Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: заключается в проведении анализа многочисленных аспектов и направлений двустороннего сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В соответствии с этим работа поделена на 3 главы, в которых поочередно решаются задачи, стоящие в работе.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы российско-китайских отношений 6
Исторические факторы становления и развития российско-
китайских двусторонних отношений

6
1.2 Концептуальные подходы к оценке двусторонних российско-
китайских отношений с точки зрения глобализации и концепции
многополярного мира


8
2 Общая характеристика российско-китайских отношений 13
2.1 Основные направления российско-китайского двустороннего
сотрудничества

13
2.2 Российско-китайское двустороннее сотрудничество в политической
сфере

15
2.3 Российско-китайское экономическое сотрудничество 18
2.4 Российско-китайское двустороннее военно-техническое
сотрудничество
21
3 Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений 26
Заключение 30
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КР Геополитика.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

     Наиболее ярким свидетельством заинтересованности России и Китая в дальнейшем расширении взаимодействия стало подписание в 2001 году в г. Москве Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между двумя странами. 

     Одновременно с этим, не менее значимым событием в сфере политического (можно даже сказать геополитического) сближения РФ и КНР стало создание в том же 2001 году Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), включающей Россию, Китай и республики Центральной Азии (кроме Туркменистана). Причем взаимодействие по вопросам безопасности в Центральной Азии – региона, расположенного вблизи важных экономических и военных объектов на приграничных территориях РФ и КНР, стало отдельным направлением российско-китайского сотрудничества.

     В целом, расширение и углубление политического взаимодействия России и Китая является результатом все более отчетливого осознания правящими элитами двух стран необходимости усиления сотрудничества для достижения главной общей цели – построения многополярного мирового порядка. Не случайно, в свою первую зарубежную поездку в мае 2008 года новый президент РФ Д. Медведев посетил КНР, с руководством которой были «сверены часы» по основным вопросам российско-китайских отношений и глобального развития.

     В то же время, представляется, что развивающееся политическое сотрудничество России и Китая не имеет под собой достаточно прочного фундамента. Рамки данного сотрудничества ограничиваются построением многополярного миропорядка. Причем, основной движущей силой российско-китайского политического сближения является скорее ответная реакция на устремления США и НАТО, нежели объективная потребность в развитии двустороннего политического диалога. В этой связи нельзя исключать того, что при стечении каких-либо обстоятельств в отношениях между Россией и Китаем могут вновь возобладать узко-национальные интересы и/или амбиции правящих элит, как это уже бывало в истории. 3

     2.3 Российско-китайское экономическое сотрудничество

     В самом общем виде, можно сказать, что российско-китайское экономическое сотрудничество развивается достаточно успешно и разнонаправлено. Об этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные о размере товарооборота между двумя странами: в январе – ноябре 2008 года российско-китайский товарооборот увеличился на 44,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составил 52,0 млрд. долл. США, в том числе российский экспорт вырос на 37,4 прцента, до 19,8 млрд. долл. США, импорт – на 49,2 процента, до 32,2 млрд. долл. США. Отрицательное сальдо России – 12,4 млрд. долл. США4. Объем двустороннего товарооборота за десять лет увеличился более чем в 7 раз – почти до 60 млрд. долларов США.

     В последние годы Российско-китайские экономические отношения развиваются по очень многим направлениям. Включая увеличение объемов взаимного инвестирования в производственные и инфраструктурные проекты, расширение межотраслевых кооперационных связей. Как отмечалось в ходе недавних переговоров в Пекине между президентом РФ Дмитрием Медведевым и руководством КНР, взаимные экономические связи вышли на новый качественный, более технологичный уровень, что свидетельствует о растущей взаимозаинтересованности экономик обеих стран друг в друге.

     В ходе предстоящего визита в РФ премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао стороны обсудят реализацию совместных проектов и новые программы экономического взаимодействия России и Китая. Причем главным акцентом взаимодействия остается развитие совместного инвестирования в производственных отраслях, сферах транспорта и энергетики.

     Так, Россия и КНР вместе реализуют проект создания нефтепровода для долгосрочных поставок в Китай российского нефтяного сырья. Оно же будет использоваться на сооружаемом с российской помощью нефтеперерабатывающем заводе в Тяньцзине (вблизи Пекина). Кроме того, с помощью российских капиталовложений и технологий активно развивается китайская атомная энергетика; дорабатывается проект долгосрочного экспорта в КНР российского газа через Алтайский регион обеих стран.

     Упомянутые  направления останутся одними из главных в инвестиционном и общеэкономическом сотрудничестве России и Китая в средне- и долгосрочной перспективе.

     В частности, 2 ноября 2011 года в ходе Второй Всекитайской ярмарки внешнего инвестирования и сотрудничества Китая член Совета Федерации, бывший посол России в Китае Игорь Рогачев отметил, что Россия "уже подумывает о привлечении китайских инвестиций для участия в проекте создания международного транспортного коридора "Западный Китай - Западная Европа". По его словам, железнодорожные линии, для модернизации которых Россия может использовать инвестиции и технологии Китая, включают магистрали Хабаровск - Владивосток, Москва - Сочи, Москва - Нижний Новгород.

     По  мнению И. Рогачева, "малоразвитые" железные дороги и отсутствие современной транзитной инфраструктуры на ряде участков транспортной сети РФ создали препятствия создания конкурентоспособного евроазиатского коридора через Россию. Хотя до недавнего времени до 70 процентов объема китайских товаров, поставляемых в порты Голландии, Германии, Финляндии и ряда других стран - членов ЕС перевозились через Россию.

     Тем временем Китай все активнее сотрудничает в энергетической сфере с Россией и странами Центральной Азии. К примеру, за январь-август 2010 г. в соседнюю с РФ китайскую провинцию Хэйлунцзян (самая крупная по территории и населению провинция на северо-востоке КНР), по данным ее таможенной службы, ввезено 100 тыс. тонн российского угля. Это почти на 40 процентов больше показателя за тот же период-2009. Причем российский уголь составил около 50 процентов в общем объеме импортного угля, поступившего в ту же провинцию.

     Плюс  к тому вскоре на полную мощность заработает российско-китайский нефтепровод Сковородино - Дацин: с начала ноября Россия и КНР равномерно заполняют эту артерию технологической нефтью в объеме 600 тыс. тонн. Ее прокачка обозначит "зеленый свет" регулярным поставкам российской нефти в Китай.

     Новым сектором энергосотрудничества является китайское финансовое содействие освоению месторождений энергетического сырья в соседних с КНР российских регионах. Так, вскоре начнется использование китайского госкредита в 6 млрд. долларов для разработки крупных угольных месторождений в Тыве и на Сахалине. Средства будут перечислены под гарантии поставок угля из этих регионов в КНР: в течение ближайших пяти лет российская сторона будет поставлять китайским партнерам не менее 15 млн. т угля в год. Затем эти поставки увеличатся до 20 млн. т в год. Кроме того, российское ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (ОАО "СУЭК") поставит китайской China Datang Corporation до конца 2010 г. 1 млн. тонн угля с месторождений упомянутой российской компании в Бурятии и Хакасии.

     А в ходе состоявшегося в середине октября визита в Китай председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова в рамках очередного заседания комиссии по сотрудничеству Совфеда России и Всекитайского собрания народных представителей (парламента КНР) обе стороны обсудили возможные проекты долгосрочного взаимодействия в сфере экологии и комплексного природопользования.

     Словом, российско-китайское сотрудничество охватывает все большее количество производственных, инфраструктурных отраслей и научно-технических направлений.

     В рамках экономического сотрудничества отдельно необходимо отметить военно-техническое сотрудничество (ВТС) между Россией и Китаем, о котором более подробно речь пойдёт в следующем параграфе настоящей работы.

     2.4 Российско-китайское двустороннее военно-техническое

           сотрудничество

     В последнее время для большинства  государств всё более актуальным становится вопрос военно-технического сотрудничества. Китай в данном отношении  является практически первоочередным государством, для которого наиболее чётко сформировалась необходимость интенсификации межгосударственных связей, особенно в области военно-технического сотрудничества. Вооружённые силы КНР включают Народно-освободительную армию Китая и Народную вооруженную полицию, в 2008 году официальные расходы на оборону выросли на 17,6 процентов до 61 млрд. долл. США, превысив 1,5 процента ВВП1. Политики Китайской Народной Республики понимая, что сфера военно-технического сотрудничества в настоящее время приобретает всё большее значение в системе межгосударственных отношений, связанных с поставками зарубежным странам вооружений и военной техники, военных технологий, оказанием услуг военно-технического характера и осуществлением инвестиций в данной области, в последнее время начали активно развивать отношения по данному направлению с разнообразными государствами, в том числе и с Российской Федерацией.

     В нашей стране существует твёрдая  законодательная база, то есть, принят ряд нормативно-правовых документов, которые устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области. Главная роль в этом отношении принадлежит Федеральному закону от 19.07.1998 года № 114-ФЗ (в редакции от 26.11.2007 года) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», принятому Государственной Думой Федерального Собрания РФ 03.07.1998 года. Основное значение этого документа заключается в том, что он даёт определение понятию «военно-техническое сотрудничество». В соответствии со ст.1 данного федерального закона под ним понимается «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения»1.

     В рамках налаживания базы для оформления военно-технического сотрудничества между Россией и Китаем министр обороны КНР Цао Ганчуань в 2003 году принял участие в очередном заседании российско-китайской межправительственной комиссии (МПК) по военно-техническому сотрудничеству в качестве главы её китайской части. С российской стороны МПК возглавляет министр обороны Сергей Иванов. Итогом заседания стало подписание документов о конкретных направлениях ВТС на 2004 год. Помимо пребывания в Москве китайский министр побывал в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, где посетил ряд российских оборонных предприятий2.

     Подводя итог всему вышесказанному и учитывая приведённые в первом параграфе  настоящей главы данные о наличии  обширной документарной базы для устойчивого развития двусторонних российско-китайских отношений по всем направлениям, можно сделать вывод, что сотрудничество в военной сфере между Китаем и Россией может беспрепятственно осуществляться, что подтверждается многочисленными фактами. В 2006 году объем товарооборота России с КНР по данным ФТС России составил 28,64 млрд. долл. США (+43,2 процента), в том числе экспорт - 15,75 млрд. долл. США (+21,2 процента), импорт - 12,89 млрд. долл. США (+79 процентов). По данным Государственного статистического управления Китая, товарооборот достиг 33 млрд. 386,55 млн. долл. (+14,7 процента), или 1,9 процента товарооборота Китая (1760,69 млрд. долл., +23,8 процента), в т.ч. экспорт России – 17 млрд. 554,12 млн. долл. (+10,5 процента), импорт 15 млрд. 832,43 млн. долл. (+19,8 процента), положительное сальдо 1 млрд. 721,68 млн. долл. (-35,7 процента относительно 2005 г.)1. В 2007 году Россия вышла на 7-е место среди внешнеторговых партнеров Китая, Китай занимал третье место среди партнеров России2. По оценкам экспертов, в 2002 году на Китай пришлось 58 процентов поставок оружия по линии «Рособоронэкспорта», в 2003 году - около 40 процентов3. Рост экспорта оружия в Китай с 2001 года обеспечил основную часть экспортных поставок российской военной техники. Китай стал самым большим приобретением российского военного экспорта. Он закупил у нас оружия − самолётов, ракет, кораблей на сумму до 3,5 млрд. долларов.

     При всей кажущейся перспективности  Китайского рынка невольно напрашивается  одно «но»: Китай, как известно, придерживается идеологической доктрины опоры на собственные  силы. На данном этапе он готов делать заимствования, но лишь до поры до времени. Его перспектива − приобретать, скорее, технологии вместо военной техники, и это необходимо учитывать. Однако западные военные эксперты и экономисты не верят в перспективу превращения этой страны в военную сверхдержаву наподобие СССР и в его военно-технический прорыв.

Информация о работе Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений