Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:36, доклад
Статья опубликована в научном журнале «Мировая экономика и международные отношения», рекомендованный ВАК Минобрнауки РФ для опубликования результатов докторских диссертаций, адресован: учащимся, преподавателям, менеджерам, исследователям.
Автор статьи: ведущий научный сотрудник Института экономики РАН доктор экономических наук Ю. Ф. Годин.
Статья состоит из трех глав:
1. автор рассматривает об особой интеграционной роли электроэнергетики;
2. Ю. Годин подчеркивает, что нефть «слабо» работает на интересы России;
3. подчеркивает, что Российский природный газ – донор и спаситель СНГ.
Федеральное агентство по образованию
Государственная полярная академия
Кафедра социологии и психологии
Рецензия
на статью Ю. Ф. Година «Геополитическая роль внешней торговли энергоресурсами для России», опубликованный в журнале «Мировая экономика и международные отношения» за 2006 год №2.
Выполнила:
Проверил: д.ф.н., Шевцов А.В.
Санкт-Петербург
2009г.
Статья опубликована в научном журнале «Мировая экономика и международные отношения», рекомендованный ВАК Минобрнауки РФ для опубликования результатов докторских диссертаций, адресован: учащимся, преподавателям, менеджерам, исследователям.
Автор статьи: ведущий научный сотрудник Института экономики РАН доктор экономических наук Ю. Ф. Годин.
Статья состоит из трех глав:
1. автор рассматривает об особой интеграционной роли электроэнергетики;
2. Ю. Годин подчеркивает, что нефть «слабо» работает на интересы России;
3. подчеркивает, что Российский природный газ – донор и спаситель СНГ.
Главные проблемы, которые автор ставит в статье:
Радикальная либерализация внешнеэкономической сферы одномоментная, проведенная без научно-теоретической проработки, привела к утере тех рычагов, которые позволяли бы России проводить активную внешнюю политику, особенно в отношении стран СНГ и Прибалтики.
Одной из причин, почему это произошло, является то, что с распадом Советского Союза произошло разрушение производственно-
Решение этой проблемы, по мнению Ю. Година: Одной из стратегических задач российской государственной политики является формирование единого экономического пространства с государствами СНГ на рыночных принципах, но мешает то, что страны СНГ, упрямо стремятся быть "подальше и позарубежнее от Москвы".
Снижению товарооборота России с бывшими партнерами по Союзу способствовали:
существенные различия в уровнях их экономического развития;
страны СНГ находятся на более низких стадиях рыночных преобразований.
Решение этой проблемы с точки зрения постсоветских государств носит подход национально-хозяйственного прагматизма. Они взяли курс на снижение экономической зависимости от России и постепенную переориентацию хозяйственных связей на западные страны.
Точка зрения на эту проблему со стороны России исходит из критерия эффективности своей внешнеэкономической деятельности, Россия отказалась от преимущественной ориентации на связи внутри бывшего союзного государства, по мнению Година.
Таким образом, распад советского единого экономического пространства и отсутствие целенаправленной политики на постсоветском пространстве серьезно подорвали возможности России воздействовать на новые страны в экономической сфере, политика России привела к этому.
В первой главе речь идет об особой интеграционной роли электроэнергетики. Страны ближнего зарубежья независимы от поставок электроэнергии от России пришел к выводу автор статьи.
Во второй главе речь идет о том, что нефть «слабо» работает на интересы России.
По оценкам специалистов российская нефть уже давно "не работает" на защиту национальных геополитических интересов.
По мнению Ю. Година, по причине того, что были приватизированы самые высокодоходные крупные нефтяные компании, и государство в значительной мере потеряло влияние в этой отрасли.
У нас нефть после извлечения на поверхность земли становится собственностью нефтяных компаний.
Государство существенно не влияет на действия частных нефтяных компаний, которые вольны устанавливать цены на внутреннем рынке топлива по своему усмотрению, продавать нефть любому покyпателю и экспортировать транзитом в любом направлении или страну, ориентируясь исключительно на коммерческую выгоду.
Можно констатировать: российская нефть не служит с начала 90-х годов защите и укреплению геополитических позиций страны в ближнем зарубежье.
Автор статьи главный акцент делает на природный газ, поэтому в третьей главе подчеркивает, что Российский природный газ – донор и спаситель СНГ.
Природный газ в отличие от электроэнергии и нефти поистине является национальным достоянием России и играет исключительно важную роль, как в развитии внутренней экономики, так и в укреплении внешнеэкономических позиций. Россия также имеет обширную внутреннюю сеть газотранспортных и газораспределительных объектов и является вторым после США потребителем природного газа. Газовая отрасль остается постоянным источником валютных поступлений и в значительной степени способствует экономическому росту России.
Россия поставляет природный газ практически всем странам СНГ и Прибалтики. Самыми крупными потребителями являются Украина и Белоруссия. Через страны ближнего зарубежья идет транзит экспортных поставок российского газа.
Отсюда вытекает логический вопрос: почему Россия продает газ ближним соседям в СНГ и Прибалтике в ущерб себе, то есть не по мировым ценам? Как представляется, здесь играет роль ряд экономических и геополитических причин.
На взгляд автора статьи, здесь играет роль ряд экономических и геополитических причин:
1. Половина газохранилищ бывшего Советского Союза находится в Украине, Украина пытается диктовать свои условия при установлении транзитного тарифа, России следовало бы стремиться к многовекторности экспортных путей, в том числе за счет более активного использования белорусской транзитной инфраструктуры. Это укрепило бы нашу внешнеэкономическую безопасность.
2. Основная причина, почему Россия продает свой газ странам СНГ по ценам втрое-вчетверо ниже мировых, заключается в том, что экономический потенциал этих стран не позволяет им расплачиваться с Россией за газ даже по искусственно низким ценам.
Таким образом, продажа природного газа неплатежеспособным партнерам в рамках Содружества по заниженным ценам по своей сущности и форме означает предоставление им экономической помощи. Казалось бы, за подобное донорство Россия должна иметь определенные геополитические выгоды. Однако, например, Грузия и Молдавия в категорической форме требуют вывода российских военных баз со своих территорий и миротворческих сил из зон межнациональных конфликтов (Абхазия, Приднестровье).
3. Оказание экономической помощи странам СНГ в виде дешевого природного газа имеет не только геополитическую, но и определенную экономическую выгоду для России. К примеру, промышленный комплекс Белоруссии выпускает продукцию, основную часть которой поставляет в нашу страну по ценам примерно на одну треть ниже цены западных аналогов. Во многом это удается благодаря дешевому российскому газу.
Немного абсурдно, но с долей правды Ю. Годин пишет, что, как правопреемница бывшего СССР Россия несет определенную морально-этическую ответственность за судьбы народов новоиспеченных стран, которые она за века совместной жизни в одном государстве, можно сказать, приручила.
4. Газотранспортная и распределительная система, созданная еще в советские времена, не может решить те проблемы, которые возникли после развала державы.
Но почему вне всякой логики и в ущерб геополитическим интересам России наш природный газ по-прежнему поставляется по заниженным ценам в открыто недружественные страны Прибалтики?
Газпром" - это, по мнению его топ-менеджеров, прежде всего коммерческая организация, хотя 37,8% акций (контрольный пакет) находятся в руках российского государства и поэтому логично было бы, если "Газпром" действовал на постсоветском пространстве, исходя не только из коммерческой выгоды, но и защищая геополитические интересы России, потому что, по мнению Година, кроме поставок природного газа у РФ не осталось экономических рычагов на постсоветском пространстве. И только "Газпром" благодаря природному газу еще способен удержать страны СНГ в орбите российских геополитических интересов.
Но руководство «Газпрома» принимает стратегические решения без должной научной проработки и экспертизы, что наносит урон бюджету России и ее престижу на мировой арене.
В конце статьи Ю. Годин подводит вывод: разукрупнение и приватизация таких естественных монополий, как РАО "ЕЭС России" и "Газпром" - задача несвоевременная и даже опасная для страны, что в результате появления частных фирм вместо общенациональных энергокомпаний россияне будут получать электричество и природный газ по более низким, а не по искусственно завышенным ценам
Главное, мы окончательно потеряем важнейшие экономические рычаги влияния в ближнем и тем более дальнем зарубежье (как лишились их после непродуманной приватизации нефтяного комплекса). И в итоге: отраслей ТЭК Россия рискует окончательно утратить надежды на восстановление и укрепление своей геополитической роли в мире.
Ю. Годин главный акцент в своей рецензии делает на природном газе, то, что его нужно оставить во введении государства, не допустить приватизации, и, почему наши энергоресурсы поставляются по заниженным ценам, в ущерб своим геополитическим интересам. Причина этого – приватизация отрасли и «помощь», за которую нас не благодарят.
Статья носит публицистический характер, написана доступным языком, построена рационально, не перегружена терминами, все раскрыто, приведены нужные доводы с примерами, воспринимается легко, читаешь, как будто смотришь телевизор.
2