«Пятидневная война» России и Грузии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:38, реферат

Краткое описание

Одной из самых важных проблем на современном этапе развития международных отношений является проблема, вооруженных конфликтов. На Кавказе возник новый серьезный очаг международной напряженности. События в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Чечне обрели характер военных конфликтов, подобных тем какие происходят на Балканах и в Средней Азии. Этот очаг военных столкновений представляет большую угрозу международному миру и стабильности, так как Кавказский регион исторически, экономически и психологически обладает высоким внутренним потенциалом конфликтности.

Содержание

1.Предыстория и предпосылки конфликта……………………………………..3
2.Причины конфликта……………………………………………………………4
3.Фазы конфликта………………………………………………………………..6
4.Последствия конфликта……………………………………………………….8
Список литературы……………………………………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

пятидневная война.docx

— 36.23 Кб (Скачать файл)

          Сегодня политики и эксперты не могут назвать точные цифры убитых и раненых в Южной Осетии в результате «пятидневной войны». Они являются политической арифметикой для заинтересованных сторон. Как бы то ни было, фактически полностью разрушена инфраструктура не «режима Кокойты», а «непризнанных граждан». Без российского вмешательства экс-автономия в составе Грузии повторила бы судьбу республики Сербская Краина, которая в 1995-м была сокрушена Хорватией (также боровшейся за территориальную целостность) вместе с проживавшими там сербами. Юг России принял тысячи осетинских беженцев.

Пять дней августа стали  катастрофой и для Тбилиси. Они  практически привели к окончательному провалу проекта «единая Грузия». Новый виток насилия (особенно в  Южной Осетии) сделал невозможным  интеграцию страны на мирной основе. После  третьей за 17 лет войны вряд ли «непризнанные граждане» будут  вообще принимать в расчет какие бы то ни было предложения Тбилиси. Кроме этого Грузия получила новую порцию беженцев (приблизительно 20 тысяч). На этот раз из Южной Осетии, где, в отличие от Абхазии, даже после первой войны (1991-1992) грузины проживали вместе с осетинами. Теперь грузинская община Южной Осетии в одночасье стала изгоем. В 2008 году грузинскому населению этих сел пришлось платить за авантюры тбилисских политиков.

По формальным критериям  Россия выглядит стороной-победительницей. Ее действия, принимая во внимание взаимосвязь  безопасности Северного Кавказа  и Закавказья, были во многом обоснованы. России удалось сорвать тотальное уничтожение военно-политической инфраструктуры Южной Осетии.

Своими действиями Москва также способствовала «размораживанию конфликта». Выгоды от конфронтации с Западом тоже отнюдь не очевидны, а издержки, напротив, слишком ясны. При этом следует понимать, что в условиях коллапса безопасности на Кавказе попытки интернационального вмешательства будут нарастать. Успех военной кампании также может создать у Москвы иллюзию того, что сложные проблемы можно решить одним махом без долгих переговоров и сложных процедур.

Признание же независимости  Абхазии и Южной Осетии создает  прецедент, который может быть использован  и против самой России. Глава МИД  России Сергей Лавров заявил, что «о разговорах про территориальную  целостность Грузии можно позабыть, так как заставить Абхазию  и Южную Осетию согласиться с  насильственным возвращением в грузинское государство невозможно»[5].

Однако Президент Грузии М. Саакашвили сказал, что он «продолжит проводить политику объединения  обоих анклавов под флагом Грузии.»

26 августа 2008 Президент  России Дмитрий Медведев объявил  о подписании указов «О признании  Республики Абхазия» и «О признании  Республики Южная Осетия», согласно  которым Российская Федерация  признаёт и ту и другую республику  «в качестве суверенного и  независимого государства», обязуется  установить с каждой из них  дипломатические отношения и  заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи[5].

В глазах основных игроков  на мировой арене был подорван авторитет России. Решение Москвы о признании было в тот же день осуждено Канцлером Германии Ангелой  Меркель, главой внешнеполитического  ведомства Соединённого Королевства  Дэвидом Милибандом, Госсекретарём США Кондолизой Райс, официальными лицами Франции, Чехии, Италии, Украины и другими странами, а также всеми руководителями европейских институтов — ПАСЕ, ОБСЕ, Еврокомиссии, Совета Европы.

26 августа 2008 года постсоветское  пространство стало другим. Создан  прецедент перекройки границ  бывших союзных республик. То, на чем держался постсоветский  мир, начиная с декабря 1991 года, рухнуло. На карте бывшего СССР появились два новых государства.

Можно говорить о том, что  решение Дмитрия Медведева было чересчур эмоциональным. Справедливо  замечание, что в процессе признания  стоило взять временную паузу - для поиска хотя бы пары союзников. Наверное, следовало учесть и возможные издержки (попытки обратить абхазско-осетинский прецедент против самой России). Однако после «горячего августа» 2008 г. у Медведева остался узкий коридор возможностей. Либо проявить слабость (и тем самым спровоцировать внутриполитическую нестабильность на Северном Кавказе), либо юридически закрепить новые реалии и российский легитимный интерес. Президент РФ выбрал второй вариант.

Как бы то ни было, в августе 2008 года мы получили новый Южный  Кавказ с качественно иной повесткой  дня. Работа по ее осознанию только начинается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

          1. В Южной Осетии стартовала «снайперская война» // http://region15.ru/articles/538/

2.  История противостояния Грузии и Южной Осетии // РБК, 8 августа 2008

3. Медведев подписал перемирие с Грузией// lenta.ru (16 августа 2008 г.).

4. Мяло К. Г. Россия и последние войны XX века (1989—2000). К истории падения сверхдержавы. Москва, «Вече», 2002 г.

5. Южная Осетия заявила о переброске грузинских войск к границе республики. //lenta.ru


Информация о работе «Пятидневная война» России и Грузии