Русские геополитики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:01, доклад

Краткое описание

Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) - российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Сын Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью). Труды по истории тюркских, монгольских, славянских и других народов Евразии. Подвергался репрессиям в 1930-50-е г.г.

Вложенные файлы: 1 файл

Гумилев.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)
ign="justify">      1) изменением уровня активности этноса (миграционной, социально-экономической, политической, природообразовательный и др.);  

      2) господствующими в данной фазе  типом пассионариев определенного  уровня и количеством, ролью субпассионариев;   

      3) единым для данной фазы общественным императивом поведения;  

      4) степенью внутренней сложности  этноса, т.е. количества и направлений  изменения составляющих его субэтносов;   

      5) направлением изменения и уровнем  резистентности этноса;  

      6) особыми, присущими только ей  отличительными признаками.

     существуют  уровни пассионарности. И есть 2 квалификации – базовая и расширенная, по Л.Н. Гумилеву.

     Базовая классификация.

     1 - Пассионарность выше нормы («пассионарность»  в узком смысле) проявляется в  поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак.

     2 - Пассионарность на уровне нормы  (гармоничность) означает, что её  носитель будет пребывать в  равновесии с окружающей средой.

     3 - Пассионарность ниже нормы (субпассионарность)  означает склонность к лени, пассивности,  паразитизму и предательству.

     Классификация Л.Н. Гумилева.

     1 - Высший — шестой уровень,  жертвенный, человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью. Примерами таких личностей являются Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум, Александр Македонский.

     2 - Несколько ниже лежит пятый  уровень — стремление к идеалу  победы — человек вполне готов  рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон, Петр I.

     3 - То же самое, но в меньшем  масштабе, проявляется на четвёртом  уровне — стремление к идеалу  успеха. Примеры — Леонардо да Винчи, А.С. Грибоедов, С.Ю. Витте.

     4 - Четвёртый уровень — переходный.

     5 - Ниже идут уровни, наиболее характерные  для фазы надлома — стремление  к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л.Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо — это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т. д – третий уровень.

     6 - Для выхода из фазы надлома  характерен второй уровень —  поиск удачи с риском для  жизни. Это искатель счастья,  ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.

     7 - Со снижением пассионарности  на смену им приходят другие  — пассионарии, стремящиеся к  благоустройству без риска для жизни. Большинство современных западных и российских миллиардеров относятся к этому типу – первый уровень.

     8 - Ещё ниже стоит обыватель — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Это нулевой уровень. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза, но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса.

     При дальнейшем снижении пассионарности приходят люди с отрицательными её значениями — субпассионарии. Они бывают двух уровней: −1-го и −2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин происходит гибель этноса.

     Л.Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не взаимосвязана со способностями личности, силой воли и т. д. Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно, как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.

     Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии:

     ·  суперэтнос: самая крупная этническая система; состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы;

     ·  этнос: этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские;

     ·  субэтнос;

     ·  конвиксия - группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений;

     ·  консорция - объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой.

     Этническая  система является результатом эволюции этнической единицы более низкого  порядка или деградации системы  более высокого; она содержится в  системе более высокого уровня и  включает в себя системы более низкого.

     Этнические  системы более высокого порядка  обычно существуют дольше, чем системы  более низкого.

     Этнические  формы.

     1) Химера - этническая форма и продукт  контакта несовместимых (имеющих  отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии.

     2) Ксения - сочетание, при котором  один этнос – «гость», вкрапление  в теле другого, - живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

     3) Симбиоз - сочетание этносов, при  котором каждый занимает свою  экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

     4) Этническая антисистема - системная  целостность людей с негативным  мироощущением, которое представляет  собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

     Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую  нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют друг с другом и взаимно обогащаются. Он повышает жизненные возможности народов, делает могущественными страны.

     Ксения  — сочетание, при  котором один этнос  — «гость», вкрапление в теле другого. «Гость» живет изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но когда «гость» начинает утрачивать свою изолированность, он чаще всего превращается в химеру.

     Химера  — соединение несоединимого. Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной взаимной комплементарностью (несовместимостью ценностей), живут перемешавшись, пронизывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь и разрушения, гибель одного или обоих этносов. Процесс распада этносов может длиться 150—200 и более лет.

     Очень важное понятие в теории пассионарности Л.Н. Гумелева – «пассионарные толчки».

     Пассионарный  толчок — в пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Он наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200—400 км и длиной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте.

     Анализируя  различные предположения о происхождении  пассионарных толчков, Л.Н. Гумилев  склонялся к гипотезе о том, что толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность на поверхности Земли. Есть внешние космические причины – это, например, взрывы на Солнце, а есть внутренние причины – это энергия центральной части Земного шара, расплавленная магма. Также Л.Н. Гумилев говорит о наличии климатических циклов.

     Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к  расширению популяции  с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события  необходимо совпадение следующих условий:

     ·  нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза;

     ·  сочетание двух или более ландшафтов на территории;

     ·  присутствие двух или более этносов на территории.

     Типичный  этногенез состоит из следующих  стадий:

Срок Название Примечания
0 лет (начало отсчёта) Толчок (дрейф) Как правило, не отражён в истории.
0—150 лет Инкубационный период Рост пассионарности. Отражен только в мифах.
150—450 лет Подъем Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.
450—600 лет Акматическая  фаза (перегрев) Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.
600—750 лет Надлом Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы.
750—1000 лет Инерционная фаза Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.
1000—1150 лет Обскурация Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.

Старость  этноса.

1150—1300 лет Агония Только для  этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад.
1150 лет — неопределённо долго Гомеостаз Существование в равновесии со средой.
 

     Суть  теории Гумилева сводится к следующему:

     1) основным действующим лицом истории  являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности, охватывающие всех людей, поскольку нет человека вне этноса, и каждый человек принадлежит только к одному этносу; этнос — система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец; этнос есть сам дискретный процесс этногенеза;

     2) универсальный критерий отличия  этносов между собой — стереотип  поведения — особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а, как показал М.Е. Лобашев, через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками;

     3) системными связями в этносе служат ощущения “своего” и “чужого”, а не сознательные отношения; ощущение реальности стереотипа порождает самосознание и противопоставление “мы — они”;

     4) единство этноса поддерживается  геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионарность — непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, пусть даже иллюзорной, но для осуществления которой ее носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства; психологически пассионарность проявляется как импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения, как индивидуального, так и видового;

     5) в зависимости от соотношения  пассионарного импульса (Р) и инстинкта  самосохранения (J) Гумилевым описано три характерных поведенческих типа: пассионарии (P>J); гармоничные люди (P=J); субпассионарии (P<="" p="">

     6) статистически в этносе преобладают  гармоничные особи; доли пассионариев  и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменение их количеств определяет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа (по классификации А.А. Малиновского);

     7) в зависимости от удельного  веса пассионарности этнос в  своем жизненном цикле (то есть  в процессе этногенеза) проходит  ряд стадий: фазу подъема пассионарности (скрытую, или инкубационную, и явную), фазу предельной пассионарности (акматическую); фазу надлома (то есть резкого спада пассионарности); инерционную фазу (постепенный спад пассионарности; фазу потери пассионарности (фаза обскурации); мемориальную фазу, когда после некоторой регенерации пассионарности этнос превращается в реликт, являющийся верхним звеном геобиоценоза определенного ландшафта;

Информация о работе Русские геополитики