Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:49, доклад
Сегодня Россия поэтапно осуществляет смену приоритетов своей геополитики в Закавказье, организуя ее на принципиально иных основах и в соответствии с реалиями нынешнего дня: на смену прежнему идеологическому детерминизму, имевшему ярко выраженную национально-религиозную окраску, пришел прагматизм в вопросах международной экономики и внешней политике в регионе Центрального Кавказа. Вполне очевидно, что в одночасье изменить своей внешнеполитический курс на столь важном для себя направлении Россия объективно не в состоянии, – слишком сильна двухвековая инерция, на преодоление которой нужны силы, время и политическая воля.
Новые геополитические
приоритеты России в Закавказье
Сегодня Россия поэтапно осуществляет
смену приоритетов своей геополитики
в Закавказье, организуя ее на принципиально
иных основах и в соответствии с реалиями
нынешнего дня: на смену прежнему идеологическому
детерминизму, имевшему ярко выраженную
национально-религиозную окраску, пришел
прагматизм в вопросах международной
экономики и внешней политике в регионе
Центрального Кавказа. Вполне очевидно,
что в одночасье изменить своей внешнеполитический
курс на столь важном для себя направлении
Россия объективно не в состоянии, – слишком
сильна двухвековая инерция, на преодоление
которой нужны силы, время и политическая
воля. Как раз наличие последней в последнее
время проявляется наиболее рельефно,
хотя политики абсолютно всех стран Центрального
Кавказа, упоенные первым сколько-нибудь
крупным юбилеем – 20-летием – своей национальной
государственности предпочитают этого
не замечать, продолжая оставаться в привычной
для себя системе геополитических координат.
На протяжении двух десятилетий после
распада СССР Россия видела своим естественным
союзником в Закавказье именно Армению
как наиболее стабильное и предсказуемое
в военно-политическом отношении новообразованное
государства. В 1990-е гг. на фоне консолидированного
стремления Армении и армян к доминированию
в регионе Южного Кавказа Грузия и Азербайджан
со своими внутриполитическими клановыми
междоусобицами казались и даже некоторое
время являлись территориями перманентной
анархии. Сейчас обстановка в странах
Центрального Кавказа принципиально изменилась,
и Россия вынуждена искать себе новых
партнеров для проведения своего курса
не только в Закавказье, но и во всей Передней
Азии, к которой данный регион относится
географически. Армения экономически
слаба, являясь на протяжении всей новейшей
истории своей национальной государственности
страной-реципиентом, живущей за счет
финансовой поддержки России и армянской
диаспоры, а поэтому в перспективе не может
быть стратегическим союзником России
на Центральном и Южном Кавказе. Грузия
и Азербайджан в силу политических или
национально-религиозных причин, проявившихся
в последние годы в серии недружественных
по отношении к России внешнеполитических
демаршей, объективно также не могут занять
вакантное место российского геополитического
партнера в Закавказье, поскольку для
них это будет сопряжено с односторонним
отказом от выполнения комплекса ранее
принятых на себя обязательств по отношению
к другим мировым центрам силы, чего они
позволить себе в одночасье объективно
не могут.
Поэтому для сохранения своего стратегического
влияния на регион Центрального и отчасти
Южного Кавказа в сложившихся условиях
Россия вынуждена искать союзников за
его пределами. В таком качестве ей могут
рассматриваться только две страны –
Исламская республика Иран и Турецкая
республика, хотя первая из них на роль
стратегического партнера в Передней
Азии мало подходит в силу специфики и
непредсказуемости своей внешней политики
и ее зависимости от влияния фактора явно
выраженного религиозного мессианства
политико-религиозной элиты Ирана в исламском
(особенно шиитском) мире. Таким образом,
наиболее вероятным претендентом на роль
геополитического партнера России в Передней
Азии и в регионах Центрального и Южного
Кавказа становится Турция, отношения
с которой в последние годы бурно развиваются
как на государственно-политическом, так
и на экономическом и гуманитарном уровне
(в этом сближении важную роль играет,
в том числе, господство в этих двух странах
ислама суннитского толка). Таким образом,
мы можем уверенно констатировать тенденцию
изменения геополитических приоритетов
России в Закавказье и во всей Передней
Азии, когда на смену неоправдавшим себя
«греческому» и «армянскому» проектам
приходит новый – «турецкий», с наличием
которого всем странам Кавказа придется
считаться уже сегодня.
Стратегический экономический союз России
и Турции, который день ото дня обретает
новые организационные черты, неизбежно
лишит суверенные кавказские государства
стратегического политического влияния
не только на мировой, но и на региональной
арене, т.е. те де-факто лишаться возможность
получать напрямую любую техническую
поддержку от иных мировых или региональных
центров силы. Пассивная помощь властей
Турецкой республики России во время южноосетинского
вооруженного конфликта в августе 2008 года
лишний раз продемонстрировала всему
миру готовность ее истеблишмента уступить
России геополитические приоритеты на
Кавказе в обмен на сырьевые и прочие экономические
преференции. Политико-экономические
партнерство России и Турции в последние
годы начинает приобретать обоюдовыгодное
идеологическое оформление в виде идеологии
«евразийства», которая в двух странах
начинает активно культивироваться не
только на политиче-ском, но и на научно-академическом
уровне, что уже в ближайшей перспективе
неизбежно приведет к выработке обоюдно
приемлемой идеологической концепции
«славяно-тюркского евразийского единства»,
в которой не будет места для политически
самостоятельных национально-государственных
и этнорелигиозных интересов кавказских
народов.
Из всех стран Центрально-Кавказского
региона от смены вектора российской внешней
политики в Закавказье в максимально выигрыше
в среднесрочной перспективе должен оказаться
Азербайджан, но он почему-то не спешит
воспользоваться открывающимися перед
ним преимуществами. Более того, в последний
год в Азербайджане стала набирать обороты
недружественная России идеолого-пропагандистская
риторика, связанная с муссированием идеи
«двухсот лет геноцида азербайджанского
народа», якобы существовавшего в Российской
империи. Наиболее ярко она проявляется
в русскоязычных изданиях азербайджанской
диаспоры в России (журнале «IRS-Наследие»,
газете «Азербайджанский конгресс», на
страницах и в электронной версии которых
присутствует рублика «200 лет геноцида»).
Лично мы понимаем, что острие этой идеолого-пропагандистской
риторики направлено против Армении и
ее идеи «геноцида армян» в годы Первой
Мировой войны. Но при этом официальный
Баку, полномасштабно финансирующий эти
издания и стоящие за ними азербайджанские
диаспоральные структуры, почему-то забывает,
что 2013 год станет годом 200-летия заключения
Гюлистанского мирного договора между
Россией и Персией, результатом которого
стало формирование азербайджанского
этноса, ранее находившегося в этнорелигиозном
угнетении со стороны персов. Как бы то
ни было, но «закавказские татары» могли
трансформироваться в азербайджанцев
только в условиях толерантности российского
государства по отношению ко всем населяющим
ее народам и их вероисповеданию, без чего
было бы невозможно само существование
азербайджанцев как государственно образующей
нации (ведь не могут же они в современном
Иране создать государственность Южного
Азербайджана, хотя разговоры об этом
ведутся на протяжении почти ста лет).
Выводы
Сегодня мы являемся свидетелями и участниками
глобальных трансформаций российской
геополитики в отношении региона Центрального
и отчасти Южного Кавказа, и в ближайшее
десятилетие сможем увидеть и воочию убедиться,
придет ли «турецкий проект» на смену
«армянскому» и «греческому». Констатация
факта реального наличия геополитической
идеи «евразийского славяно-тюркского
единства», над реализацией которой сегодня
совместно активно работают Россия и Турция,
является первым выводом нашего исследования,
посвященного эволюции содержания Российской
геополитики в Закавказье. «Турецкий проект»
сегодня является объективным императивом
российской внешней политики, реали-зация
которого будет существенно влиять на
обстановку в странах Центрального Кавказа.
Независимые государства и самопровозглашенные
государственные образования Центрального
Кавказа в любом случае будут обязаны
учитывать изменение контекста геополитики
в Кавказско-Черноморском регионе, влияние
на содержание которой все более утрачивают
страны Европейского Союза и НАТО, в лице
которых правящие политические элиты
отдельных Центрально-Кавказских стран
видят своих естественных союзников. Смещение
центров силы кавказской региональной
геополитики неизбежно лишит политические
элиты Азербайджана, Армении и Грузии
возможности балансировать на конфликтах
интересов более сильных и ответственных
политических игроков, поскольку часть
из них объединиться в достижении собственных
корпоративных интересов, противоречащих
корпоративным интересам политических
элит стран Центрального Кавказа.
В любом случае в ближайшее десятилетие
весь Кавказский регион ожидают серьезные
трансформационные процессы, направленные
на его дальнейшую интеграцию в мировую
систему, препятствиями которой сегодня
являются региональные конфликты. Мир
вокруг Центрального Кавказа качественно
изменился, и его политическим элитам
решать, как им приспосабливаться к произошедшим
изменениям.
Олег КУЗНЕЦОВ, кандидат исторических
наук [28 июн 2012]
Информация о работе Новые геополитические приоритеты России в Закавказье