Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:50, контрольная работа
Словом, проблематика современных международных исследований значительно усложнилась, к тому же и современные международные отношения еще не представляют собой окончательно сформировавшуюся систему, продолжают находиться в процессе динамичного становления. Это по-прежнему большой научный и политический вызов ученым и практикам.
1. Введение
2. Участники международных отношений
3. Теоретические модели системы международных отношений и современность
4. Особенности формирования геополитического пространства в мире
5. Россия в современном мире
6. Заключение
7. Литература
Ставится вопрос о расширении Совета
Безопасности, причем речь идет не только
об увеличении числа его непостоянных
членов, но и о введении в состав
Совета Безопасности новых постоянных
членов. Предлагается реформировать
и деятельность Генеральной Ассамблеи
ООН. В частности, сократить общее
число принимаемых резолюций, делать
упор на реально выполнимых, исходить
при этом из критериев приоритетности
решаемых задач, их практической значимости.
Предлагается также усовершенствовать
структуру Генеральной
Все межправительственные организации подразделяются на организации системы ООН и региональные организации. Международные региональные организации могут действовать только в соответствии с принципами Устава ООН и призваны решать вопросы сотрудничества и безопасности государств определенного региона. По данным Центра исследований международных организаций в Брюсселе, количество региональных организаций составляет примерно 80% от всех межправительственных организаций.
Таким образом, система международных
организаций прочно вошла в структуру
системы межгосударственных отношений
как важный элемент, без которого
функционирование этой системы практически
невозможно, особенно сегодня, когда
совместных усилий требует решение
глобальных проблем, когда существует
объективная необходимость
По своему характеру международные
отношения подразделяются на политические,
экономические, научно-технические, идеологические,
культурные, военные. Среди этих отношений
на первом месте, несомненно, стоят
международные политические отношения.
Политические отношения определяются
в принципе тем, что это отношения
государств. Любая проблематика межгосударственных
отношений, ставшая предметом
Любые внутриобщественные явления становятся объектом межгосударственных политических отношений лишь тогда и постольку, когда и поскольку они опосредованно становятся объектом внешней политики государств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполитическую деятельность.
Различные виды отношений не только в субъективном плане, через политику государств, в которой они, как в тигле, переплавляются в политические, но и объективно являются политическими. В силу свойств самой системы межгосударственных отношений она концентрированно выражает различные отношения государств как в их политическом содержании, так и в специфической политической форме. Отделить собственно политические отношения государств, иначе говоря, отношения по поводу конкретно-исторических проблем - в отличие, например, от экономических, научно-технических, культурных и т.д. - весьма трудно, а порою невозможно. Всякое такое «отделение» носит условный характер и предполагает постоянный учет реального взаимодействия собственно политических проблем с другими.
Теоретические модели системы
международных отношений и
В каждый отдельный промежуток времени складывается определенный характер взаимодействия между основными участниками международных отношений. Эти отношения приобретают особую для каждого периода структуру, которую принято называть системой международных отношений или международной системой.
Существуют несколько вариантов моделирования систем международных отношений. Один из вариантов предложил американский политолог М. Каплан. Под международной системой он понимает варианты расстановки сил на основе некоторого набора участвующих организаций, государств или групп государств. Всего им выделено шесть типов международных систем: система «баланса сил», свободная биполярная система, жесткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система и система вето. Затем были предложены различные модификации отдельных систем.
В системе «баланса сил»
основными факторами являются только
национальные государства с широкими
военными и экономическими возможностями.
Это - система, в которой не существует
дифференциации ролей; если в ней
насчитывается менее пяти государств-акторов,
то система может оказаться
В свободной биполярной системе
роли дифференцированы. Она состоит
из акторов различных типов: отдельных
государств, блоков государств, лидеров
блоков, членов блоков, неприсоединившихся
стран и универсальных
Жесткая биполярная система в принципе имеет много общего со свободной биполярной системой. Отличие состоит в том, что в жесткой системе упраздняется роль неприсоединившихся государств и в значительной степени атрофируется роль универсальной организации. В случае возникновения такой системы она характеризовалась бы очень высоким напряжением.
Универсальная система носит
чисто предположительный
Иерархическая система выглядит
как некая модификация
Система вето - это система
государств-акторов или блоков-
В годы «холодной войны»
реальная система международных
отношений видоизменялась между
жесткой и свободной
С конца 50-х годов система
международных отношений
Исчезновение Советского
Союза как одной из двух сверхдержав
разрушило прежнюю
О многополярной системе
международных отношений многие
специалисты писали еще во времена
«холодной войны», правда, относя возможность
её формирования к будущему. Большинство
авторов анализировали
С.Хоффман указывал на целый ряд тенденций в развитии международных отношений в конце 70-х годов XX столетия. Он отмечал увеличение числа государств, возрастание роли негосударственных акторов, нарастание взаимозависимости, изменение соотношения между экономическими и военными факторами в пользу первых. Но главным было то, что он увидел возникновение новых иерархических структур в международной системе. Если ранее имела место одна иерархия, основанная на исключительно силовом факторе, то уже в тот период складывались несколько функциональных иерархий, каждая из которых основывалась на различных факторах – экономических, военных, идеологических, социо-культурных. Сегодня система международных отношений формируется не только под влиянием объективных обстоятельств, но и в результате сознательной деятельности. Российская Федерация вполне может внести свой вклад в этот процесс, тем более что после начала всемирной антитеррористической операции её международная роль возросла, а отношения с ведущими странами Запада и США улучшились. В новой системе международных отношений Россия сможет занять достойное её потенциалу место, но при любом возможном развитии событий её роль в мире будет оставаться весьма важной.
Большое значение в регулировании международных отношений имеет международное право. Решая поначалу вопросы простого разграничения сфер власти отдельных государств, регулирования их связей, международное право постепенно выходило на путь ограничения произвола, сужения сферы применения права на войну. В результате принятия Устава ООН оно поднялось на качественно новую ступень, поставив вне закона применение силы, нормативно закрепив идею сотрудничества государств. Это составило основу для создания разветвленной системы договорных и иных документов нового поколения.
К основным принципам современного
международного права можно отнести
следующие: суверенное равенство, уважение
прав, присущих суверенитету; неприменение
силы или угрозы силой; нерушимость
границ; территориальная целостность
государства; мирное урегулирование споров;
невмешательство во внутренние дела;
уважение прав человека и основных
свобод; равноправие и право народов
распоряжаться своей судьбой; сотрудничество
между государствами; добросовестное
выполнение обязательств по международному
праву. Нормативная база международного
права постоянно обновляется
и дополняется. В этом находит
свое отражение развитие структуры
и системы международных
Особенности формирования геополитического пространства в мире
Геополитика – это наука и вид государственной деятельности, согласно которой политика государства определяется географическими факторами (положением по отношению к другим странам, природными ресурсами, климатом и т.п.). Внешняя политика государства, опирающаяся, прежде всего на учет географических факторов.
Взгляды,
идеи и подходы, развиваемые основоположниками
геополитики, легли на благодатную
почву политического и
Идеи:
Объектом геополитики выступает планетарное пространство, будь то твердая суша, вода, воздушное пространство. В том числе государства, границы и ресурсы.
Предметом геополитики является взаимоотношения между геополитическим субъектами, которые решают мировые и региональные проблемы.
Геополитика на протяжении своего развития трансформируется. Так в 21 веке на первый план выходят военные, информационно-технологические, финансовые и культурологические факторы. Это в первую очередь означает высокую степень зависимости систем государственного, военного, экономического управления от информационно-технологических глобальных систем. Географические условия фундаментальности стран отошли на второй план.
Информация о работе Современная система международных отношений и геополитика