Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, курсовая работа
Предмет исследования – изучение естественного воспроизводства населения; сохранение направленности и объемов миграции населения.
Целью данной работы является - изучение общих вопросов демографической политики: понятие, сущность, социальные и социологические аспекты.
Задачи:
-выявить направление демографической политики в России, предусмотренный концепцией демографического развития России до 2025 года.
-определить перспективы дальнейшего развития демографической политики в России.
-определить меры демографической политики по сокращению смертности.
ФГБО ОУ ВПО
«Московский государственный университет путей сообщения»
(МИИТ)
Гуманитарный институт
Кафедра: «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»
Курсовая работа
по дисциплине «Демография»
на тему: «Демографическая политика - понятие, сущность, социальные и социологические аспекты»
Выполнила:
студентка группы ГГУ-312
Масьяне К.И.
Проверила:
старший преподаватель
Мурадова И.В.
Москва - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы - оáñóæäåíèå âîïðîñîâ äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè êàê ýëåìåíòà ñîöèàëüíîé ïîëèòèêè ãîñóäàðñòâà èíòåðåñíî è àêòóàëüíî ïî íåñêîëüêèì ïðè÷èíàì. Âî-ïåðâûõ, ñëîæíîñòü äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â Ðîññèè î÷åâèäíà äëÿ áîëüøèíñòâà íàñåëåíèÿ ñòðàíû. Ñðåäñòâà ìàññîâîé èíôîðìàöèè, ïåðèîäè÷åñêè ïîäíèìàÿ ýòó òåìó, èíôîðìèðóþò ëþäåé, ïðèâîäÿ ñòðàøíûå öèôðû ñòàòèñòèêè. Ìû ÿâëÿåìñÿ íàáëþäàòåëÿìè «ñòàðåíèÿ íàöèè».
Âî-âòîðûõ, äåìîãðàôè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ÷åðåç äåìîãðàôè÷åñêóþ ïîëèòèêó òåñíî ñâÿçàíà ñ ñîöèàëüíîé ïîëèòèêîé ãîñóäàðñòâà.
Äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà - ýòî öåëåíàïðàâëåííàÿ äåÿòåëüíîñòü ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíîâ è èíûõ ñîöèàëüíûõ èíñòèòóòîâ â ñôåðå ðåãóëèðîâàíèÿ âîñïðîèçâîäñòâà íàñåëåíèÿ, ïðèçâàííàÿ ñîõðàíèòü èëè èçìåíèòü òåíäåíöèè äèíàìèêè åãî ÷èñëåííîñòè è ñòðóêòóðû. Èíûìè ñëîâàìè, ýòî ïîëèòèêà, âîçäåéñòâóþùàÿ íà ïðîöåññû ðîæäàåìîñòè, áðà÷íîñòè, ðàçâîäèìîñòè, ñìåðòíîñòè, íà âîçðàñòíóþ ñòðóêòóðó íàñåëåíèÿ.
 øèðîêîì ñìûñëå äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà - ýòî ïîëèòèêà â îáëàñòè íàðîäîíàñåëåíèÿ.
Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ – население.
Предмет исследования – изучение естественного воспроизводства населения; сохранение направленности и объемов миграции населения.
Целью данной работы является - изучение общих вопросов демографической политики: понятие, сущность, социальные и социологические аспекты.
Задачи:
-выявить направление демографической политики в России, предусмотренный концепцией демографического развития России до 2025 года.
-определить перспективы дальнейшего развития демографической политики в России.
-определить меры демографической политики по сокращению смертности.
1.1 Ñóùíîñòü è ñîäåðæàíèå äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè
Äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà - ýòî öåëåíàïðàâëåííàÿ äåÿòåëüíîñòü ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíîâ è èíûõ ñîöèàëüíûõ èíñòèòóòîâ â ñôåðå ðåãóëèðîâàíèÿ âîñïðîèçâîäñòâà íàñåëåíèÿ, ïðèçâàííàÿ ñîõðàíèòü èëè èçìåíèòü òåíäåíöèè äèíàìèêè åãî ÷èñëåííîñòè è ñòðóêòóðû. Èíûìè ñëîâàìè, ýòî ïîëèòèêà, âîçäåéñòâóþùàÿ íà ïðîöåññû ðîæäàåìîñòè, ñìåðòíîñòè, áðà÷íîñòè, ðàçâîäèìîñòè, íà âîçðàñòíóþ ñòðóêòóðó íàñåëåíèÿ.  øèðîêîì ñìûñëå äåìîãðàôè÷åñêóþ ïîëèòèêó èíîãäà îòîæäåñòâëÿþò ñ ïîëèòèêîé â îáëàñòè íàðîäîíàñåëåíèÿ, à â óçêîì ðàññìàòðèâàþò êàê îäíó èç åå ñîñòàâëÿþùèõ. Îíà òåñíî ñâÿçàíà ñ ñîöèàëüíîé è ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêîé, íî èìååò ñâîè îñîáåííîñòè.  êà÷åñòâå åå îáúåêòà ìîãóò âûñòóïàòü ñòðàíû, îòäåëüíûå ðàéîíû, à òàêæå îòäåëüíûå ãðóïïû íàñåëåíèÿ.
Èñòîðèÿ äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè âîñõîäèò ê âðåìåíàì ãëóáîêîé äðåâíîñòè. Îíà íàøëà îòðàæåíèå âî ìíîãèõ ïðàâîâûõ è çàêîíîäàòåëüíûõ àêòàõ äðåâíîñòè, îñîáåííî â ñëó÷àÿõ ïåðåíàñåëåíèÿ ñòðàí èëè, íàïðîòèâ, áîëüøèõ ëþäñêèõ ïîòåðü.  ñðåäíèå âåêà, â óñëîâèÿõ ïîâûøåííîé ñìåðòíîñòè èç-çà âîéí è ýïèäåìèé, íåêîòîðûå äåìîãðàôè÷åñêèå ìåðû, áîëüøåé ÷àñòüþ ñòèõèéíûå, áûëè íàïðàâëåíû íà ñîõðàíåíèå âûñîêîãî óðîâíÿ ðîæäàåìîñòè.  íîâîå âðåìÿ ïåðâîé ñòðàíîé, ãäå äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà, ñòèìóëèðîâàâøàÿ ðîæäàåìîñòü, ïîëó÷èëà âïîëíå îò÷åòëèâîå îôîðìëåíèå, áûëà Ôðàíöèÿ. Çàòåì òàêóþ ïîëèòèêó ñòàëè ïðîâîäèòü íåêîòîðûå äðóãèå ñòðàíû Åâðîïû.  ïîñëåäóþùåì åå îò÷àñòè ñìåíèëà ïîëèòèêà, íàïðàâëåííàÿ íà ñäåðæèâàíèå òåìïîâ ïðèðîñòà íàñåëåíèÿ. Òàêàÿ æå ñìåíà ïðèîðèòåòîâ - â çàâèñèìîñòè îò ôàçû äåìîãðàôè÷åñêîãî ïåðåõîäà - õàðàêòåðíà è äëÿ íîâåéøåãî âðåìåíè.Íàèáîëüøåå ðàçâèòèå è ðàñïðîñòðàíåíèå äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà ïîëó÷èëà âî âòîðîé ïîëîâèíå ÕÕ â. Ìíîãèå ïîëèòèêè è ó÷åíûå óâèäåëè â íåé åäâà ëè íå ãëàâíîå ñðåäñòâî ñäåðæèâàíèÿ èëè óñêîðåíèÿ ðîñòà íàñåëåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè â ñòðàíå.
1.2 Öåëè è çàäà÷è, ìåòîäû ðåàëèçàöèè äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè
Öåëè äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè çàêëþ÷àþòñÿ â ôîðìèðîâàíèè æåëàòåëüíîãî ðåæèìà âîñïðîèçâîäñòâà íàñåëåíèÿ, ñîõðàíåíèè èëè èçìåíåíèè òåíäåíöèé â îáëàñòè äèíàìèêè ÷èñëåííîñòè è ñòðóêòóðû íàñåëåíèÿ, òåìïîâ èõ èçìåíåíèé, äèíàìèêè ðîæäàåìîñòè, ñìåðòíîñòè, ñåìåéíîãî ñîñòàâà, ðàññåëåíèÿ, âíóòðåííåé è âíåøíåé ìèãðàöèè, êà÷åñòâåííûõ õàðàêòåðèñòèê íàñåëåíèÿ.
 ðàçâèâàþùèõñÿ ñòðàíàõ, åùå íàõîäÿùèõñÿ íà ñòàäèè äåìîãðàôè÷åñêîãî âçðûâà, îñíîâíàÿ öåëü äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè çàêëþ÷àåòñÿ â ñíèæåíèè óðîâíÿ ðîæäàåìîñòè è åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà íàñåëåíèÿ. Ðîæäàåìîñòü óìåíüøàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ, êîíñóëüòèðîâàíèÿ ïî âîïðîñàì ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè, ïðîïàãàíäû ïðåèìóùåñòâ ìàëîäåòíîé ñåìüè, ïîïóëÿðèçàöèè è ðàñïðîñòðàíåíèÿ êîíòðàöåïòèâîâ, à òàêæå ñòèìóëèðîâàíèÿ ìàëîäåòíîñòè ïðè ïîìîùè ðàçíîãî ðîäà ýêîíîìè÷åñêèõ è àäìèíèñòðàòèâíûõ ìåð. Íåêîòîðûå ñòðàíû â êà÷åñòâå îäíîé èç òàêèõ ìåð íå òîëüêî äîïóñêàþò, íî è âñÿ÷åñêè ïðèâåòñòâóþò äîáðîâîëüíóþ ñòåðèëèçàöèþ ìóæ÷èí è æåíùèí.
Íàèáîëåå ÿðêèé ïðèìåð îñóùåñòâëåíèÿ äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè ÿâëÿþò ñîáîé ðàçâèâàþùèåñÿ ñòðàíû Àçèè. Òàì îíà îõâàòûâàåò ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî æèòåëåé.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî îòíîñèòñÿ ê ñòðàíàì ñ ñàìîé áîëüøîé ÷èñëåííîñòüþ íàñåëåíèÿ - Êèòàþ, Èíäèè, à òàêæå ê Èíäîíåçèè, Ïàêèñòàíó, Áàíãëàäåø, Ìàëàéçèè, Òàèëàíäó, Ôèëèïïèíàì. Îäíàêî â îñòàëüíûõ ÷àñòÿõ ðàçâèâàþùåãîñÿ ìèðà, â îñîáåííîñòè â ìóñóëüìàíñêèõ ñòðàíàõ, îíà ïîêà åùå ïîëó÷èëà íåçíà÷èòåëüíîå ðàñïðîñòðàíåíèå.
 áîëüøèíñòâå ýêîíîìè÷åñêè ðàçâèòûõ ñòðàí, âñòóïèâøèõ â ïîëîñó äåìîãðàôè÷åñêîãî êðèçèñà, îñóùåñòâëÿþò äåìîãðàôè÷åñêóþ ïîëèòèêó, ïðåñëåäóþùóþ öåëü ïîâûøåíèÿ êîýôôèöèåíòîâ ðîæäàåìîñòè è åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî îòíîñèòñÿ ê ñòðàíàì Åâðîïû.
 Ðîññèè, êîãäà îíà áûëà â ñîñòàâå Ñîâåòñêîãî Ñîþçà, äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà ñâîäèëàñü â îñíîâíîì ê ïîîùðåíèþ ìíîãîäåòíîñòè è îñóùåñòâëåíèþ êîìïëåêñà ìåð, îáåñïå÷èâàâøèõ ìàòåðèàëüíîå è ìîðàëüíîå ñòèìóëèðîâàíèå ñåìüè.  êîíöå 80-õ ãîäîâ, êîãäà íà÷àëîñü ïàäåíèå ðîæäàåìîñòè è åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà, ýòè ìåðû áûëè óñèëåíû è äîïîëíåíû ðÿäîì íîâûõ ìåð ïî çàùèòå ñåìåé ñ äåòüìè â ñâÿçè ñ òðóäíîñòÿìè ïåðåõîäà ê ðûíêó.  íîâîé, íåçàâèñèìîé, Ðîññèè ðàçðàçèëñÿ íàñòîÿùèé äåìîãðàôè÷åñêèé êðèçèñ è íà÷àëàñü äîâîëüíî áûñòðàÿ óáûëü íàñåëåíèÿ. Îäíîé èç ïðè÷èí è îäíîâðåìåííî îäíèì èç ñëåäñòâèé ýòîãî êðèçèñà ñòàëî óâåëè÷åíèå ÷èñëà àáîðòîâ, ïî îáùåìó êîëè÷åñòâó êîòîðûõ (3,5-4 ìëí. â ãîä â ïåðâîé ïîëîâèíå, 2,5 ìëí. âî âòîðîé ïîëîâèíå 90-õ ãîäîâ) Ðîññèÿ çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî â ìèðå. Ðîññèè íåîáõîäèìà ïîñëåäîâàòåëüíàÿ, ÷åòêàÿ è íàó÷íî îáîñíîâàííàÿ äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà, êîòîðàÿ ïîçâîëèëà áû åé õîòÿ áû âîçâðàòèòüñÿ ê ïðîñòîìó âîñïðîèçâîäñòâó íàñåëåíèÿ. Èìåííî òàêàÿ Êîíöåïöèÿ ïðîãðàììû äåéñòâèé ïî âûâîäó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè èç äåìîãðàôè÷åñêîãî êðèçèñà áûëà ïîäãîòîâëåíà â êîíöå 90-õ ãîäîâ. Ýòà êîíöåïöèÿ ðàññ÷èòàíà íà ñðîê äî 2015 ã Â.Ï.Ìàêñàêîâñêèé ñòàòüÿ «Äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà».
Îñíîâíûå çàäà÷è äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè çàêëþ÷àþòñÿ â ñëåäóþùåì:
· ïîâûøåíèå èëè ïîíèæåíèå óðîâíÿ ðîæäàåìîñòè (â çàâèñèìîñòè îò äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â ñòðàíå)
· ñíèæåíèå óðîâíÿ ñìåðòíîñòè
· óâåëè÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè
· óêðåïëåíèå ñåìüè
· îïòèìèçàöèÿ ìèãðàöèîííûõ ïðîöåññîâ
Äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà îñíîâûâàåòñÿ íà êîìïëåêñå ðàçëè÷íûõ ìåð:
1. ýêîíîìè÷åñêèå:
· îïëà÷èâàåìûå îòïóñêà; ðàçëè÷íûå ïîñîáèÿ ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà, ÷àñòî â çàâèñèìîñòè îò èõ êîëè÷åñòâà
· âîçðàñò è ñîñòîÿíèå ñåìüè îöåíèâàþòñÿ ïî ïðîãðåññèâíîé øêàëå
· ññóäû, êðåäèòû, íàëîãîâûå è æèëèùíûå ëüãîòû - äëÿ ïîâûøåíèÿ ðîæäàåìîñòè
· ïðåèìóùåñòâà äëÿ ìàëîäåòíûõ ñåìåé - äëÿ ïîíèæåíèÿ ðîæäàåìîñòè
2. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå:
· çàêîíîäàòåëüíûå àêòû, ðåãóëèðóþùèå âîçðàñò âñòóïëåíèÿ â áðàê, ðàçâîäèìîñòü, îòíîøåíèå ê àáîðòàì è êîíòðàöåïöèè, èìóùåñòâåííîå ïîëîæåíèå ìàòåðè è äåòåé ïðè ðàñïàäå áðàêà, ðåæèì òðóäà ðàáîòàþùèõ æåíùèí
3. âîñïèòàòåëüíûå, ïðîïàãàíäèñòñêèå:
· ôîðìèðîâàíèå îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ, íîðì è ñòàíäàðòîâ äåìîãðàôè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ
· îïðåäåëåíèå îòíîøåíèÿ ê ðåëèãèîçíûì íîðìàì, òðàäèöèÿì è îáû÷àÿì
· ïîëèòèêà ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè
· ïîëîâîå îáðàçîâàíèå ìîëîä¸æè
· ãëàñíîñòü ïî âîïðîñàì ïîëîâûõ îòíîøåíèé
Îñîáåííîñòü äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè çàêëþ÷àåòñÿ â âîçäåéñòâèè íà äèíàìèêó äåìîãðàôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íå ïðÿìî, à ÷åðåç ÷åëîâå÷åñêîå ïîâåäåíèå, ïðèíÿòèå ðåøåíèé â ñôåðå áðàêà, ñåìüè, ðîæäåíèÿ äåòåé, âûáîðà ïðîôåññèè, ñôåðû çàíÿòîñòè, ìåñòà æèòåëüñòâà. Öåëè è ñèñòåìû ìåð ïî ðåãóëèðîâàíèþ âîñïðîèçâîäñòâà íàñåëåíèÿ îïðåäåëÿþòñÿ ãîñïîäñòâóþùèìè èäåîëîãè÷åñêèìè êîíöåïöèÿìè, òèïîì ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ, óðîâíåì ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ðåñóðñíûìè âîçìîæíîñòÿìè, êà÷åñòâîì æèçíè, êóëüòóðíûìè è ðåëèãèîçíûìè íîðìàìè è òðàäèöèÿìè.
Ìåðû äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè âîçäåéñòâóþò êàê íà ôîðìèðîâàíèå äåìîãðàôè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé, îáóñëîâëèâàþùèõ ñïåöèôèêó äåìîãðàôè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ, òàê è íà ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ èõ ðåàëèçàöèè.
2.1 Îñíîâíûå òåíäåíöèè â ñôåðå äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè
Âòîðàÿ ïîëîâèíà ïåðâîãî äåñÿòèëåòèÿ ÕÕI âåêà îçíàìåíîâàëàñü çàìåòíûì óëó÷øåíèåì äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â Ðîññèè ïî îñíîâíûì äåìîãðàôè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì. Çà ïîñëåäíèå ãîäû ïðîèçîøëî óâåëè÷åíèå ðîæäàåìîñòè, ñíèæåíèå ñìåðòíîñòè âî âñåõ âîçðàñòàõ, ðîñò ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè.
Òåìïû ñîêðàùåíèÿ ðîæäàåìîñòè è óâåëè÷åíèÿ ñìåðòíîñòè çíà÷èòåëüíî ñíèçèëèñü, ñèòóàöèÿ, èçâåñòíàÿ êàê «ðóññêèé êðåñò», ïîñòåïåííî ìåíÿåòñÿ â ñòîðîíó óëó÷øåíèÿ, ÷òî ãîâîðèò îá óëó÷øåíèè è ñòàáèëèçàöèè îáùåé ýêîíîìè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè â ñòðàíå, îá ýôôåêòèâíîñòè ïðîâîäèìîé äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè, î ïîñòåïåííîì óëó÷øåíèè óðîâíÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ.
Òåì íå ìåíåå, ÷èñëåííîñòü íàñåëåíèÿ Ðîññèè âñå åùå ïðîäîëæàåò ñíèæàòüñÿ, èìååò ìåñòî åñòåñòâåííàÿ óáûëü íàñåëåíèÿ, à ïðèðîñò ïðîèñõîäèò çà ñ÷åò óâåëè÷èâàþùåãîñÿ ñ êàæäûì ãîäîì ïðèòîêà ìèãðàíòîâ. Áîëüøèíñòâî ñåìåé â íàøåé ñòðàíå èìåþò 2-õ äåòåé, è íàìå÷àåòñÿ òåíäåíöèÿ ê ñîêðàùåíèþ ñðåäíåãî ÷èñëà äåòåé äî 1 â ñåìüå, ÷òî íå ìîæåò îáåñïå÷èòü åñòåñòâåííûé ïðèðîñò íàñåëåíèÿ, äîñòàòî÷íûé äëÿ ïðîñòîãî âîñïðîèçâîäñòâà.
 Ðîññèè ðåàëèçóþòñÿ ðàçëè÷íûå ñîöèàëüíûå ïðîãðàììû, íàïðàâëåííûå íà ïîääåðæêó íàñåëåíèÿ, íà óâåëè÷åíèå ðîæäàåìîñòè, ñîêðàùåíèå ñìåðòíîñòè è óëó÷øåíèå çäîðîâüÿ íàöèè, â òîì ÷èñëå: ïðîãðàììà «Îáåñïå÷åíèå æèëüåì ìîëîäûõ ñåìåé», ôåäåðàëüíûé çàêîí «Î ïîâûøåíèè ïåíñèé è äåòñêèõ ïîñîáèé», ôåäåðàëüíûé çàêîí «Î äîïîëíèòåëüíûõ ìåðàõ ãîñóäàðñòâåííîé ïîääåðæêè ñåìåé, èìåþùèõ äåòåé» è ò.ä.
2.2 Àíàëèç îñíîâíûõ äåìîãðàôè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé: (численность населения; рождаемость; смертность и продолжительность жизни)
Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции, и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность демографической политики. Демографические показатели характеризуют состояние и качественный состав населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, механический прирост населения, половозрастную структуру.
Òàáëèöà 1 - Îñíîâíûå äåìîãðàôè÷åñêèå ïîêàçàòåëè ÐÔ
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Численность населения-всего, млн. человек; в том числе | 145,0 | 144,2 | 143,5 | 142,8 | 142,2 | 142,0 | 141,9 |
городское | 106,3 | 105,8 | 104,7 | 104,1 | 103,8 | 103,8 | 103,7 |
сельское | 38,6 | 38,4 | 38,8 | 38,6 | 38,4 | 38,2 | 38,2 |
Из общей численности населения - население в возрасте, тыс. человек: | |||||||
моложе трудоспособного | 26115,0 | 25014,0 | 24095,0 | 23317,0 | 22718,0 | 15470,0 | 15537,0 |
трудоспособном | 89206,0 | 89896,0 | 90218,0 | 90328,0 | 90152,0 | 66733,0 | 66257,0 |
старше трудоспособного | 29643,0 | 29258,0 | 29161,0 | 29109,0 | 29351,0 | 21570,0 | 21896,0 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет: | |||||||
все население | 64,9 | 65,3 | 65,3 | 66,6 | 67,5 | 67,9 |
|
мужчины | 58,6 | 58,9 | 58,9 | 60,4 | 61,4 | 61,8 |
|
женщины | 71,8 | 72,3 | 72,4 | 73,2 | 73,9 | 74,2 |
|
На 1000 человек населения | |||||||
Родившихся | 10,2 | 10,4 | 10,2 | 10,4 | 11,3 | 12,1 |
|
Умерших - всего | 16,4 | 16,0 | 16,1 | 15,2 | 14,6 | 14,6 |
|
в том числе детей в возрасте до 1 года | 12,4 | 11,6 | 11,0 | 10,2 | 9,4 | 8,5 |
|
Естественный прирост, убыль населения | -6,2 | -5,6 | -5,9 | -4,8 | -3,3 | -2,5 |
|
Число браков | 7,6 | 6,8 | 7,5 | 7,8 | 8,9 | 8,3 |
|
Число разводов | 5,5 | 4,4 | 4,2 | 4,5 | 4,8 | 5,0 |
|