власти в глазах населения, что в итоге
порождает опаснейшее явление - правовой
нигилизм.
В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором бы совершенно отсутствовала коррупция. Однако во многих индустриально развитых зарубежных государствах создана действенная система пресечения коррупции, сформирована атмосфера нетерпимости общества в целом к этому опасному социальному явлению и проводится эффективна я антикоррупционная политика.
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих коррупцию в различных сферах жизни. Меры по противодействию коррупции являются приоритетными для России на сегодняшний день.
Долгие годы реальная борьба с коррупцией в России ограничивалась лишь декларациями о необходимости борьбы с этим злом и созданием различных комиссий по противодействию коррупции.
В 90-е гг. Государственная
Дума приняла три федеральных
закона о борьбе с коррупцией,
В ноябре 2003г Президент учредил Совет
по борьбе с коррупцией во главе с Предсидателем
правительства.В Совет вошли шесть председателей-
Правительства,Государственной.
В апреле 2004 г. в Государственной Думе также была создана комиссия по противодействию коррупции.На комиссию возложены функции анализа законодательства на предмет выявления положений,создающих почву для коррупции с целью дальнейшей корректировки законов,а также работа по конкретным обращениям,связанным с проявление коррупции.[6]
В настоящее время российское общество самым серьезным образом озаботилось решением проблемы борьбы с коррупцией.
В глазах всего общества
коррупция стала той коррозией,
что разъедает государственный
механизм и подрывает тем
Впервые о необходимости разработки и принятия комплексного плана по борьбе с коррупцией заявил Д.А. Медведев, будучи кандидатом в президенты.
Будучи уже на посту президента
в своем послании к Федеральному собранию
от 22 декабря 2011 года отметил :" По моему
указанию ведется масштабная антикорррупционная работа. Россия присоседилась
к международным конвенциям в этой сфере,
приняты необходимые законы, впервые в
истории нашего государства. Теперь государственные
и муниципальные служащие в случае совершения
ими правонарушений коррупционной направленности,
помимо других видов ответственности,
подлежат увольнению в связи с утратой
доверия.С..2010..года..все..го
Президентом Дмитрием Медведевым также был подписан закон, который призван повысить эффективность деклараций государственных служащих. Согласно документу, банки будут обязаны по запросам правоохранительных органов раскрывать сведения о финансовых операциях должностных лиц. С 2008 года действует Совет при президенте РФ по противодействию коррупции.
В последние..годы..Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведение ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006г № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции.19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации №815 "О мерах противодействию коррупции" и федеральный закон №273-ФЗ " О противодействии коррупции".В 2010 году был издан Указ президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 " О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы".В том числе был принят ФЗ РФ от 17 июля 2009 г.№172- ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".Актуальность антикоррупционной экспертизы состоит в том, что она позволяет выявлять в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы для их последующего устранения.
В 2011 году в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены изменения,касающиеся наказания за совершение коррупционных преступлений. Согласно данным изменениям, за совершение коммерческого подкупа(ст.204 УК РФ),получение взятки(ст.209 УК РФ),дачу взятки(ст.291 УК РФ),посредничество во взяточничестве(ст.291.1 УК РФ) в качестве одного из видов наказания предусмотрен штраф, размер которого исчисляется из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки и устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть мене двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей. Ранее действовавшие санкции перечисленных статей устанавливали штраф в меньшей сумме: до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет. Увеличив размер штрафа за коррупционные преступления законодатель не устранил наказание в виде лишения свободы за совершение коррупционных преступлений. Однако эксперты сильно сомневаются, что нововведения смогут побороть коррупцию.
"Изменение в УК РФ,
проводимые за последние годы,
наглядно показали, что ужесточение наказания
приводит к росту коррупции как в количественном
выражении, так и в увеличении сумм самой
взятки - говорит Владимир Рябинников,
генеральный директор "Рябинников и
Партнеры".- Это свидетельствует о системной
ошибке в решении проблемы всеобъемлющей
коррупции в РФ. Вносимые поправки
предлагают в качестве альтернативы лишению
свободы судебному корпусу назначать
умопомрачительные штрафы. Так в том-то
и дело, что на практике судебные органы
никогда не испытывали затруднений..с..назначением..н