Роль межгосударственных объединений и международных организаций в мировой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:34, реферат

Краткое описание

Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Концепция «морской силы» А. Мэхэна.
2. Роль межгосударственных объединений и международных организаций в мировой политике:
2.1. Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике;
2.2. Основные группы международных экономических
организаций, их характеристика и роль в мировой экономике;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика, зачет.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Концепция «морской силы» А. Мэхэна.

2. Роль межгосударственных объединений и международных организаций в мировой политике:

2.1. Межгосударственные  отношения, их место и роль  в мировой политике;

       2.2. Основные группы международных экономических        

       организаций, их характеристика  и роль в мировой экономике;                                              

5

6

 

6

 

11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

17

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Сэр Альфред Тайер Мэхэн ( 1840-1914) - американский военно-морской теоретик и историк, контр-адмирал, преподаватель морской истории и почетный президент "Nava I War Colledge" в Нью- Порте. Наряду с Ф.Х. Коломбом создал теорию "морской силы", считая, что именно морским силам принадлежит решающая роль в вооруженной борьбе, а завоевание господства на море - главное условие победы в войне:

1. Работы английского вице-адмирала Ф.Х.Коломба (самая известная "Морская война" 1891 г.) были посвящены рассмотрению вопросов тактики применения крупных сил флота в будущей войне. Его мысли об использовании тяжелых линейных кораблей, снижение значения крейсеров и роли генерального морского сражения, в имеющего на исход любой войны, подтолкнули сначала Великобританию, а затем Германию, Японию и Россию на строительство новых типов эскадренных броненосцев, что логически завершилось созданием нового класса боевых кораблей - линкоров.

2. Однако, сбылось предсказание русского адмирала С.О. Макарова, который предостерегал от пере-оценки значения линкоров в будущих войнах и ставил под сомнение значение их генерального боя на ход всей военной компании.

3. Действительно, совершенствование военно-морской техники, появление новых классов боевых кораблей (подводные лодки, авианосцы, эсминцы, торпедные катера) превратили тактические построения Ф.Х.Коломба всего лишь в один из эпизодов военно-морской мысли конца XIX - начала XX века.

 

 

 

В современных  условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость  от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно - технический обмен. Международные экономические организации представляют собой, прежде всего, специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций. Объект исследования является международные экономические организации и их роль в мировой экономике. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНЦЕПЦИЯ «МОРСКОЙ СИЛЫ» А.МЭХЭНА.

 

Доказывая первостепенное влияние  морских вооруженных сил на исход  войн и судьбы государства, Мэхэн  пытается установить непосредственную связь между географическим положением государства, его процветанием и наличием морской мощи. Для анализа позиции и геополитического статуса государства им предложено 6 критериев:

1. Географическое положение государства - его открытость морям,

возможность морских коммуникаций с другими странами, протяженность

сухопутных границ, способность  контролировать стратегически важные районы и угрожать своим флотом территории противника;

2. "Физическая конфигурация " государства - конфигурация морского побережья, количество портов, гаваней, бухт, от наличия которых зависит процветание торговли и стратегическая защищённость;

3. Протяженность территории равная протяженности береговой линии;

4. Количество населения и способность государства строить и обслуживать корабли.

5. Национальный характер - способность к занятию торговлей, к основанию колоний, к мореплаванию.

6. Политический характер правления - от которого зависит переориентация лучших природных и человеческих ресурсов на созидание мощной морской силы.

" Политика, - писал Мэхэн, - изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью  правителей; но история прибрежных  наций определялась не столько  ловкостью и предусмотрительностью  правительств, сколько с условиями  положения…, то есть вообще тем, что называется естественными условиями". Эти условия способствуют созданию сильного военно-морского флота, действия которого обеспечить наиболее полное функционирование торговли, которую Мэхэн считал главным инструментом политики: "Должное использование морей и контроль над ними составляет лишь одно звено в цепи обмена, с помощью которого страны аккумулируют богатства…, но это - центральное звено".

При благоприятном стечении всех выше перечисленных факторов в  действие вступает формула 

N      +     MM     +     NB     =     SP,

 то есть военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морская сила, которую Мэхэн поясняет следующим образом: " На захват отдельных кораблей и конвоев противника, хотя бы и в большем числе… а подавляющее превосходство на море, изгоняющее с его поверхности неприятельский флаг… такое превосходство позволяет установить контроль над океаном и закрыть пути , по которым торговые суда движутся от неприятельских берегов…"

Понятие " Морская  сила" основывается по Мэхэну на свободе " Морской торговли", а военно-морские силы служат гарантом обеспечения этой торговле. Принимая за образец " Морской силы" древний Карфаген и исторически более близкую Британию XVII - XIX веков Мэхэн называет "морскую силу" особым типом цивилизации - наилучшим и наиболее эффективным, а следовательно предназначенным к мировому господству.

Идеи А.Т. Мэхэна предназначались  в первую очередь Америке и  американцам. Он считал, что у США "морская судьба" (Manifest Destiny"), которая заключается на первом этапе в стратегической интеграции всего американского господства. Поражает пророческое видение Мэхэна. В его время США еще не вошли в разряд передовых мировых держав, и более того, не был очевиден даже "морской цивилизационный тип" этого государства. За 10 лет до теории Маккиндера, который относил США к "сухопутным державам", входящие в состав "внешнего полумесяца" лишь как стратегическое продолжение морской Англии, Мэхэн предсказывал США планетарную судьбу, становление ведущей морской державой, прямо влияющей на судьбы мира.

В книге " Заинтересованность Америки в Моской силе" Мэхэн  утверждал, что для того, чтобы  США стала мировой державой, она  должна выполнить следующие пункты:

1. Активно сотрудничать  с британской морской державой;

2. Препятствовать  германским морским претензиям;

3. Бдительно следить за экспансией Японии в Тихом океане и противодействовать ей;

4. Координировать  вместе с европейцами совместные  действия против народов Азии.

Главными врагами  США как "морской цивилизации" Мэхэн считал континентальные государства Евразии - в первую очередь , Россию и Китай, а во вторую - Германию. Для борьбы с этими странами Мэхэн предлагал использовать принцип "анаконды", который был успешно применен генералом северян Мак-Клелланом в гражданской войне в США 1861-1865 годов.

Это принцип  заключается в блокировании вражеских  территорий с моря и по береговым  линиям, что приводит постепенно к  истощению противника. Перенеся этот принцип на планетарный уровень, Мэхэн предлагал удушать в  кольцах "анаконды" континентальную массу, сдавливая её за счет выведенных из под её контроля береговых зон и перекрывая по возможности выходы к морским пространствам. В первой мировой войне эта стратегия реализовалась в поддержке Антанты белому движению по периферии Евразии (как ответ на заключение большевиками мира с Германией), во II мировой войне она также была обращена против Средней Европы, и в частности, через военно-морские операции против стран Оси и Японии. Но особенно четко эта стратегия видна в эпоху холодной войны, когда противостояние США и СССР достигло глобальных, планетарных пропорций.

 

2. РОЛЬ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ.

 

2.1.   Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике.

 

Политическая  наука рассматривает межгосударственные отношения как большую, сложную динамичную систему, имеющую собственную структуру. В качестве своих составных частей она охватывает целый ряд подсистем, различных по форме и характеру общественных отношений. В современную эпоху, когда существующие на мировой  арене общественные системы развиваются и взаимодействуют в условиях целостного мира, в каждой из них, в свою очередь, складывается своя сложная система межгосударственных отношений, различных по своей природе. Кроме того, внутри всемирной системы межгосударственных отношений можно выделить национальные, региональные системы в границах больших географических районов Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и др.

Субъектами межгосударственных отношений выступают государства  и их союзы, военно-политические объединения, интеграционные группировки, международные межправительственные и общественные (неправительственные) организации.

В практике общения  субъектов межгосударственных отношений  можно выделить несколько уровней.

Первый —  глобальный. Главным его субъектом выступает ООН — крупнейшая международная организация, учрежденная в 1945 г. на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности. Главные органы ООН, и прежде всего Совет Безопасности, формально становятся пультом управления взаимозависимым миром, сознательного регулирования происходящих в нем сложных процессов. Большую роль играет и деятельность международного Суда ООН. Признание примата права в межгосударственных отношениях требует уважения и четкого соблюдения решений этого органа, разумного самоограничения государств международно-правовыми нормами.

Практическую  направленность приобретает функционирование и такой специализированной структуры  ООН как миротворческие международные силы, действующие в разных частях земного шара.

Второй уровень  — надрегиональный. До распада СССР к ОВД это были два блока  — империалистических и социалистических стран, а также группировка стран  движения неприсоединения. Ныне остались две группировки — НАТО и связанные с ней страны (Япония, Южная Корея и др.) и движение неприсоединения (около 100 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и Европы). Ведущей силой в международных отношениях являются блок НАТО и США, мировая гегемония которых стала сегодня реальностью.

Третий — региональный. Его субъектами являются государства  определенного географического  района. На их базе создаются соответствующие  региональные организации (ЕС, ОАГ и  др.).

Четвертый —  двусторонний. Это наиболее широко распространенный уровень межгосударственных отношений, субъектами которых выступают  два государства.

 

Перечисленные выше уровни межгосударственного общения  довольно специфичны, главным образом, потому, что на международной арене нет единого центра власти. Там действуют государства, союзы государств, которые в принципе  юридически равноправны и отношения между ними складываются в результате борьбы, исторического соревнования, соперничества, переговоров, разного рода соглашений и компромиссов. Государство, обладая монополией власти в пределах собственных национальных границ, вне их является одним из множества суверенных государств, и отношения между ними складываются не на основе подчинения, а на основе сотрудничества или противоборства. Любому государству в отношениях с другими странами постоянно приходится считаться с условиями внешней среды, с вопросами военной и экономической безопасности, зависящим во многом от обстоятельств, над которыми данное государство не властно. Поэтому любое государство моделирует свое поведение по отношению к внешней среде. Это поведение определяется природой государства и потребностями общества. Большую роль играет также характер внешней среды, в которой государство действует. Внешняя среда формально может быть представлена системой международных договоров и соглашений, условий которых государство придерживается. Они заключаются при обязательном соблюдении и выражении экономических, социальных, политических и иных потребностей государства.

Взаимодействия  между государствами в настоящее  время поддерживаются не только государственными, но и общественными организациями. Политические партии, профсоюзы, союзы  предпринимателей, антивоенные, экологические, благотворительные и другие общественные движения вносят немалый вклад в политику сближения народов и государств, располагают профессионалами высокого класса: это и ученые, бывшие политики, опытные журналисты.

Воздействие т. н. «народной дипломатии» на межгосударственные отношения может осуществляться двумя путями:

1) посредством  контактов различных   негосударственных  структур, включая органы местного  самоуправления;

2) путем широкого  использования СМИ, которые должны  адекватно доносить до общества  и его руководящих органов  мнение сограждан.

 

 

 

 

2.2. Основные группы международных экономических организаций, их характеристика и роль в мировой экономике.

 

Современный уровень международных экономических связей характеризуется:

  • глубокой степенью международного разделения труда в мировом хозяйстве;
  • усилением динамичности мирохозяйственных связей и расширением их объема. Об этом свидетельствуют устойчивые ежегодные темпы прироста мировой торговли (до 6%), ее абсолютные объемы, приближающиеся к 10 трлн.долл. в год. В пользу этого вывода говорят и данные о возрастающих объемах иностранных инвестиций и в целом международного перемещения капитала, увеличения объемов международного производства и масштабов обмена технологиями, научно-технической и экономической информацией и др.;
  • возрастанием масштабов и качественным изменением характера традиционной международной торговли овеществленными товарами — из чисто коммерческой она во многом превратилась в средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов;
  • взрывным характером роста в последней четверти ХХ в. финансового капитала, опоясывающего весь мир. Финансовый характер современной международной экономики на рубеже XX—XXI вв. становится ее определяющей чертой. Международный денежный оборот в десятки раз превышает валовой продукт реальной экономики. Волны финансовогокапитала начинают захлестывать корабль мировой экономики, который все чаще подвергается пробоинам — страновым, региональным, мировым финансовым кризисам. Международный финансовый капитал все больше раскручивает всемирную «пирамиду» фиктивного капитала. Объемы финансового капитала все больше отрываются от реальной экономики. Для нивелирования этого противоречия в «строительство пирамиды» вовлекаются «развивающиеся финансовые рынки», в том числе рынки стран СНГ.

Информация о работе Роль межгосударственных объединений и международных организаций в мировой политике