Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:03, доклад
14 ноября 2004 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью НТВ заявил, что Москва готова отдать Японии два из четырех спорных островов Южно-Курильской гряды. По словам Лаврова, Кремль признает Совместную декларацию 1956 года, согласно которой СССР соглашался уступить японцам остров Шикотан и гряду Хабомаи, оставив себе при этом Кунашир и Итуруп. Лавров подчеркнул, что в Москве "хотели бы урегулировать отношения с Японией в полной мере". "Для этого важно подписать мирный договор, и в рамках мирного договора, мы признаем, что должна быть урегулирована территориальная проблема", - сказал глава российского МИД.
Введение………………………………………………………………… 3
Южные Курилы или северные территории…………………………...
Южные Курилы. История вопроса…………………………………….
Отдаст ли Россия Японии Курильские острова……………………….
Политические и социальные последствия передачи островов
Курильской гряды……………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………..….
В 1956 году советское правительство выразило готовность передать Японии после подписания мирного договора самые мелкие из четырех островов Южных Курил: Шикотан и Хабомаи. Япония не согласилась на это предложение и добивается передачи всех островов. Японцы держат в уме Токийскую декларацию 1993 года. Она зафиксировала факт проведения сторонами "серьезных переговоров по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи". Там тоже шла речь о необходимости подписания мирного договора.[6]
"Совет мудрецов" потребует у Японии царское золото за Курильские острова. В ответ на требование о передаче Курильских островов российские члены российско-японской организации "Совет мудрецов" рассматривают возможность предъявления Японии требования о возвращении золотого депозита, представленного Токио до революции в оплату военного заказа. Об этом в интервью "Независимой газете" заявил член совета, вице-спикер Государственной Думы Георгий Боос.
"Японское
правительство объявило тогда
мораторий на выполнение
В качестве ответной реакции японских членов "Совета мудрецов" Боос ожидает требование признать статуса военнопленных за ветеранами Второй Мировой войны, что повлечет для России определенные финансовые обязательства. В этом случае россияне выставят вопрос по оккупированной территории. По мнению Бооса, это приведет к созданию бесконечного списка претензий.
В связи с этим Боос предлагает начать "развивать отношения, а потом соответственно уже формировать этот список сложных вопросов". По его мнению, когда отношения станут достаточно доверительными, чтобы страны "могли друг другу верить и друг друга чувствовать и понимать, тогда эти вопросы найдут свое решение".[6]
1."Совет мудрецов" учрежден 20 октября 2003 года во время встречи президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Дзюнитиро Коидзуми на саммите АТЭС в Бангкоке. В задачи совета входит развитие сотрудничества в стратегическом плане между двумя странами по экономическим, политическим, культурным, образовательным и научным вопросам. Совет, состоящий из 14 человек, призван стать эффективным органом, предложения и рекомендации которого по вопросам развития российско-японских отношений докладывались бы непосредственно лидерам двух стран.
С российской стороны совет возглавил мэр Москвы Юрий Лужков. Членами совета являются руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ Валентина Терешкова, академики Евгений Велихов и Виктор Садовничий, вице-спикер Госдумы Георгий Босс, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский и президент компании "Роснефть" Сергей Богданчиков.
Японскую часть совета возглавляет бывший премьер-министр страны Иосиро Мори. Среди членов совета: олимпийский чемпион дзюдоист Ясухиро Ямасита, президент Федерации японского бизнеса Хироси Окуда, президент Японской Ассоциации содействия торговле с Россией, странами Центральной и Восточной Европы Тасуку Такагаки.
Лавров летит в Токио решать судьбу Курил. Россия и Япония договорились об обмене визитами между министрами иностранных дел двух стран. Москва надеется, что эти встречи послужат диалогу по непростым вопросам, таким как заключение мирного договора с Японией, заявил РИА "Новости" официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко. [20]
21 ноября премьер-министр Японии Д. Коиздзуми, находящийся с визитом в Сантьяго (Чили) для участия в саммите АТЭС, провел встречу с президентом РФ Владимиром Путиным. Во время встречи обсуждались вопросы двусторонних отношений, прежде всего вопрос мирного договора, а также проблема Северной Кореи и другие вопросы. Об этом сообщили в Генконсульстве Японии в Южно-Сахалинске. Премьер-министр Японии подчеркнул, что с учетом стратегической обстановки, сложившейся вокруг японо-российских отношений, ясно, что перевод наших отношений на качественно новый уровень путем заключения мирного договора отвечает интересам обеих стран. Он подчеркнул, что серьезная работа над такой исторической задачей, как заключение мирного договора, является долгом руководителей двух стран. В. Путин также подтвердил, что считает необходимым решение территориальной проблемы и заключение мирного договора.
На встрече российского президента с японским премьером на саммите АТЭС добиться прогресса в решении территориального спора не удалось. В то же время Путин заявил, что "удовлетворен встречей" и что атмосфера на переговорах "была доброжелательная, дружеская".
Политические последствия передачи островов Курильской гряды
а) Понижение
престижа Российской Федерации на международной
арене, поскольку территориальные уступки
иностранной державе, как правило, не прибавляют
уважения государству, скорее даже наоборот,
превращают его из субъекта мировой политики
в объект, вызывают сомнения в независимости
ее внешней политики.
б) Будет создан прецедент территориальных
притязаний для других стран. Решение
вопроса о передаче Курильских островов
Японии по существу явится первым шагом
в пересмотре итогов Второй мировой войны,
за которыми могут последовать территориальные
претензии Германии к России (Калининград),
к Польше (Силезия), к Чехии (Судеты).
в) Передача не может быть осуществлена
на основе мнения лишь жителей Курильских
островов, ибо они не имеют конституционного
права решать вопрос о передаче российской
территории другому государству, т.к. это
затрагивает интересы всего народа.
Начинающийся синдром "национального
позора" и унижения, вызванный полным
провалом радикал-западнических реформ,
"разделенным" состоянием русской
нации, получит новое развитие, превратившись
в фактор сначала внутренней, а затем и
внешней политики, что может привести
к новым военным столкновениям в движении
за "собирание земель".
г) Передача островов навряд ли решит Курильскую
проблему. Во-первых, можно предположить,
что аппетиты Японии не ограничатся только
двумя-четырьмя островами, она может поставить
вопрос о всей Курильской гряде, а затем,
возможно, и о Сахалине. Во-вторых, в России
вполне могут найтись силы, которые будут
считать это решение несправедливым и
бороться за ревизию договора, причем
с использованием всех возможных средств,
в том числе и насильственных, что будет
постоянно отравлять российско-японские
отношения в дальнейшем.
д) Авторитет правительства может упасть
внутри страны в глазах общественности,
в сознании которой будет "незаживающая
рана" унижения национального достоинства
в связи с территориальным раздроблением
государства и ощущение предательства
со стороны правительства национальных
интересов в угоду сиюминутным внешнеполитическим
и экономическим выгодам (синдром Аляски).
е) Может укрепиться положение радикальной
оппозиции - она получит дополнительный
козырь в борьбе против правительства,
справедливо назвав его "правительством
национальной измены", которое вопреки
воле народа и предвыборным обещаниям
"распродает" страну.
ж) Возможно возникновение "приднестровского
синдрома". Несогласие с решением "центра"
может стимулировать рост сепаратистских
тенденций в Дальневосточном регионе,
что усугубит политическую ситуацию в
стране в целом. Нельзя забывать и заявления
сахалинских казаков о готовности с оружием
в руках защищать Курилы в случае их передачи
Японии, их призывы создавать потайные
склады оружия в тайге, готовиться к партизанской
войне.
з) У правительства появятся новые проблемы с защитой интересов соотечественников, живущих за границей, но уже не только в странах СНГ, но и за его пределами. [17]
Социальные последствия передачи Курильских островов
а) Появятся
проблемы переселенцев с островов Курильской
гряды и связанные с ними вопросы трудоустройства,
обеспечения жильем, школами, детсадами,
материальной помощью и т.д.
б) Вполне возможно понижение жизненного
уровня населения Российской Федерации
из-за дополнительных расходов на переселение
и обустройство жителей островов. Обострится
проблема продовольственного снабжения
страны ввиду "эффекта утерянной выгоды",
т.е. утери основного района обеспечения
страны морепродуктами. (Территория Курильских
островов составляет 296 тыс. кв. км. Здесь
вылавливается 1,3 млн. тонн рыбы в год.
К тому же разведаны запасы золота, серебра,
цинка. Стоимость островов оценивается
в 500 млрд. долларов.)
в) Могут возникнуть новые межнациональные проблемы (между теми русскими, которые останутся жить на островах, и японцами), что будет вызывать трения между Москвой и Токио, отражаясь негативно на обстановке в регионе (японцы будут чувствовать себя представителями "превосходящей расы").
г) Неизбежно возникнут проблемы сопряжения двух образов жизни (двух менталитетов), основанных на различных социально-политических, экономических и духовно-культурных ценностях. Опыта решения таких проблем у нас нет.
д) Вывод российских войск с Курил в значительной степени может парализовать работу народно-хозяйственного комплекса, так как инфраструктура в основном лежит на плечах военных и усложнит социальную проблему, поскольку офицеры Курильского гарнизона не имеют жилья на материке. [17]
Заключение.
В попытках улучшить свои отношения с Японией СССР проявлял тактическую гибкость в своем подходе к проблеме пограничного размежевания. В частности, в 1956 г. СССР взял на себя правовое обязательство передать Японии острова Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора.
Япония руководствовалась прямо противоположной мотивацией: урегулированием проблемы пограничного размежевания, причем на своих раз и навсегда определенных условиях. Япония стремится к передаче всех четырех островов, на которые претендует. Однако СССР ни разу не шел дальше обязательств по Совместной декларации 1956 г. о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. Возможность передачи Японии островов Кунашир и Итуруп или хотя бы признания их потенциально японскими территориями СССР никогда не рассматривал. И более того, не считал себя юридически обязанным это сделать. Япония же добивалась их передачи вместе с островами Хабомаи и Шикотан. В российско-японских отношениях заметные шаги навстречу друг другу были сделаны в 1992 году. Был официально признан до сих пор отрицавшийся факт самого существования проблемы, а также перечень территорий, о принадлежности которых существуют разногласия. Подтверждено правопреемство России в отношении всех договорных обязательств СССР. Однако ожидания и запросы Японии всегда превышали пределы того, на что в каждый конкретный момент была готова пойти Россия. В итоге российско-японские отношения зашли в тупик. Длительные споры не дали преимущества ни одной из сторон: Япония до сих пор не получила обратно ни одного острова, а Россия не сумела открыть японский кошелек для инвестиций в свою экономику.
Одно из предложений японской стороны в 2000 году ("Формула Кавана") сводилось к тому, чтобы провести линию границы между островами Уруп и Итуруп, подтвердив тем самым суверенитет Японии над всеми спорными островами, а их фактическую передачу на какое-то время отложить. Это предложение оказалось для России неприемлемо, поскольку предполагало ее юридическую капитуляцию по вопросу о принадлежности Кунашира и Итурупа, переговоры о которых еще не велись. На следующий год российская сторона выдвинула предложение о заключении мирного договора без урегулирования проблемы пограничного размежевания, которое неприемлемым сочла уже Япония. В.В. Путин оказался первым из советских и российских лидеров, который признал, что Совместная декларация 1956 г. остается в силе в полном объеме. Однако в Японии обозначился раскол и конкретно по проблеме пограничного размежевания, и в целом по вопросу об отношениях с Россией. "Традиционалисты" отстаивают прежний жесткий подход: полное удовлетворение японских требований на все спорные острова является обязательной предпосылкой для подписания мирного договора и в целом для улучшения отношений с Россией. "Модернисты" полагают, что отношения с Россией приобрели самостоятельную ценность и не должны страдать из-за невозможности полного удовлетворения японских территориальных требований. Последние не исключают подписания мирного договора с Россией на условиях рационального компромисса.
Заявления министра иностранных дел и президента РФ наверняка будет с пониманием встречен в Японии. На протяжении последних десятилетий ее правительство неоднократно подчеркивало, что нерешенная Курильская проблема является главным препятствием для увеличения японских инвестиций в российскую экономику. Поэтому разрешение территориального спора будет выгодно обеим странам. Об этом, кстати, Лавров заговорил еще две недели назад, 27 октября, отчитываясь в Госдуме о разрешении территориального спора с Китаем: «Мы с Японией не ведем переговоры о возврате островов, мы с Японией развиваем отношения, которые охватывают весь комплекс экономических, политических, гуманитарных и иных вопросов. И, безусловно, лишь в контексте достижений уровня подлинно зрелого, насыщенного конкретными делами партнерства можно создать атмосферу, в которой будет реально заключать мирный договор».
Бывший замминистра иностранных дел России, ныне заместитель руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Георгий Кунадзе считает в этой связи, что "едва ли не любая договоренность по проблеме пограничного размежевания почти наверняка вызовет протесты как российской, так и японской общественности. На практике это, очевидно, означает, что руководители двух стран должны быть готовы разделить политический риск, связанный с урегулированием проблемы."
Информация о работе Проблема южных Курилл или северных территорий